«12 мелодий любви» — новый фильм Клода Лелуша

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Александр Мануйлов о джазовой трагикомедии французского классика, вышедшей в преступно ограниченный российский прокат.

Ещё в «Баловне судьбы» Клод Лелуш писал, что «жизнь каждого человека есть следствие бесконечного ряда косвенных действий, различных событий, столкновений между людьми, случайных встреч». Эта цитата, что синопсис «12 мелодий любви», на ней, в принципе, можно было бы эту рецензию и закончить, но слишком хочется поговорить ещё.


Лелуш — один из осколков великого французского кино 60-х, когда Париж, перенасыщенный интеллектуалами, был культурной столицей Европы. Из уличных кафе доносился голос Сержа Генсбура, по набережным Сены гулял Хулио Кортасар, Ги Дебор погружался в безумие квартала Ле-Аль, а философы готовили теоретическое основание для мая 1968-го. И пусть многие современники Лелуша считали его конформистом (читай — немарксистом) в 1967 году он снял одну из частей «Далеко от Вьетнама» — радикального для своего времени фильма. А в 1974 году вышел нашумевший «Брак», с которого и начинается жёсткий, местами даже язвительный взгляд режиссёра на внутрисемейные отношения, способный надолго отбить у зрителя желание жениться.

«12 мелодий любви» (более точный перевод — «Жизнь каждого») — новый опыт познания природы отношений. Режиссёр показывает, как закручиваются, развиваются или затухают любовные связи в маленьком бургундском Боне (12 мелодий можно смело трансформировать в 12 историй). Лелуш не углубляется в изучение душевных расстройств, его не слишком заботит перверсивность героев — он выбирает лёгкость нелинейного, порезанного вдоль и поперёк сюжета. Может даже показаться, что эта картина — всего-навсего эксцентричная комедия, в которой автор заигрывает с насущными проблемами современности, используя широкий социальный диапазон героев — от рок-звёзд и аристократии до проституток и полицейских. Естественно, Лелуш откровенно смеётся не над самими проблемами, а над дискурсом, который выстраивается вокруг них. Отсюда в сюжете и однополые, и смешанные браки, культурный диссонанс между иммигрантами и аборигенами, феминизм, коррупция, аполитизм — киноконструкт из готовых ситуаций, на которые нанизаны смыслы. И всё это под ритмичную музыку (в Боне проходит фестиваль уличного джаза).

Саундтреку Лелуш уделяет особое внимание, что подтверждает и приглашение оскароносного («История любви») композитора Франсиса Ле, с которым он начал сотрудничать на своей главной ленте «Мужчина и женщина». Звук формирует изображение. «Рваный ритм», заимствованный из джаза, вместе с визуальной избыточностью заставляют регистр восприятия всё время переключаться — остаётся либо слишком мало времени на размышления, либо размышлять уже не о чем. Флешбеки сменяются снами и наоборот.


Свою последнюю роль в фильме сыграл Джонни Холлидей, рок-звезда и не последний вообще-то артист («Детектив», «Человек с поезда», «Ограбление по-французски»). Кроме него, особого внимания заслуживают глотающий слёзы Кристофер Ламберт, комик Жан Дюжарден в образе трепетного полицейского и femme fatale Марианн Деникур в роли обманутой жены. При этом почти весь фильм в кадре не появляется и персонажа, за которого можно зацепиться. Лишь в финале Лелуш неожиданно вводит главного героя, и эпизод в суде превращается в аллюзию на «Постороннего» Альбера Камю с той лишь разницей, что здесь не только герой — посторонний, но и те, кто его судят.

Читайте также
Мэтт Дэймон в Солнечном городе: рецензия на фильм Александра Пэйна «Короче»
Елизавета Окулова рассказывает о фильме, задуманном в 2006-м, а снятом в 2017-м. 11 лет режиссёр копил деньги. Автор «Небраски», «На...
«Селфи»: приключения Хомерики в стране продюсеров
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавшего камерные, медленные и, как пра...
Плакатное искусство: в прокат выходят «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»
До российских кинотеатров добрался последний фильм Мартина МакДоны, собравший к февралю полтора десятка престижных наград и являющийся одним из...
Конец фильма: в российском прокате «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в «Любви», Михаэль Ханеке вернулся с&nb...
«Приключения Паддингтона 2» и российский прокат: цирк глазами медведя
Оля Касьянова посмотрела самый скандальный (внезапно) фильм января. Выходной день. На первом утреннем сеансе в киноцентре на Красной...
«Мешок без дна»: величайший шоумен
Оля Касьянова о новой картине Рустама Хамдамова, вышедшей сегодня в ограниченный и мимолётный, очевидно, прокат.Новую работу Рустама Хамдамова,...
Также рекомендуем
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на...
Тимур Алиев рассказывает, как сериал работает с темой семьи и взросления.
Рассказываем о тернистом пути режиссёра к статусу главного кидалта Голливуда.
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на...
Тимур Алиев рассказывает, как сериал работает с темой семьи и взросления.
Рассказываем о тернистом пути режиссёра к статусу главного кидалта Голливуда.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00