Зло во плоти: 10 лучших фильмов про маньяков

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Девушка с татуировкой дракона», реж. Нильс Арден Оплев, 2009. Фото: Millennium Films

31 августа в российский прокат выходит датский криминальный триллер «Молчание ангелов» режиссёров Юлие Эльгор и Эсбена Тоннесена. В спокойном и ничем не примечательном городке пропадают женщины, а позже полиция находит их изуродованные тела. Безжалостные убийства совершает маньяк, именующий себя Создателем Ангелов. К расследованию запутанного и очень опасного дела привлекают детектива от Бога — Лауру (Юлие Эльгор), поставившую карьеру на паузу из-за тяжёлых личных обстоятельств. Героиня возвращается в профессию, но она даже не представляет, как дорого ей обойдётся охота на маньяка. Вместе с напарником Лаура погружается в самое сердце тьмы, напоминающей о прошлом, от которого она так и не оправилась. «Молчание ангелов» — режиссёрский дебют актрисы Юлие Эльгор, сделанный в лучших традициях скандинавского нуара: меланхоличные пейзажи точно отражают состояние разочарованных в жизни героев, у каждой семьи — свои скелеты в шкафу, а напряжение нарастает с каждой секундой, пока зло буквально дышит в затылок. В преддверии премьеры мрачного датского детектива вспоминаем лучшие фильмы про маньяков, от которых кровь стынет в жилах. В нашей подборке — бессмертная классика и пара оригинальных картин за последние несколько лет.

«Чёрный телефон», реж. Скотт Дерриксон, 2021

«Чёрный телефон», реж. Скотт Дерриксон, 2021. Фото: Universal Pictures

1978 год, штат Колорадо. В небольшом городке объявился серийный убийца, похищающий детей. Полиция находится в полном замешательстве, ведь маньяк действует с осторожностью и совсем не оставляет следов. 13-летний Финн (Мэйсон Темз) мало обеспокоен нападениями на своих ровесников. Отец с алкогольной зависимостью не обращает на сына никакого внимания, а в школе мальчик всё время подвергается издевательствам местных хулиганов. Единственный человек, с которым Финн может поговорить по душам, — его младшая сестра Гвен. Как-то раз, возвращаясь домой, подросток сталкивается лицом к лицу с серийным убийцей Альбертом Шоу (Итан Хоук). Мужчина похищает Финна и запирает его в подвале своего дома. Вскоре с мальчиком связываются призраки детей, погибших от рук маньяка. Они собираются помочь Финну сбежать.

За экранизацию «Чёрного телефона», леденящего кровь рассказа сына Стивена Кинга, публикующегося под псевдонимом Джо Хилл, взялся режиссёр Скотт Дерриксон, снявший один из самых страшных хорроров современности — «Синистер». В последней картине ему удалось отразить ужас, охвативший пригород Денвера, в котором бесследно исчезают дети. «Чёрный телефон» немного напоминает «Оно»: подростки на велосипедах, чувствующие себя некомфортно в собственных семьях, рассекают по тихим улицам и попадают в ловушку чистого зла, держащего в руке связку воздушных шариков. На первый взгляд довольно простой олдскульный хоррор с элементами триллера, обращающийся к тревожной ностальгии по концу 1970-х, оборачивается пробирающей до костей историей о безразличии взрослых и детском одиночестве. Голоса мальчишек, чьи страхи и проблемы игнорировали близкие, душераздирающим призрачным эхом раздаются в звуконепроницаемом подвале маньяка, заставляя задуматься, скольких ребят, прямо сейчас нуждающихся в помощи, не смогут услышать и спасти. Итан Хоук, сыгравший серийного убийцу, просто неузнаваем за карнавальной маской дьявола, передающей всю его суть. Персонаж актёра Альберт Шоу легко бы мог войти в десятку самых жутких маньяков в кино — от каждого появления этого монстра зрителя непременно бросает в дрожь.


«Пэрл», реж. Тай Уэст, 2022

«Пэрл», реж. Тай Уэст, 2022. Фото: A24

Действие разворачивается в 1918 году в Канзасе. Юная Пэрл (Миа Гот) живёт на ферме вместе с родителями. Муж девушки ушёл на фронт, оставив её одну с властной матерью и парализованным отцом, которому требуется постоянный уход. Пэрл коротает время, помогая близким по хозяйству, но мечтает она совсем о другом. Героиня грезит о карьере танцовщицы и надеется однажды сбежать из своего захолустья. Судьба предоставляет Пэрл такой шанс, и она решает им воспользоваться. Всех, кто встанет на пути к заветной цели, ждёт страшная участь.


«Пэрл» — один из лучших фильмов ужасов 2022 года и приквел слэшера «Х», премьера которого состоялась на семь месяцев раньше. Обе картины снял режиссёр Тай Уэст, мощно перезапустивший карьеру хоррормейкера под эгидой инди-студии А24. До конца года постановщик планирует выпустить заключительную ленту своей трилогии «Х» — «Максин», тоже с Миа Гот в главной роли, правда, дата релиза пока не была объявлена. «Пэрл» посвящена становлению маньячки из Техаса, жившей на ферме вместе с мужем и убивавшей туристов, снимавших у неё жильё. Ретро-хоррор, вдохновлённый как «Психо» Альфреда Хичкока и «Сиянием» Стэнли Кубрика, так и «Волшебником страны Оз», представляет из себя гневный портрет женщины, чью судьбу определило патриархальное общество. Трагедия главной героини, мечтавшей выпорхнуть из тесного родового гнезда и стать звездой, достигает катарсиса в сцене, где она, не пройдя пробы в танцевальную труппу, отчаянно взывает к жюри, срывающимся голосом произнося слова, оставившие след в поп-культуре: «I'm a star. Please, I'm a star». Пэрл, чья ярость распространилась на обманувшего её мужчину из кинотеатра и деспотичную мать, мгновенно стала культовой современной кинозлодейкой со своей оригинальной историей и безумным шармом. Размахивающая топором девушка в красном платье — лучший экранный образ Миа Гот, окончательно закрепившей за собой звание главной королевы ужасов XXI века. Финальная сцена с истерически улыбающейся героиней подтвердила, что перед нами — новый Норман Бейтс. Пожилую Пэрл, так и не избавившуюся от садистских наклонностей, Миа Гот сыграла в «Х».


«Девушка с татуировкой дракона», реж. Нильс Арден Оплев, 2009

«Девушка с татуировкой дракона», реж. Нильс Арден Оплев, 2009. Фото: Millennium Films

Успешный журналист издания «Миллениум» Микаэль Блумквист (Микаэл Нюквист) проиграл магнату Веннерстрёму, уличённому им в финансовых махинациях и торговле оружием, судебную тяжбу по обвинению в клевете. Теперь мужчине может грозить тюремный срок. Блумквиста отстраняют от работы, а решение по его делу переносят. Журналист собирается скоротать время, взявшись за расследование исчезновения племянницы Хенрика Вангера, обратившегося к нему за помощью. Харриет пропала в 1966 году, и родственники до сих пор не знают, что с ней случилось. Позже к журналисту присоединяется Лисбет Саландер (Нуми Рапас) — неформалка и хакерша, нашедшая в истории о канувшей в Лету девушке нечто подозрительное. Вместе с напарницей Блумквист погружается в тёмное прошлое семьи Вангер, о котором оба героя предпочли бы не знать.


Первая экранизация романа-бестселлера шведского писателя Стига Ларссона из его трилогии «Миллениум» не так популярна, как триллер Дэвида Финчера, вышедший два года спустя и подаривший нам магнетический дуэт Руни Мары и Дэниэла Крэйга. Скандинавская «Девушка с татуировкой дракона» куда серьёзнее обращается с первоисточником и не упускает из виду многие важные детали. В сравнении с картиной Нильса Ардена Оплева работа американского режиссёра выглядит лишь очерком на тему. Стиг Ларссон написал убедительную профеминистскую историю задолго до того, как писатели и кинематографисты принялись ставить во главе детективного сюжета женщину, совершенно не заботясь о необходимой сложности героини. Агрессивная, умная и больше всего на свете ценящая свою свободу Лисбет Саландер — та самая девушка с татуировкой дракона на спине и сердце как шведской, так и американской экранизаций. Именно эта героиня догадывается о существовании маньяка, опирающегося на стихи из книги Левит «о чистом и нечистом» и больше десяти лет убивающего женщин с библейскими именами. «Девушка с татуировкой дракона», где напарниками стали журналист и гениальная хакерша, постепенно раскрывается как история о садизме, передающемся из поколения в поколение. Маньяк остаётся вне поля зрения вплоть до ужасающей кульминации, тем самым подогревая интерес к своему финальному разоблачению, когда ему всё же придётся выйти из тени. Преступления убийцы, совершённые на религиозной почве, зритель видит только на фотографиях, смотреть на которые и так невыносимо. Режиссёр намеренно отказался от воспроизведения жестоких сцен, подчёркивая, что о расправах над девушками никто бы так и не узнал, если бы Саландер (умопомрачительная Нуми Рапас) не связала дело об исчезновении племянницы Хенрика Вангера с насильственными смертями молодых женщин, тем самым дав делу совершенно иной ход. «Девушка с татуировкой дракона» — идеальный пример скандинавского нуара. Из туманного Стокгольма мы переносимся на уединённый остров Хедебю в Хедестаде, освещённый ледяными солнечными лучами и хранящий страшные секреты прошлого. Жуткие семейные тайны в фильме переплетаются с личной трагедией самой Лисбет Саландер, столкнувшейся с сексуализированным насилием со стороны опекуна и отомстившей ему сполна. Пережитое героиней объясняет, почему она так горит желанием остановить и наказать маньяка, а оригинальное название фильма и книги переводится как «Мужчины, которые ненавидят женщин».


«Молчание ягнят», реж. Джонатан Демме, 1991

«Молчание ягнят», реж. Джонатан Демме, 1991. Фото: Orion Pictures Corporation

Молодой агент ФБР Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) отправляется на спецзадание: ей поручили общение с Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс), находящимся в тюрьме особо строгого режима. В обмен на камеру с видом маньяк-каннибал должен помочь следствию пролить свет на убийства, совершённые психопатом Буффало Биллом, которого пока не поймали. Но Лектер оказывается куда упрямее, чем предполагала Кларисса. Маньяк согласится составить характеристику серийника, если сможет узнать всё о жизни девушки. За неимением альтернативы Старлинг принимает условия Лектера. С этого момента начинается безумная игра одного из самых опасных преступников в истории.

Криминальный триллер по роману Томаса Харриса до сих пор считается лучшим фильмом про маньяков, а Ганнибал Лектер всё ещё возглавляет списки 100 главных кинозлодеев. Культовый статус «Молчания ягнят», удостоившегося «Оскара» сразу в пяти категориях, бессмысленно объяснять — тридцать два года спустя он точно так же пугает и восхищает, а от гениальной игры Энтони Хопкинса, заставившего зрителя впервые почувствовать к серийному убийце что-то кроме отвращения, становится не по себе. Один из лучших образцов жанра породил большое количество проектов-подражателей, которые превратили маньяков и социопатов, склонных к насилию, в интеллектуалов с отрицательным обаянием и изысканным вкусом, пока не перешли все границы, как в случае с Эндрю Кьюнененом в «Убийстве Джанни Версаче». «Молчание ягнят» не настолько романтизировало личность Лектера, как вышедший в 2013 году сериал «Ганнибал» с Мадсом Миккельсеном, но оно определённо располагало зрителей к любителю изящных искусств, парфюмерному эксперту, истинному ценителю классической музыки и проницательному психоаналитику, чья дьявольская натура теряла свою силу в тот момент, когда преступник рассуждал о чём-то высоком или в два счёта раскрывал истинные намерения людей. Впрочем, маньяк со специфическими предпочтениями в еде — не единственный любопытный персонаж в фильме. Когда Лектера нет в кадре, всё внимание зрителя к себе приковывает Кларисса Старлинг — молодая агентка ФБР в блестящем исполнении Джоди Фостер, которая, вопреки сексизму на работе и дискриминации женщин в криминалистике, стремится доказать, что она — настоящий профессионал. Её упорство, бесстрашие и преданность делу, несмотря на предвзятое отношение коллег-мужчин, вызывают уважение. Кларисса и по сей день остаётся одной из самых сильных и хорошо написанных киногероинь. Девушка, одолевшая не только маньяка, но и свою детскую травму, стала прототипом для многих центральных женских персонажей в криминальных фильмах и сериалах, будь то Иллиана Скотт из «Забирая жизни» или следовательница Ева Кайдес из российского сериала «Коса» 2021 года. Их образы так или иначе были созданы с оглядкой на Старлинг, обладающую острым умом сыщицы и обострённым чувством справедливости.


«Воспоминания об убийстве», реж. Пон Джун-хо, 2003

«Воспоминания об убийстве», реж. Пон Джун-хо, 2003. Фото: Sidus Pictures

1986 год, провинциальный город Хвасон в Южной Корее. Неизвестный убил двух женщин похожим образом. Местные полицейские подозревает, что имеют дело с серийником. Детективы Пак Ту-ман и Чо Ён-гу делают всё возможное, чтобы остановить маньяка. Но, оказывается, вытянуть чистосердечное признание из подозреваемых — задача не из лёгких. Из Сеула в Хвасон приезжает опытный детектив Со Тхэ-юн, который намерен вычислить маньяка, опираясь на факты и улики. В то же время серийник продолжает зверски убивать женщин.

В основу криминального детектива южнокорейского режиссёра Пон Джун-хо, чьи остросоциальные «Паразиты» получили «Оскар» сразу в четырёх категориях, легла история серийного убийцы Ли Чун-чжэ, прозванного «корейским Зодиаком». Он орудовал в Хвасоне с 1986 по 1991 год. Однако постановщика мало интересует личность самого маньяка — его куда больше волнуют полное равнодушие полиции к судьбам женщин и размышления о цикличности зла. «Воспоминания об убийстве» виртуозно смонтированный фильм, выворачивающий наизнанку лицемерных служителей закона. В кино Пон Джун-хо следователи готовы выбить признание из паренька, случайно проходившего мимо места преступления, лишь бы поскорее закрыть дело. Выпивающие и уставшие от большого объёма работы сыщики, труд которых, по сути, никто и не ценит, занимаются не реальным расследованием, а навешиванием ярлыка маньяка на молодых людей, чью вину невозможно доказать. При этом нельзя утверждать, что детективы не хотят положить конец зверствам серийника. После убийства девочки-подростка у Со Тхэ-юна, который только недавно беседовал с ней, срывает крышу, и он готов пойти на что угодно, лишь бы добиться чистосердечного от главного подозреваемого. Вот только личность маньяка в фильме, как и до определённого момента в жизни, останется загадкой. Эпилог наводит на мысль, что убийца всё ещё нападает на женщин. «Воспоминания об убийстве» — пугающее и бескомпромиссно злобное кино о несовершенстве как правоохранительной системы, так и всего мира. На момент выхода картины реального маньяка ещё не поймали, а его личность установили только в 2019 году. Ли Чун-чжэ, отбывающий пожизненный срок за изнасилование и убийство невестки, сознался во всех преступлениях во время судебного заседания.


«Американский психопат», реж. Мэри Хэррон, 2000

«Американский психопат», реж. Мэри Хэррон, 2000. Фото: Lions Gate Films Inc.

Патрик Бейтман (Кристиан Бэйл) — настоящий волк с Уолл-стрит. 27-летний мужчина работает инвестиционным банкиром и, на зависть коллегам, всегда выглядит безупречно, ведь каждое утро он начинает с усердных тренировок и тщательного ухода за собой. Патрик живёт в шикарной квартире в центре и ужинает в фешенебельных заведениях. Его обожают женщины, а мужчины ненавидят за успешность. Патрик — герой своего времени, но если присмотреться поближе, весь его ослепительный блеск исчезнет и останется только кровожадная натура серийного убийцы.

«Американский психопат» постановщицы Мэри Хэррон снят по одноимённому роману Брета Истона Эллиса. Как и книга, фильм обличает пороки американского общества конца 1980-х, одержимого властью и возводящего успех в культ. Белые финансисты старательно заботятся о внешнем лоске, но забывают о душе. Натренированное подтянутое тело, белоснежная улыбка, дорогие и идеально сидящие костюмы, обеды в модных ресторанах, изящный шрифт на визитке и пьянящее ощущение превосходства над остальными — то, без чего не представляют своей жизни избалованные и бессердечные яппи, к которым относится и сам Патрик Бейтман. «Американский психопат» делает консьюмеризм и капитализм синонимами вседозволенности элит и объясняет, к каким разрушительным последствиям всегда приводит мания величия. Главный герой с неконтролируемой склонностью к насилию страдает от комплекса Бога, присущего не только мужчинам, работающим на Уолл-стрит, но и всем сверхбогатым людям, наделившим себя правом распоряжаться чужими судьбами. Картина Мэри Хэррон, где жестокость неразрывно связана с жаждой полного контроля над миром, сейчас выглядит особенно актуальной. Патрик Бейтман, сыгранный Кристианом Бэйлом, — серийный убийца, в своём образе воплотивший аморальность привилегированных групп. Изначально на роль маньяка-меломана в белом плаще, как бы намекающем, что ему всё сойдёт с рук, рассматривали Леонардо ДиКаприо, но он не захотел участвовать в проекте. В итоге Кристиан Бэйл привёл себя в отличную форму и стал киносимволом культа успеха.


«Семь», реж. Дэвид Финчер, 1995

«Семь», реж. Дэвид Финчер, 1995. Фото: New Line Cinema

Детектив Уильям Сомерсет (Морган Фриман) всю жизнь работает в уголовном розыске и скоро планирует выйти на пенсию. Пока мужчина не отошёл от дел, начальство прикрепляет к нему молодого и неопытного напарника Миллса (Брэд Питт), которого нужно многому научить. В то же время город сотрясает череда убийств, отсылающих к семи смертным грехам. Сомерсет и Миллс берутся за это опасное дело, даже не подозревая, как далеко оно их заведёт.

Знаковое бадди-муви и главный неонуар XX века познакомил зрителя с самым изощрённым маньяком на тот момент, чьи жестокие преступления, связанные с религиозными мотивами, олицетворяли смертные грехи — от гордыни до гнева. Но главная заслуга остросюжетного триллера «Семь» — в его неожиданно горьком финале. Дэвид Финчер буквально боролся за беспросветную концовку с руководством студии New Line Cinema, также настоявшем на сокращении нескольких сцен с демонстрацией тел жертв серийного убийцы, так как фильм, по его мнению, и так был достаточно мрачным. Если некоторые особо отвратительные фрагменты из триллера режиссёр всё же согласился вырезать, то финал ему в итоге удалось отстоять, во многом благодаря Брэду Питту, угрожавшему уйти из проекта, если картина завершится как-то иначе. Помимо полной непредсказуемости, ключевую роль в «Семи» играет тревожная атмосфера — густая тьма обволакивает места преступлений и жизни героев, а нервное напряжение витает в наэлектризованном воздухе, не позволяя расслабиться даже на долю секунды. Любопытно, что в этой детективной картине, как и впоследствии в «Девушке с татуировкой дракона» 2011 года, Финчер проводит чёткое разделение между добром и злом. Вымотанному опасной и тяжёлой работой, но до последнего верящему в торжество правосудия талантливому сыщику Уильяму Сомерсету в исполнении Моргана Фримана свойственны справедливость и искреннее желание спасать других, а серийный убийца и религиозный фанатик Джон Доу, возомнивший себя карающим орудием Господа, получает удовольствие от насилия и садизма. В «Семи» пока ещё не обличается бездействие полиции, а напарники постоянно рискуют собой, чтобы выйти на след маньяка. Опытный Сомерсет, собравшийся на пенсию после самого сложного дела за всю карьеру, и амбициозный молодой полицейский Миллс честно и с огромной самоотдачей расследуют серию преступлений. Образ маньяка Джона Доу, воплощённого Кевином Спейси, Финчер списал с Чарльза Мэнсона и Теда Банди, превратив его в чудовищного кинозлодея, ничуть не уступающего Гансу Бекерту. Позже Доу станет прототипом Убийцы Десяти Заповедей из пятого сезона «Американской истории ужасов». У героев очень похожие имена — Джон Доу и Джон Лоу.


«Психо», реж. Альфред Хичкок, 1960

«Психо», реж. Альфред Хичкок, 1960. Фото: Иноекино

Молодая женщина по имени Мэрион Крэйн (Джанет Ли), работающая секретаршей в риелторской конторе, оставляет себе выданные начальником 40 тысяч долларов, которые нужно было положить на счёт в банке, и пускается в бега. Девушка надеется построить счастливую жизнь со своим горе-любовником Сэмом Лумисом (Джон Гэвин), погрязшим в долгах. Прежде чем встретиться с бойфрендом, Мэрион решает передохнуть после пережитого стресса в небольшом мотеле у дороги. Им управляет скромный мужчина по имени Норман Бейтс (Энтони Перкинс), которого держит в ежовых рукавицах собственная мать. Новая постоялица сразу не понравилась женщине, и она всячески пытается оградить сына от контакта с ней, идя на всё более радикальные меры.


Наша подборка была бы неполной без культового «Психо» Альфреда Хичкока, который, как и «М убийца», оказал огромное влияние на психологические триллеры и хорроры. Великий режиссёр и отец саспенса снял чёрно-белый фильм из-за ограниченного бюджета, впоследствии ставший его главной визитной карточкой. В основу фильма легла биография серийного убийцы и некрофила из штата Висконсин Эда Гина, переосмысленная в книге «Психоз» Роберта Блоха, права на экранизацию которой Хичкок анонимно приобрёл за 9 тысяч долларов. Хоррор о маньяке Нормане Бейтсе, нападавшем на девушек в своём мотеле, сейчас принято анализировать не только с кинематографической, но и с психологической точки зрения. У злодея в фильме ярко выраженное диссоциативное расстройство личности, ставшее следствием болезненных и травмирующих отношений с властной матерью, контролировавшей каждый его шаг и всё запрещавшей. В итоге даже после смерти Нормы Бейтс герой продолжает слышать её голос и поступать так, как она сочтёт нужным. Однако вряд ли сам Хичкок стремился как-то оправдать образ жизни, который ведёт герой, ведь далеко не все люди с тяжёлым детством и юностью превращаются в серийных убийц. В своё время нервирующий тон «Психо», довольно жестокая, по меркам 1960-х, сцена в душе и финальное откровение, шокировавшее неподготовленных зрителей, позволили картине получить статус главного хоррора эпохи, а намного позже — и звание одного из величайших фильмов ужасов XX века, который режиссёры всё ещё продолжают цитировать. Хичкок создал первый психологический портрет американского маньяка, и на его видение «монстра» будут опираться многие постановщики, работающие с криминальными триллерами, в том числе основанными на реальных событиях.


«М убийца», реж. Фриц Ланг, 1931

«М убийца», реж. Фриц Ланг, 1931. Фото: Nero-Film AG

Жестокий маньяк наводит ужас на город. Родители боятся за своих дочерей и лишний раз не пускают их на улицу, однако убийства всё равно продолжаются. Расследование полиции заходит в тупик, и тогда на поиски маньяка отправляются местные бандиты, желающие устроить самосуд над душегубом.


«М убийца» немецкого режиссёра-экспрессиониста Фрица Ланга, по понятным причинам покинувшего родную страну в 1934-м, на ряду с «Жильцом» Альфреда Хичкока, «вдохновлённым» историей Джека-потрошителя, был одним из первых фильмов про маньяков, повлиявшим на дальнейшее развитие жанра. Чёрно-белая картина, вышедшая за несколько лет до прихода нацистов к власти в Германии, словно предвидела будущую трагедию: в фильме штурмовые отряды вступают в жестокие уличные схватки с антифашистским «Союзом красных фронтовиков», и уже становится понятно, в какую сторону дует ветер перемен. На фоне гражданских конфликтов разворачивается сюжет о Гансе Бекерте — маньяке, убивающем детей, долгое время остававшемся безнаказанным, несмотря на то что его пытались остановить и полицейские, и бандиты. Герой, в котором не осталось ничего человеческого, послужил прообразом для будущих серийных убийц в кино. Подобно Зодиаку из одноимённого фильма Дэвида Финчера, преступник отправляет в редакцию газеты письмо, предупреждающее о новых жертвах, и разбирается в классической музыке, как Ганнибал, что его в конечном счёте и выдаёт. Прототипом омерзительного и увёртливого Ганса Бекерта, роль которого исполнил Петер Лорре, был серийный убийца Петер Кюртен, орудовавший в Дюссельдорфе. Чтобы создать точный облик монстра на экране, Фриц Ланг навещал в тюрьме реального маньяка, признанного вменяемым садистом, прежде чем того казнили, и это решение режиссёра, конечно же, вызывает вопросы. «М убийца» задал вектор развития не только кино про серийных убийц, но и жанру нуара, расцвет которого пришёлся на 1940–1950-е.


«Город, который боялся заката», реж. Чарльз Б. Пирс, 1976

«Город, который боялся заката», реж. Чарльз Б. Пирс, 1976. Фото: AIP

Тёмной ночью неизвестный мужчина, скрывавший своё лицо, напал на парочку, сидевшую в машине. Молодые люди выжили, а о случившемся скоро узнал весь город. Ровно двадцать один день спустя после захода солнца человек с киркой подкараулил других влюблённых. На следующий день их нашли мёртвыми. С тех пор в Тексаркане поползли слухи о том, что в городе орудует серийный убийца.

«Город, который боялся заката» — криминальный триллер, предвосхитивший моду на слэшеры в 1980-е. В основу картины легли реальные события, произошедшие в американском городке Тексаркана, расположенном на границе Техаса и Арканзаса. В 1946 году «призрачный» маньяк по прозвищу Фантом, которого так и не поймала полиция, жестоко убил пять человек. Личность мужчины, носившего на голове мешок с прорезями для глаз и бравшего на преступление кирку или ружьё, так и не смогли установить. Фантом орудовал по ночам, а его жертвами становились влюблённые парочки, гуляющие под луной. Известно, что некоторых парней и девушек он просто грабил и оставлял в живых, чтобы те поведали всему городу о маньяке, спровоцировав панические настроения среди местных жителей. Фильм Чарльза Б. Пирса в хронологическом порядке воспроизводит все нападения серийника, а ощущение неуловимости и безнаказанности зла не покидает и после просмотра картины. «Город, который боялся заката» получился мрачным и безнадёжным кино, где даже солнечные лучи кажутся предвестниками трагедии. Повествование фильма охватывает деяния Фантома и вялые попытки полиции его задержать. В триллере уже считывается одна из главных примет слэшеров: единственной, кто уцелел после встречи с убийцей, стала Хелен Рид — предшественница «последних девушек». «Город, который боялся заката» приняли в штыки родственники людей, погибших от рук маньяка. Они критиковали режиссёра за эксплуатацию травмировавшего их прошлого задолго до осуждений Райана Мёрфи за биографический сериал «Монстр: История Джеффри Дамера». Однако обвинения картины в неэтичности ни к чему не привели: она шла в кинотеатрах не только в США, но и в Европе целый год и попала в пятёрку лучших независимых фильмов 1976-го, собрав в прокате 5 млн долларов. В 2014 году вышло продолжение триллера, вызвавшего бурные дискуссии в американском обществе.

Читайте также
Да пребудет с ними сила: 7 главных женских персонажей во вселенной «Звёздных войн»
Вспоминает женщин Star Wars в честь премьеры сериала «Асока».
10 заметных фильмов фестиваля «Короче»
В Калининграде завершился XI киносмотр «Короче».
Жизнь в неоновом свете: фильмы и сериалы Николаса Виндинга Рефна
Один из главных визионеров Голливуда и его творения.
Также рекомендуем
Секрет бодрости Тайки Вайтити, беседа с Абелем Феррарой, любовная история Селин Сьямма и Адель Энель, кое-что о Зои Крав...
Вспоминаем историю создания провокационного кино и разбираемся в его философии.
Рассказываем, чем удивляет и разочаровывает новый фильм мастера интригующих сюжетов.
Убойный процедурал или схематичная звёздная драма? Разбираемся.
Секрет бодрости Тайки Вайтити, беседа с Абелем Феррарой, любовная история Селин Сьямма и Адель Энель, кое-что о Зои Крав...
Вспоминаем историю создания провокационного кино и разбираемся в его философии.
Рассказываем, чем удивляет и разочаровывает новый фильм мастера интригующих сюжетов.
Убойный процедурал или схематичная звёздная драма? Разбираемся.

Последние новости

Пресса в восторге от байопика Боба Дилана с Тимоти Шаламе
Актёр рискует стать самым молодым лауреатом «Оскара» за мужскую роль.
«В потерянных землях» по рассказу Джорджа Р.Р. Мартина выйдет 28 февраля
Главные роли в фильме сыграли Милла Йовович и Дэйв Батиста.
00:00