В этом году до широкого зрителя наконец доберётся фильм «Морбиус», кинокомикс про одного из врагов Человека-паука, в котором главную роль исполнил Джаред Лето. Виктор Непша по просьбе КИНОТВ составил список лучших из худших: антигероев (и актёров), откровенных негодяев, соперников и злейших врагов спасителей человечества.
1. Джокер (Джек Николсон/Хит Леджер/Джаред Лето/Хоакин Феникс)
Без самого, пожалуй, главного врага Бэтмена никуда не деться. Характерно, что наиболее интересной и продолжительной у Брюса Уэйна вышла борьба с человеком без примечательных сверхспособностей как таковых — банально с безумцем, способным на любой поступок, от убийства Робина и работы на иранское правительство до союза с тем же Бэтменом. Именно отсутствие устоявшейся единой предыстории и стандартного набора характеристик позволяет авторам DC десятилетиями поступать с клоуном-хаоситом на своё усмотрение: любое изменение будет вписываться в образ, а разные версии жизнеописания персонажа только дополняют картину его безумия.
Многоликость Джокера идеально проявилась и в кино. Достаточно уже факта, что за прошедшие годы его сыграли Джек Николсон, Хит Леджер, Джаред Лето и Хоакин Феникс — не самые похожие друг на друга актёры.
Николсон в бёртоновском «Бэтмене» (1989) перехитрил Джокера и смог примерить себя на персонажа, а не наоборот. В результате получился его фирменный маниакальный образ с бровями дугой, ртом до ушей и в гриме. Леджер в нолановском «Тёмном рыцаре», напротив, методично вживался в персонажа, вдохновляясь, в частности, классической «Лечебницей Аркхэм» Гранта Моррисона и Дэйва Маккина. Его Джокер — невротичный, постоянно облизывающий губы и поправляющий засаленные волосы, с остатками дрянного грима на лице — стал каноном, а безвременная кончина самого Леджера только закрепила культовый статус (который не смогли пережить даже бесчисленные паблики с псевдофилософскими цитатами его героя и ироничные мемы про мысли Джокера).
Джаред Лето в роли Джокера в «Отряде самоубийц» — персонаж не столько пугающий, сколько гламурный, по-своему яркий, буржуазно-броский. Кажется, что он понравился скорее персональным фанатам актёра и музыканта, но когда-то должен был появиться и такой Джокер — не всё врагу Бэтмена в кино быть маниакально-асексуальным.
Хоакин Феникс — отдельная история. Если верить слухам из СМИ, он согласился на роль только после того, как убедился, что не участвует в легковесно-комиксовых капустниках (увы, стереотипы о комиксах как развлекательном и поверхностном медиуме всё ещё живы). Потому и фильм Тодда Филлипса кажется максимально далёким и оторванным от условного канона: Феникс явно видел и учитывал опыт работы Леджера, но пошёл своим путём, уводя образ обиженного безумца от конкретных первоисточников к чему-то универсальному. А многочисленные отсылки к классическим работам Мартина Скорсезе (см. «Таксист» и «Король комедии») подарили картине возможность получить главный приз Венецианского кинофестиваля.
2. Пингвин (Дэнни ДеВито)
По сравнению с Джокером другой заклятый враг Бэтмена, Пингвин (настоящее имя — Освальд Кобблпот), кажется в разы скучнее. Во-первых, дурацкое прозвище. Во-вторых, никаких примечательных способностей и черт характера, за исключением манеры старомодно одеваться и использовать зонтик как универсальное опасное оружие. Фактически это просто умный и коварный криминальный авторитет. Тем эффектнее метаморфоза, которой персонаж подвергся в исполнении Дэнни ДеВито в «Бэтмен возвращается». В версии Бёртона Кобблпот буквально оказывается мутантом с ластами вместо рук, из-за чего от него ещё в детстве отказываются родители и весь мир. Единственными существами, готовыми его приютить, становятся, конечно, пингвины. В отличие от Эдварда руки-ножницы — ещё одного героя Бёртона, что обречён на одиночество из-за своих физических особенностей, — персонаж ДеВито с самого начала озлоблен на мир и готов мстить.
Такой Пингвин получается зловеще-гротескным, до омерзения, и в то же время трагичным (чего стоит только сцена пингвиньих похорон). Сталкивая красоту и уродство, переплавляя их в нечто новое, фильм может вызвать сомнения в устойчивости привычных эстетических взглядов у не привыкшего к такому зрителя. И побуждает сочувствовать нелепому, отталкивающему, поедающему сырых рыб, одинокому человеку-пингвину — один из лучших мотивов раннего Бёртона, тогда ещё не ставший его личным клише.
3. Танос (Джош Бролин)
Кого только не было в киновселенной Marvel в качестве злодеев: безумный нацист-суперсолдат (Красный Череп), искусственный интеллект-мизантроп (Альтрон), обезумевший мутант (Мерзость) и даже лысый Джефф Бриджес (Обадайя Стейн). Но самым эпичным, запоминающимся и во всех смыслах титаническим оказался большой фиолетовый парень.
Конечно, Танос не так прост, со всеми своими природными данными, неуязвимостью к обычному оружию, сверхвыносливостью и умом. Но, можно согласиться, примерно таких же у Marvel сыщется не один десяток. Как и с большинством персонажей в этом списке, кажется, что удача Таноса не столько в специфических способностях, сколько в сочетании небанально прописанного персонажа и его воплощения на экране (силами motion capture и харизмы Джоша Бролина). Сама по себе мальтузианская система взглядов титана не нова и понятна (более того, у него есть идейный союзник непосредственно в этом списке). При малейшей фальши или переигрывании все идеи с уничтожением половины населения Вселенной могли скатиться к фарсу. Но неспешное постепенное развитие образа и мудрая высокомерная манера общения Таноса, скорее последовательного, чем безумного, подкупают.
4. Стервятник (Майкл Китон)
В отличие от Таноса, Стервятник (настоящее имя — Эдриан Тумс) — злодей (?) совсем другой, более локальной истории. Мстители сражались с инопланетной заразой, разнесли полгорода и улетели — а простым людям пришлось жить дальше. Тумс, например, вложил все деньги в компанию, которая занималась ликвидацией завалов и инопланетного оборудования на поле битв. И всё было хорошо, пока право на эти работы не монополизировала компания Тони Старка, оставив Тумса ни с чем. Разочарованный и обозлённый, Эдриан был вынужден начать торговать нелегальным оружием, которое он с пособниками изготавливал из тех самых отбросов, оставшихся после инопланетных побоищ.
Ко второй половине 2010-х годов Marvel наконец-то окончательно ушли от чёрно-белой цветовой гаммы: герои вроде Тони Старка оказывались всё более непростыми, проблемными людьми, а в роли злодея (как в случае Тумса) оказался простой работяга, разочарованный в американской мечте. В фильме «Человек-паук: Возвращение домой» Стервятник предстаёт как вспыльчивый, но, в общем-то, далеко не самый плохой человек на свете: заботливый семьянин, который идёт на крайние меры вроде убийства лишь в исключительных случаях. Он хитёр и коварен и в то же время искренен, когда объясняет свою простую мотивацию геройствующему школьнику Питеру Паркеру. Человек-паук — счастливчик, волей судьбы получивший сверхспособность. Стервятник — побитый жизнью немолодой человек, которому приходится побираться на высокотехнологичных помойках, чтобы выжить. Как можно ему не сочувствовать?
5. Озимандия (Мэттью Гуд)
А вот и тот самый идейный соратник Таноса. Озимандия (в миру Адриан Вейдт) в «Хранителях» считается самым умным человеком на земле — и этим всё сказано. В своих размышлениях о том, как остановить планету, что стоит на грани ядерной войны между СССР и США, он руководствуется именно умом, а не милосердием или геройской бравадой. А если уж самому умному человеку на планете пришло в голову, что для сохранения жизни миллиардов нужно пожертвовать миллионами, значит, так тому и быть.
В каком-то извращённом смысле он милосерднее Таноса: не обязательно убивать ровно половину всех, и дело не столько в ресурсах, сколько в примирении заклятых врагов перед лицом более глобальной угрозы — примитивный, но действенный способ. В комиксе Адриан Вейдт — приятный блондин-плейбой, достаточно пафосный, немного добродушный. Экранизация Зака Снайдера выкрутила гротеск, рапид и контрастные цвета на максимум. Мэттью Гуд в ней играет более карикатурную версию Вейдта: нарочито высокомерную, в нелепом костюме, с дурацкими позами и стереотипными монологами (несмотря на реплики вроде «я же не злодей из комиксов» — ха-ха). Полноценный картонный злодей из раннего супергеройского кино.
Но Снайдер всегда был про сочетание пошлости, топорности, пафоса с экшном, детской восторженностью и рефлексией на тему всего перечисленного. Искусственность персонажа Озимандии в комбинации с тем, насколько он оказывается прав в своих действиях, ошеломляет больше, чем поступки его прототипа из комикса. Пластмассовый мир победил.
6. Эрик Киллмонгер (Майкл Б. Джордан)
«Чёрная пантера» — ещё одна относительно локальная марвеловская история, но цель Киллмонгера как раз в том, чтобы сделать её глобальной. Веками высокотехнологичное африканское государство Ваканда прятало свою мощь от всего мира и придерживалось нейтралитета — такой же линии собирается следовать и новый король Т’Чалла (Чедвик Боузман).
У Киллмонгера другие планы: он хочет отомстить Т’Чалле за гибель своего отца, а также разжечь огонь мировой расовой революции — слишком долго, по его мнению, чёрный народ страдал в рабстве и угнетении, пора Ваканде вмешаться. Эрик кажется радикальным, но искренним в своих намерениях: как и Стервятник, на свой лад, он слишко долго был маленьким человеком, сносившим жестокость от равнодушного мира. И хотя в итоге персонаж получился несколько однобоким, таких революционеров у Marvel ещё не было.
Бонус:
- 7 злых бывших из «Скотта Пилигрима против всех»: набор восхитительных стереотипов с нетривиальными суперспособностями на любой вкус, от актёра-скейтбордиста (Крис Эванс) и вегана (Брэндон Раут) до главного негодяя Гидеона Грейвса, который в исполнении Джейсона Шварцмана похож на Андрея Малахова.
- Локи: границы между злодеем и антигероем зыбкие, но не будем забывать, что персонаж Тома Хиддлстона когда-то был главной проблемой для марвеловских супергероев (ох уж эти времена до Хелы, Таноса и пространственно-временных пертурбаций!).
- Магнето (Иэн Маккеллен/Майкл Фассбендер): та же история с героем и антигероем. Как можно осуждать Магнето, пережившего Холокост, за то, что он разочаровался в людях?
- Эго — живая планета (Курт Расселл): Отец Питера Квилла (Звёздного лорда), лицемерная планета-убийца и Курт Расселл в одном флаконе. Нужно ли что-то ещё?