С 15 по 28 августа в московском киноцентре «Октябрь» проходит VIII международный фестиваль неигрового кино «Докер». Ключевые и повторяющиеся темы — память, стремительно меняющийся мир и сельский уклад жизни. Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов главного документального киносмотра этого года.
«Солдат Ахмет», реж. Яннис Ленц, Австрия, 2021 (основной конкурс)
Ахмет — военный медик турецкого происхождения австрийской армии. Он участвует в профессиональных соревнованиях по боксу и является чемпионом страны. Солдату нет и 30, но мама с папой давят на сына, уверяя, что пора уже заводить семью и детишек. Ахмет с ранних лет мечтал посещать курсы актёрского мастерства, но денег у родителей не было. Да и к карьере на сцене они относились скептически. Осуществить желание удалось только сейчас. Теперь солдат готовится сыграть Стэнли Ковальски в пьесе «Трамвай “Желание”». Возможно, впервые в жизни Ахмет занимается любимым делом, а не слушает чужие наставления.
Премьера картины состоялась на фестивале документального кино Visions du Réel в швейцарском Ньоне в прошлом году. «Солдат Ахмет» — полнометражный режиссерский дебют австрийца Янниса Ленца, который учился в Венской киноакадемии у Джессики Хауснер и работал ассистентом на фильмах Михаэля Ханеке. Ахмет словно бы не выбирал судьбу. Трудно даже точно сказать, нравятся ли ему армейские будни. Отец говорит, что для турецкого мужчины отстаивать честь страны — первостепенное дело. О новом увлечении военный медик даже боится рассказывать родителям. Кто вообще сказал, что служба в армии и актёрство несовместимы? Ахмет нарушает стереотипное представление о защитниках родины, которые умеют только драться и стрелять. Молодой человек сложнее и объёмнее. Картина изобличает давно устаревшие представления о маскулинности.
«Красная Африка», реж. Александр Марков, Россия, Португалия, 2022 (фильм открытия)
Фильм Александра Маркова об экзотической и неравноправной дружбе СССР с африканскими странами состоит из кадров хроники, сделанных в период с 1957 по 1991 год. Советские операторы не упускали возможности фиксировать как многочисленные поездки советских чиновников, учёных, педагогов, артистов и строителей на Чёрный континент, так и ответные визиты Патриса Лумумбы и других товарищей Союза. Сопровождались репортажи о несомненных успехах в разных областях промышленности, науки и культуры тошнотворными романтическо-пафосными комментариями дикторов из СССР. Сегодня эффект от кадров хроники комичен.
Александр Марков снимает уже вторую ленту о тесном сотрудничестве советских и африканских товарищей во второй половине XX века. Четырьмя годами ранее на экраны выходила «Наша Африка». Новая картина раскрывает саморазоблачительную суть пропагандистского кино: если понимать, кто стоит за камерой, какую «правду» транслируют авторы репортажа, то даже через однобокие сюжеты видны истинные колониальные намерения СССР. Почему-то в кадр просачивается оружие, а африканские товарищи (естественно, миролюбивые и правильные) облачаются в военную форму. Важно оценивать не только то, что показано на экране, но и оставшиеся за пределами интересов советских операторов сюжеты. Именно в недостающих логических связках скрыта истина, о которой репортажи с африканского континента умалчивают.
«Дети спящего великана», реж. Лоренцо Паллотта, Италия, 2021 (основной конкурс)
Итальянский регион Абруццо расположен к востоку от Рима, в Аппенинских горах. Серой промозглой зимой среди лесов невыносимо тоскливо. В крохотной деревне живёт всего несколько семей, в основном старики. Молодёжь спешит уехать в город. Главному герою — Симоне — вот-вот исполнится 18. Он заботится о младшем брате Маттиа и гоняет по грязи на грузовом мотороллере, представляя, что это гоночный автомобиль. Из других развлечений — подглядывание за местным безумцем-отшельником Филиппо. Пожилой мужчина разговаривает не только с собой, но и с животными. В этом году у Симоне сравнительно ответственная работа — соорудить чучело, которое сожгут в новогоднюю ночь, а к Пасхе найти жертвенного агнца. Других дел у юноши нет.
Кто же этот великан, вынесенный в название? Некогда процветавшая деревня, сегодня переживающая далеко не лучшие времена. Но не стоит думать, что картина ограничивается социальной драмой и живописанием сельского быта.
Есть в фильме место и магическому реализму, и притче о современной святости. Если Симоне подхватывает у старших упавшее знамя и верно хранит многолетние традиции, Филиппо отказывается от привычных деревенских порядков и сознательно выбирает путь юродивого. Итальянский режиссёр Лоренцо Паллотта вглядывается в два противоположных пути и даёт зрителям возможность решить, кто больший безумец: юный консерватор или пожилой отщепенец. Будущее туманно у обоих.
«Живой», реж. Дмитрий Селин, Россия, 2022 (основной конкурс)
Дмитрий Поштаренко — художник, археолог, реставратор и автор многочисленных выставок, посвящённых Великой Отечественной войне. Главный герой занимается раскопками костей советских солдат на Невском пятачке и затем создаёт впечатляющие трёхмерные панорамы военных сражений. Работой в поисковом отряде Дмитрий увлёкся уже в детстве, а к 32 годам прослыл большим профессионалом в своём деле. Поштаренко и его помощники помогают установить личность солдат по смертным медальонам или другим деталям. Молодой человек видит свою миссию в помощи родственникам погибших бойцов. Благодаря отряду они узнают судьбу дедов и прадедов, обретают прошлое.
Петербургского режиссёра Константина Селина в первую очередь интересует вопрос памяти. Дмитрий помогает её оживить, сделать материальной.
Это не просто громкие слова, но и дела. Панорамы — огромные арт-объекты из окопов, танков, траншей, зданий и людей. Реалистичные и жутковатые манекены создаются по фотографиям солдат. Музей восковых фигур вызывает у посетителей слёзы, но поисковая работа Поштаренко кажется важнее. Удивительным образом, постоянно вспоминая победу СССР в войне почти 80-летней давности, государство не занимается поиском костей героически погибших солдат. Эта задача возложена на добровольцев. Не будь их, память так бы и осталась словесной.
«Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека», реж. Тимофей Зубров-Андреев, Россия, 2022 (Doker Shorts)
В советских школах ученики младших классов вели дневник наблюдений за природой, в котором фиксировали выпадение осадков, прилёт птиц с юга и другие явления. Так мальчики и девочки знакомились с флорой и фауной родного края. Изучавший ботанику в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете молодой режиссёр Тимофей Зубров-Андреев помещает свою лаконичную 30-минутную картину в рамки дневника наблюдений. Его объектами становятся два работника лесхоза в Псковской области — простые мужики Владимир и Геннадий. Больше 25 лет они измеряют лес, сажают новые деревья на месте вырубленных и в шутку ищут клад.
Как и заведено стандартами дневника, наблюдение за мужчинами в лесу и за окружающей их природой длится с сентября по май (в течение всего школьного года).
А каждый эпизод помечается новой главой со страниц дневника. Режиссёр наивным и тоненьким голосом школьника-натуралиста подводит промежуточные итоги и озвучивает, когда в лесу выпал первый снег, а в конце зимы появились первые проталины. Картина Зуброва-Андреева полна забавных сценок из жизни псковских работников, а ещё это трогательное напоминание о бережном отношении к природе.
«Родина», реж. Татьяна Соболева, Россия, 2022 (Док Станция)
Виталий и Виктор дружат всю жизнь. Они родились и выросли в городе Фрунзе, ныне Бишкеке — столице Киргизии. Виталий был директором заводов, затем начальником Управления электротехнической и приборостроительной промышленностей Госснаба СССР. Виктор — доктор экономических наук, профессор. Сегодня каждому из них по 80 лет, а на родине они не были очень давно. Друзья отправляются в путешествие из Москвы в Бишкек, чтобы побывать на могилах родителей (возможно, в последний раз), повидаться со старыми знакомыми и посмотреть, как изменился город.
Картина Татьяны Соболевой тоже (как и «Живой» или «Дети спящего великана») посвящена памяти и изменениям, которые происходят с местом в течение времени.
Пожалуй, воспоминания и сравнение прошлого и настоящего — ключевые темы фестиваля этого года. В пожилом возрасте опытные и вовсе не потерявшие остроты ума герои переосмысляют советскую идеологию, в которой они выросли и сформировались, и приходят к горькому выводу о деградации и Киргизии, и соседних государств. Ностальгический фильм окрашивается грустными нотками сожаления об упущенных возможностях и ложных целях, к которым Виктор и Виталий стремились.
«Портреты будущего», реж. Вирна Молина, Аргентина, 2021 (Let IT Doc!)
Изначально «Портреты будущего» должны были стать историей о женских забастовках в метро Буэнос-Айреса, но режиссёр Вирна Молина была вынуждена остановить работу из-за стремительно меняющегося мира — пандемия коронавируса унесла жизни нескольких героев будущего фильма, а сама постановщица была ограничена в перемещении. Тогда Молина решила обратиться к образам, видео и фотографиям из прошлого, чтобы порассуждать о будущем. Её картина — сложный пазл, состоящий из снимков известных исторических событий, кадров, найденных среди редких семейных альбомов, вроде бы случайной хроники и выпусков новостей разного времени. Прошлое, настоящее и будущее переплетены в сложный клубок, отрицающий линейность времени.
«Портреты будущего» — первый самостоятельный проект аргентинского режиссёра Вирны Молины. До этого в течение 20 лет она снимала документальное и игровое кино в дуэте с мужем Эрнесто Ардито.
Достижения технологического прогресса, но и экологические катаклизмы. Шумные и наполненные людьми улицы, а затем социальная изоляция. Экспериментальное эссе Молины содержит многочисленные переживания автора, сомнения в правильном движении человечества. «Портреты будущего» — очень личное, но и прекрасно понятное высказывание.