С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы именитых режиссёров и познакомит нас с талантливыми дебютантами, но и станет отправной точкой многих голливудских проектов, нацеленных на зимний сезон наград. Алихан Исрапилов изучил разношёрстную программу Биеннале и выбрал самые интересные фильмы смотра: от отечественного кино до будущих релизов Netflix.
Наши в Венеции
«Капитан Волконогов бежал», реж. Наташа Меркулова и Алексей Чупов
Основной конкурс
Три года назад Наташа Меркулова и Алексей Чупов привозили в Венецию драму «Человек, который удивил всех», в этом — возвращаются с сатирическим триллером с интригующим названием «Капитан Волконогов бежал» о том, как служащий правоохранительных органов капитан Фёдор Волконогов попал в опалу и в статусе преступника был вынужден бежать и скрываться от тех, кого ещё недавно считал коллегами. И без того интересную завязку улучшает вкрапление мистических элементов: к герою ночью является ангел и сообщает дурную весть: Волконогову после смерти предстоит дорога в ад. Если он хочет спасти душу, то ему, скрываясь от полиции, надо отправиться в искупительную одиссею и добиться прощения хоть у одного человека, жизнь которому он испортил. «Капитан Волконогов бежал» уже успел попасть в новостные сводки из-за того, что это N-ный по счёту фильм с Борисовым на международных кинофестивалях в этом году, хотя должен был скорее вызвать дискуссию после публикации дерзкого синопсиса: кажется, нас ждёт злободневная постмодернистская сказка про современную авторитарную систему и палача, внезапно попавшего на место жертвы. Ну и да, с Юрой Борисовым в главной роли!
«Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
Программа «Горизонты»
Не отходя далеко от вездесущего Борисова, переходим ко второму отечественному фильму на Венецианском кинофестивале в этом году — драме «Мама, я дома» Владимира Битокова, выпускника уже прославленной мастерской Александра Сокурова. Живущая на окраине Нальчика Тоня работает водителем автобуса и ждёт не дождётся возвращения сына, уехавшего по контракту воевать в далёкую Сирию. Когда героине без подробностей сообщают, что парень трагически погиб в бою, Тоня начинает разоблачительную кампанию, чтобы узнать правду о судьбе сына или хотя бы получить его тело. Тогда-то неожиданно в доме появляется мужчина, который представляется сыном Тони. Дебютные «Глубокие реки» Битокова также были посвящены возвращению блудного сына и последующей за этим семейной драме — посмотрим, что постановщик придумает в этот раз с той же завязкой и интригой, напоминающей классическую средневековую байку об авантюристе Мартене Герре. Впрочем, уже радует, что сомнительная деятельность ЧВК наконец-то получает репрезентацию в отечественном кинематографе.
«ГЭС-2», реж. Настя Коркия
Специальные показы
В секции специальных показов состоится премьера документального фильма «Гэс-2» постановщицы Насти Коркии, ученицы Бакура Бакурадзе и Вернера Херцога, участницы различных фестивалей документального кино. Её новая работа — амбициозная попытка создать если не масштабный портрет, то хотя бы калейдоскоп маленьких сюжетов реконструкции ГЭС-2, когда-то обеспечивавшей электроэнергией Кремль. Она началась в 2014 году, когда фонд V–A–C выкупил территорию бывшей электростанции и в течение пяти долгих лет превращал его в дом культуры фонда. Этому необычному перевоплощению и посвящён фильм Коркии, сотканный из документальных кадров с архитекторами, основателями фонда и обычными рабочими, — всеми теми людьми, благодаря которым это преображение смогло произойти. В качестве знакомства с творчеством постановщицы или деятельностью фонда V–A–C можете посмотреть её короткометражный фильм «Резкий и мягкий».
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина
Международная неделя критики
В рамках не самого Венецианского кинофестиваля, а идущей параллельно международной недели критики покажут полнометражный дебют выпускницы Московской школы нового кино и Калифорнийского института искусств Екатерины Селенкиной. «Обходные пути» предлагают зрителю составить компанию Денису, кладмену, раскладывающему закладки с наркотиками по спальным районам Москвы. За простой, но гениальной завязкой скрываются не только очаровательные виды думерской России, то есть однотипных панелек, железных путей и гаражей, но и размышления о современности, дарквебе, виртуальной реальности и влиянии окружающего пространства на людей. В качестве доказательства — тёплый трейлер фильма, в качестве рекомендации — предыдущая работа Селенкиной, короткометражка «Сторге».
Главные премьеры
«Дюна» (Dune), реж. Дени Вильнёв
Вне конкурса
Пролежавшую год на полке из-за пандемии «Дюну» Дени Вильнёва покажут вне конкурса. Здесь и так всё понятно: это одна из главных премьер года — под завязку напичканная звёздами долгожданная экранизация культового романа Фрэнка Герберта про межгалактические войны и эмоционально-мистическую одиссею наследника династии Атрейдесов Пола, которому предстоит сыграть в этом конфликте ключевую роль. Дени Вильнёв уже строит планы на сиквел «Дюны» с героиней Зендеи в центре повествования, а ещё ну очень просит смотреть фильм исключительно в зале кинотеатра на максимально большом экране. Последовать совету канадца можно будет 16 сентября, когда фильм выйдет в отечественный прокат.
«Прошлой ночью в Сохо» (Last Night in Soho), реж. Эдгар Райт
Вне конкурса
Ещё одна жертва прошлогодних ковидных переносов — психологический триллер Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо», явно вдохновлённый фильмами Романа Полански 1960-х и британскими хоррорами той эпохи. Это история двух девушек — приехавшей покорять Лондон дизайнерши Элоиз и талантливой певицы Сэнди, — чьи пути пересекутся не только между собой, но и с чем-то потусторонним и зловещим. Райт признаётся, что всегда был очарован Лондоном 1960-х и в особенности районом Сохо, который в те времена будто был центром вселенной, поэтому фильм создавал со странным чувством ностальгии по эпохе, в которой никогда не жил. Вообще, «Прошлой ночью в Сохо» — чуть ли не единственный фильм, которому перенос на год пошёл на пользу: за это время исполнительницы главных ролей Аня Тейлор-Джой и Томасин МакКензи превратились в настоящих голливудских звёзд.
«Спенсер» (Spencer), реж. Пабло Ларраин
Основной конкурс
Усилившийся в последние годы культ, связанный с персоной принцессы Дианы, дошёл до логического завершения — очередного голливудского байопика, нацеленного на награды. В отличие от неудачного фильма с Наоми Уоттс в главной роли, «Спенсер» предложит куда менее тривиальный взгляд на жизнь Леди Ди. «Спенсер» расскажет лишь о нескольких днях принцессы. Попавшая когда-то в сказку Диана Спенсер понимает, что её брак с принцем Чарльзом трещит по швам. Впрочем, о её желании развестись и слухах про его измены придётся временно забыть — супруги уезжают на несколько дней на рождественские праздники в составе многочисленной королевской семьи. Там все удобно игнорируют проблему и предпочитают аристократичную отчуждённость человеческой эмпатии — Диана знает правила игры, но постепенно сдаётся. «Спенсер» ещё не раз сравнят с «Короной» от Netflix, а Кристен Стюарт — с Эммой Коррин и Элизабет Дебики, но почему-то в первую очередь хочется провести параллель с «Джеки», предыдущей работой Пабло Ларраина о другой жене известного политика и всеобщей любимице, которая переживает закулисный кризис. Такая вот дилогия в фильмографии чилийца.
«Власть собаки» (The Power of the Dog), реж. Джейн Кэмпион
Основной конкурс
Первый за 12 лет полнометражный фильм Джейн Кэмпион, великой австралийской постановщицы, которая до недавних пор была единственной обладательницей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Она на самом деле никуда не уходила и за это время успела снять два сезона авторского фем-детектива «Вершина озера». Теперь Кэмпион переключается, как она сама признаётся, на не самое комфортное для себя поле маскулинности и всех её проявлений. «Власть собаки» посвящена отношениям двух братьев, живущих на американской ферме начала XX века: расчётливого, умного, но жестокого Фила и медлительного, спокойного и нежного Джорджа. Когда последний внезапно женится на вдове и привозит её на ферму, Фил решает уничтожить чужачку, но постепенно пересматривает отношение к ней. Гадать сейчас глупо, но, кажется, у этого фильма о токсичной маскулинности, одиночестве и неспособности проявлять эмоции больше всего шансов стать главным фильмом Netflix в предстоящем сезоне. Убедиться в этом сами сможем уже 1 декабря.
Известные режиссёры и молодые таланты
«Рука бога» (È stata la mano di Dio), реж. Паоло Соррентино
Основной конкурс
Паоло Соррентино достиг того возраста и статуса, когда его ностальгия по молодости легко конвертируется в один из самых ожидаемых фильмов года. «Рука бога» — это история 17-летнего неапольского подростка Фабиетто, пытающегося понять своё место в мире: мысли о будущем, свободе и судьбе уходят на второй план, когда в его жизни случается трагедия, а в город приезжает легендарный футболист Диего Марадона. Картину так и хочется назвать «Амаркордом» Соррентино, но, судя по трейлеру, это скорее что-то более близкое к «Мектубу» Абделатифа Кешиша и «Лету’85» Франсуа Озона — такое тактильное курортное кино о взрослении; правда, без чрезмерной эмоциональности, присущей автобиографическим проектам, зато с практически детской любовью к умершему в прошлом году Марадоне. Кстати, любимца Соррентино Тони Сервилло можно будет встретить на втором плане. Релиз на Netflix — 15 декабря.
«Холодный расчёт» (The Card Counter), реж. Пол Шредер
Основной конкурс
Оскар Айзек приедет в Венецию в качестве главный звезды смотра — на фестивале заявлено два полнометражных фильма («Дюна», «Холодный расчёт») и мини-сериал («Сцены из супружеской жизни») с его участием. «Холодный расчёт» — новый фильм легенды американского инди-кино Пола Шредера, сценариста «Таксиста» и режиссёра религиозной эко-притчи «Дневник пастыря». Некогда военнослужащий, а теперь игрок в покер Уильям уверенно идёт к своей цели — он готовится попасть на мировую серию и сорвать куш. Всё меняется, когда он встречает молодого парня по имени Кирк, — тот планирует отомстить загадочному мужчине, который, как оказалось, когда-то испортил жизнь и Уильяму. Привыкший быть хладнокровным и расчётливым герой даёт волю эмоциям и соглашается на авантюру. Совершенно неясно, чего ожидать от фильма, но после успеха «Дневника пастыря» хочется верить в лучшее.
«Дыра» (Il Buco), реж. Микеланджело Фраммартино
Основной конкурс
Всего лишь третий фильм итальянца Микеланджело Фраммартино, который 11 лет назад заявил о себе уникальной философской притчей «Четырежды» о течении времени, переселении душ и причудливом круговороте живого в природе. Как раз на съёмках картины глава деревушки из Калабрии показал Фраммартино местную достопримечательность — бездонную дыру в горе, в которую с энтузиазмом кинул камень. На изначально разочарованного постановщика большой эффект оказало то, что камень просто исчез в темноте, не издав ни звука. Этой глухой и бездонной тьме он решил посвятить новый фильм, который расскажет о группе спелеологов, достигших в 1960-м году дна этой 700-метровой бездны. Если режиссёр не изменил своему необычному стилю, то зрителя ждёт совсем не хоррор о встрече с неизвестным, а созерцательно медленное кино о загадке природы.
«Отблеск» («Відблиск»), реж. Валентин Васянович
Основной конкурс
Два года назад «Атлантида» Валентина Васяновича — военная драма о травме и разделённом войной украинском обществе недалёкого будущего — была отмечена главным призом венецианских «Горизонтов», второй по значимости программы фестиваля. «Отблеск» вновь расскажет о войне на востоке Украины: хирурга Сергея берут в заложники российские военные — в плену его шокируют пренебрежение человеческой жизнью, моральные унижения и неоправданная жестокость. Когда Сергей наконец возвращается домой, он учится заново жить мирной жизнью — в этом ему помогает маленькая дочь, нуждающаяся в отцовской любви и заботе. Васянович признаётся, что на создание фильма его вдохновил случай: однажды голубь на большой скорости влетел в окно его дома, разбил стекло и повредил об него крыло. Попытки утешить 10-летнюю дочь подтолкнули его написать сценарий об отношениях отца и дочери, детском восприятии смерти и беспомощности взрослых, когда дело касается уродства и несправедливости нашего мира.
«Не оставляй следов» (Żeby nie było śladów), реж. Ян П. Матушинский
Основной конкурс
Ян П. Матушинский громко заявил о себе талантливым дебютным фильмом «Последняя семья» — удушающей биографической драмой о трагической судьбе семьи художника Здзислава Бексиньского. Его второй полнометражный фильм тоже биографический, но посвященный не отдельным судьбам, а, кажется, всему польскому обществу 80-х, сопротивляющемуся коммунистической власти. В 1983 году страна шокирована смертью оппозиционно настроенного старшеклассника Гжегожа Пшемыка, которого до смерти избили сотрудники гражданской милиции. Фильм, впрочем, расскажет не об этом прискорбном событии, а о том, что произошло чуть позже: единственный свидетель избиения, юноша Юрек, моментально становится главным врагом режима — на его поиски и запугивание его близких брошены силы не только правоохранительных органов, но и судов и СМИ. «Не оставляй следов» хорошо рифмуется с отечественным фильмом «Капитан Волконогов бежал» — другой злободневной драмой основного конкурса о кафкианском конфликте человека и лишённой сострадания системы.
«Незнакомая дочь» (The Lost Daughter), реж. Мэгги Джилленхол
Основной конкурс
Единственный дебютный фильм в основном конкурсе принадлежит актрисе Мэгги Джилленхол, которая рискнула экранизировать не самый известный и написанный перед «Неаполитанским квартетом» роман Элены Ферранте «Незнакомая дочь». Разведённая профессорша итальянского университета впервые отдыхает одна: живущие отдельно взрослые дочери решили отправиться к отцу. Оставленная наедине с собой, своими мыслями, чувствами и воспоминаниями героиня копается в прошлом, после чего пытается вмешаться в жизнь отдыхающей соседки, молодой матери с маленьким ребёнком. Здесь встаёт вопрос только режиссёрского таланта Джилленхол, потому что первоисточник — готовый хит; оставляющая отпечаток в памяти психологическая литература со зрелыми и размеренными размышлениями о материнстве и о том, каково это — быть современной женщиной. Релиз на Netflix — 31 декабря.
Ещё несколько интересных фильмов смотра
«Параллельные матери» (Madres paralelas), реж. Педро Альмодовар — фильм-открытие фестиваля, драма испанского классика о материнстве и двух женщинах, подружившихся в роддоме.
«Хэллоуин убивает» (Halloween Kills), реж. Дэвид Гордон Грин — вторая часть запланированной трилогии, продолжающей и переосмысляющей наследие культовой хоррор-франшизы, о противостоянии женщин семейства Строуд и отказывающегося умирать маньяка в резиновой маске.
«Последняя дуэль» (The Last Duel), реж. Ридли Скотт — первый из двух выходящих в этом году фильмов британского режиссёра (между прочим, оба с Адамом Драйвером); рыцарская драма о чести и мести за сексуальное насилие над женой.
«Сцены из супружеской жизни» (Scenes from a Marriage), реж. Хагай Леви — ремейк одноимённого проекта Ингмара Бергмана (существуют фильм и расширенная телеверсия) о семейном кризисе с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн в главных ролях.
«На работе: пропавшая восьмёрка» (On the Job: The Missing 8), реж. Эрик Матти — самый долгий фильм основного конкурса, 200-минутный детектив о коррумпированном журналисте и наёмном убийце, которые идут против прогнившей системы и пытаются расследовать пропажу восьми невиновных людей.
«Мона Лиза и кровавая луна» (Mona Lisa and the Blood Moon), реж. Ана Лили Амирпур — история девушки-изгоя с суперспособностями, сбежавшей из психиатрической больницы. Новая мрачная сказка от постановщицы фильма «Девушка возвращается одна ночью домой» — с ностальгией по восьмидесятым — девяностым и звездой «Пылающего» Чон Джон-со в главной роли.
«Утраченные иллюзии» (Illusions perdues), реж. Ксавье Джанноли — экранизация одноимённого романа Оноре де Бальзака; антикапиталистическая сатира о молодом поэте-идеалисте XIX века, которого зацикленное на деньгах общество меняет до неузнаваемости. На втором плане — народный любимец Ксавье Долан.
«Ящик» (La Caja), реж. Лоренсо Вигас — второй фильм от обладателя «Золотого льва» (за дебют, гей-драму «Издалека»); история о подростке, который едет в Мехико, чтобы забрать останки отца из братской могилы, но встречает мужчину, подозрительно похожего на родителя.