Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о фильмах фестиваля «Окно в Европу», который только что завершился в Выборге.
В Выборге завершился 30-й юбилейный фестиваль «Окно в Европу», который взял на себя повышенную «двойную нагрузку». С одной стороны, заменил отсутствующий «Кинотавр» по части главного фестиваля авторского кино. С другой, выполнил функцию фестиваля дебютов: из 11 фильмов конкурса игрового кино восемь — дебютные работы.
Дебютам вдвойне сложнее, ведь им приходится соревноваться с признанными мастерами. Тем не менее в конкурсе игрового кино все награды распределились именно между дебютантами. Попробую пояснить логику жюри, в составе которого работала. А также рассказать, что заслуживающего внимания есть в других конкурсных фильмах, премьеры которых состоялись в Выборге.
«Экспресс», реж. Руслан Братов
Получил сразу три награды. Первая — «Лучший фильм», плюс два Специальных приза жюри: за лучший актёрский ансамбль и за лучшую операторскую работу (оператор Александр Худоконь).
У Руслана Братова был вызов. Либо остаться автором нашумевшей короткометражки «Лалай-Балалай», покорившей множество зрителей и фестивалей, либо доказать, что его полнометражный дебют может быть по уровню не ниже. Режиссёр «взял высоту». В «Экспрессе» всеми возможными выразительными средствами рассказана история о парне по кличке Сос (полное имя — Сослан), который заполнил в букмекерской конторе карточку «экспресс», сделав сразу несколько ставок, и они постепенно начали выигрывать. Даже если захотеть найти в этой картине недоработки, что называется, не придерёшься, настолько всё выдержано в одном авторском стиле. Каждый из персонажей вполне мог появится в картинах Тарантино. Настолько яркие типажи. Девушка, которая принимает ставки в букмекерской конторе, «душевный» парень, что встречает Сослана в полиции, любимая главного героя — бегунья Нина... Можно смело рекомендовать этот фильм друзьям и знакомым. Если они не испугаются мрачного изображения действительности, будут вас потом благодарить.
«Накануне», реж. Алиса Ерохина
Получил Специальный приз жюри за лучшую женскую роль, который вручили актрисе Дарье Екамасовой.
Фильм чёткой границей разделён на две части. Герой первой — подросток Макс, которого играет новый актёр с фактурной внешностью Артём Яковлев. Макс никому не нужен настолько, что зрителю порой хочется взять его под опеку. Героиня второй части — любовница отца, который, впрочем, и так уже ушёл из прежней семьи (от Макса и его мамы), а теперь под угрозой распада и его новая. Любовницу, профессия которой — заводчица собак, играет Екамасова. Фильм — довольно интересная дебютная работа, в которой есть весьма яркие эпизоды, но смотрелась бы она лучше, если бы была несколько покороче.
«Велга», реж. Анастасия Нечаева
Удостоен особого упоминания жюри за лучшее музыкальное решение (композитор Антон Силаев).
Эту картину стоит посмотреть, чтобы потом прочитать рассказ Ивана Бунина, который лёг в её основу, оценить внешность и игру Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова — младшего, и полюбоваться тем, как сняты пейзажи в Мурманской области — в сочетании с музыкой лауреата это что-то невероятное. В остальном у зрителя может возникнуть множество вопросов. Из приметного: в фильме снимались Сергей Шакуров и Алексей Гуськов. Из эмоционального: финал, который может довести до слёз.
«Император», реж. Альфия Хабибуллина
Две награды. Особое упоминание жюри за «дуэт антагонистов» (актёры Владимир Сарапульцев, Данил Тябин). И приз «Выбор критиков».
Яркий дебют, после которого хочется пристально следить за дальнейшим творчеством режиссёра. Сарапульцев играет Арсения, Арса, новенького в провинциальной школе — воплощение ангела на земле. Тябин — грозу класса, безбашенного Неженку. Однако кто оказывается кем на самом деле, зритель так и не может понять. Библейские мотивы в фильме переплетаются с восточной философией. У каждого героя — несколько лиц. Картина, кстати, снималась в Выборге, и в ней звучит музыка известной группы «Химера», что доставит немалую радость её фанатам.
«Волны», реж. Михаил Брашинский
Приз Президента фестиваля Армена Медведева.
Ленте не хватило несколько шагов, чтобы она оказывала на зрителя такое же воздействие, как, например, книги братьев Стругацких. Это авторское кино смешивает жанры — мистический триллер и научная фантастика. Главный герой в исполнении Владислава Абашина попадает в некое сообщество, подобное секте. Находит там любовь — Виктория Толстоганова убедительна везде — и наставницу — актриса Ирина Бразговка — лучшее, что есть в фильме. В нём появляется и звезда «Битвы экстрасенсов» Александр Шепс, и это очень настораживает. Но где Шепс — там поклонники.
Теперь — об остальных картинах игрового конкурса, которые не стали лауреатами, но попали в программу фестиваля. За что их можно было бы наградить?
«Тысяча дешёвых зажигалок», реж. Ирина Обидова
Кино скорее зрительское — единственное в конкурсе, сделанное с участием онлайн-платформы (в данном случае Kion). Прекрасная роль Павла Чернышёва, который играет студента техникума — «шараги», доморощенного специалиста по технике и взрывным устройствам. Тема подростков, взросления и поиска своего места в жизни — одна из главных в выборгском конкурсе в этом году. И именно из-за героя Чернышёва в голове рождается образ молодёжи, которая взрывает памятники прошлого. Он может послужить и символом конкурсной программы фестиваля. Две эпизодические женские роли, сыгранные Анной Вартаньян (директор техникума) и Юлией Марченко (мама), запоминаются надолго и выделяются в этом фильме. Обе актрисы — настоящие королевы эпизода.
«Живитедолго», реж. Юсуп Разыков
Известный режиссёр и сценарист представил в Выборге свою новую работу, которая вполне могла бы получить приз за идею и сценарий. Речь в ней о городе, в котором живут самоубийцы. Следователь из столицы, которая приезжает разобраться с большим количеством смертей, оказывается также из их числа. Прекрасная аллегория с реальной жизнью, в которой некоторые только и заняты тем, что убивают своё время и таланты. В картине есть несколько ярких новелл. Героиня одной из них — плакса-балерина, танцующая в квартире, которую заполняет газ. Другой — замечательная актриса Елена Сусанина (она играла главную роль в другой картине Разыкова — «Керосин»). Появление Сусаниной на экране наполняет светом всё пространство, несмотря на то что связанная с ней история поднимает тему эвтаназии. Однако перед тем как будет принято роковое решение, всегда можно успеть встретить свою любовь.
«На тебе сошёлся клином белый свет», реж. Игорь Поплаухин
Пожалуй, самый ожидаемый фильм конкурса, рассказывающий о певице Янке Дягилевой. Картину вполне можно было бы поощрить хотя бы за выбранную тему: жизнь Дягилевой, Егора Летова, Александра Башлачёва — это то, что должно быть переосмыслено и запечатлено. Но в фильме есть ещё как минимум два плюса. Первый — Кира Пиевская, сыгравшая главную роль. А второй — тот, что Поплаухин — это, безусловно, самобытный режиссёр со своим стилем и видением. В картине он исследует тему смерти так, что зритель словно сам «умирает», глядя на жизнь и потери героев. Всё снято в мрачных тонах, грусть «переливается» через экран. Поймут фильм не все. Но это же можно было сказать о короткометражном фильме Поплаухина «Календарь», а его, между прочим, отобрали пару лет назад в Канны.
«Песни лета», реж. Дмитрий Давыдов
Новую работу известного якутского режиссёра тоже многие ждали. На Московском кинофестивале будет очередной его фильм, «Молодость», — Давыдов плодовит. Первые 15 минут фильма «Песни лета» веселят и дарят надежду. В гости к колоритному старику, собственному деду, приезжает внук, по типу якутский Иван-дурак. И старик в главной роли и вправду очень колоритный. То ли из-за того, что дед гонит самогон, то ли из-за прихоти режиссёра героев посещают разные фантазии, от которых устаёшь минут через сорок просмотра. А фильм всё не кончается — он идёт два часа. И круговерть от клоунады «якутского Полунина» в голове ещё та. Посреди шуток, гэгов и клоунады запоминается сцена, когда герои членами ловят рыбу.
«Рядом», реж. Тамара Дондурей
Картина успела в этом году съездить в Роттердам, где была представлена в одной из программ. Лента исследует проблемы тридцатилетних, в частности — отношения с родителями. Актёрский дебют Киры Ермишиной, которая, кстати, играет небольшую роль и в фильме про Янку Дягилеву. Но тут она — в главной роли. В ленте яркая работа Ингеборги Дапкунайте в роли эгоистки-матери, увлечённой собственной работой больше, чем детьми. Также снимались Максим Стоянов и Татьяна Друбич. Стоит отметить, что отношения с родителями — ещё одна тема, которая проходила через все фестивальные работы: похоже, дебютанты ещё не успели с этим разобраться в собственной жизни. Психотерапия, депрессия, первые потери (личные и профессиональные). Тамара Дондурей высказывается на эту тему так, что во всём чувствуется недосказанность, — ей явно хотелось сказать больше.