
Завершился юбилейный, 75-й Берлинский кинофестиваль. Катя Загвоздкина рассказывает про самые любопытные хорроры из разных программ — об ужасах рождения и воспитания детей.
«Добро пожаловать домой, детка» (Welcome Home Baby), реж. Андреас Прохаска
Секция «Панорама»

Юдит (Юлия Франц Рихтер), фельдшер скорой помощи в Берлине, получает известие о смерти отца и вместе с мужем (Рейну Шолтен ван Ашат) едет в маленький город в провинции, чтобы продать доставшийся ей в наследство дом. Родители оставили Юдит, когда она была ребёнком, и она практически ничего о них не знает — из детства у неё остался только шрам на груди. Ничего не помнит она и о городе, где родилась, но там, кажется, все хорошо её знают — пожилые женщины просят называть их тётями и спрашивают, когда у Юдит родится ребёнок. Она отвечает, что не хочет детей, но скоро узнаёт, что беременна.
Ужасы деторождения и страхи воспитания детей — едва ли не ключевая тема на этом фестивале. А частично снятый в Берлине «Добро пожаловать домой, детка» — один из самых популярных фильмов из этой подборки: он открыл программу «Панорама», а на все его показы были раскуплены билеты. Австриец Андреас Прохаска, очевидно, вдохновлялся многими фильмами (среди референсов — «Солнцестояние» и, кажется, «Броненосец “Потёмкин”»), но главный источник вдохновения очевиден — это «Ребёнок Розмари». Их объединяют тема репродуктивного насилия, некоторые сюжетные детали, дом, который становится источником угрозы, а сыгравшая главную роль Юлия Франц Рихтер даже немного похожа на Миа Фэрроу. Во время просмотра часто ловишь себя на мысли, что такой кадр ты уже где-то видел, — но это не мешает фильму до самого финала держать зрителей в напряжении. Финал, скажем прямо, дурацкий, но это не отменяет того, что это один из самых захватывающих фильмов прошедшего фестиваля — во многом благодаря отличной Юлии Франц Рихтер в главной роли.
«Горе — это штука в перьях» (The Thing with Feathers), реж. Дилан Саузерн
Программа Berlinale Special Gala

Отец (Бенедикт Камбербэтч) после внезапной смерти жены остался с двумя маленькими сыновьями. Мужчина пытается заменить им мать: готовит завтраки, провожает в школу, читает сказки на ночь, но, несмотря на все усилия, всё больше погружается в скорбь. И однажды к ним домой прилетает ворон — теперь он будет жить вместе с отцом и его детьми.
Фильм снят по книге Макса Портера «Горе — это штука в перьях», название которой не оставляет простора для интерпретации. Метафора, на которой построен фильм, красивая и очень простая: ворон — это горе, и пока герой не проживёт его, он не улетит. Ворон оскорбляет и обвиняет, клюёт и царапает отца, с усмешкой называет его «английский вдовец» — в нём, очевидно, воплощена вся ненависть героя Камбербэтча к самому себе. Зритель попадает в ночной кошмар, горячечный бред главного героя — а иногда и в его рисунки (по сюжету он художник, рисующий комиксы). Но это скорее не фильм ужасов, а драма, которая вряд ли кого-то сильно испугает. А вот растрогать — вполне. Фильм куплен для проката в России.
«Уродливая сводная сестра» (Ugly Stepsister), реж. Эмилия Блихфельдт
Секция «Панорама»

«Золушка», рассказанная с точки зрения злобной сводной сестры Эльвиры (Лиа Мюрен). Как и героиня классической сказки (Теа Софье Лош Несс), Эльвира мечтает попасть на бал и выйти замуж за принца. Но девушка не наделена ни красотой, ни непосредственностью своей сводной сестры — а значит, чтобы понравиться принцу, ей придётся пройти через ужасные бьюти-процедуры (с применением иголок, долота и молотка).
Фильм норвежки Эмилии Блихфельдт продолжает ряд ревизионистских картин, в которых злодейки из сказок становятся главными героинями, — ранее зрителям уже рассказали настоящую историю Круэллы и Малефисенты. Блихфельдт объяснила что, когда читала сказку братьев Гримм, отождествляла себя именно со сводной сестрой, которой по сюжету сказки отрубили пальцы ног, чтобы она влезла в туфельку. Это красноречивая иллюстрация того, на что девушки готовы ради соответствия недостижимым стандартам красоты, объясняет режиссёр.
«Сводная сестра» может претендовать на звание самого во всех смыслах отвратительного фильма фестиваля. Отрубленные пальцы — не самое худшее, что происходит с Эльвирой (скажем так, тема червей раскрыта), но то, что происходит на экране, так плохо, что даже хорошо и в кроваво-кэмповом смысле смешно. Больше вопросов к идейной стороне фильма. Почему, чтобы показать сводную сестру хорошим персонажем, который боролся за своё счастье, нужно это сделать за счёт Золушки? Почему дурнушку Эльвиру играет конвенционально красивая актриса (модель Лиа Мюрен)? Кино для зрителей с крепкими нервами и желудками. Фильм также выйдет в России (и, исходя из особенностей российской локализации, наверняка будет назван очередной «Субстанцией»).
«Мамино дитя» (Mother's Baby), реж. Джоанна Модер
Основной конкурс

У Джулии (Мари Лойенбергер) с мужем (Ханс Лёв) не получается завести ребёнка. Их последняя надежда — клиника доктора Вильфорта (Клас Банг), который практикует экспериментальную методику. Вильфорт обещает, что решит их проблему, и сдерживает слово: через 9 месяцев у Терезы появляется ребёнок. Но роды проходят не так, как запланировано: ребёнка сразу после появления уносят и возвращают родителям только через сутки, а младенец совсем не похож на того, который родился.
«Мамино дитя» австрийки Джоанны Модер — ещё один фильм о сложностях и страхах материнства на этом Берлинале (к этой категории относится и конкурсный «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»). И в первой, лучшей своей половине он балансирует между психологической драмой и мистическим триллером. Что происходит с Джулией: послеродовая депрессия, как убеждает её врач, или её подозрения имеют под собой основания? Почему ребёнок всё время молчит? Действительно ли медицинский персонал ведёт себя странно? Этими вопросами задаются и Джулия, и зрители: фильм наполнен тревожным ожиданием и постоянно заставляет зрителей сомневаться в том, что они видят и правильно ли они всё поняли.
Но потом Модер и сценарист Арне Кольвайер дают прямой ответ на эти вопросы — и то, что было неуловимо тревожным и пугающим, становится просто смешным. Кроме того, «Мамино дитя» старается быть немного «Тар» (главная героиня — успешная дирижёр оркестра, женщина, достигшая самых больших высот в своей профессии). Создатели фильма сопоставляют процесс создания произведений искусства и рождение детей, но выглядят эти сравнения натужно.