Завершился второй фестиваль «КАРО.Арт», проходивший в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. Если в предыдущем материале мы говорили о классике и показах фильмов, которые не были куплены в российский прокат, то теперь настала пора перечислить картины, которые скоро доберутся до отечественных больших экранов. Максим Ершов отмечает грустную сказку о потерянной любви, драмеди о переснимающем концовку готового фильма режиссёре и потерявшейся на съёмках между сном и явью актрисой.
«В паутине», реж. Ким Джи-ун, 2023, Южная Корея (программа «Каннские премьеры»)
1970 год. Не самый удачливый режиссёр Ким Ёль (Сон Кан-хо) просыпается с мыслью о возможном шедевре. Недавно он закончил средненький фильм, но буквально несколько доработок сделают из него классику кино. Вот только начальница студии уверена, что поздно уже вносить какие-либо коррективы, цензурный комитет навострил уши и ждёт какого-то подвоха, а актёры благополучно уехали сниматься в других проектах. Тогда Ким решается на хитрость и продолжает работу над фильмом подпольно и в заколоченном досками павильоне, чтобы артисты никуда не убежали.
«В паутине» был показан во внеконкурсной программе Канн этого года. Режиссёр фильма — Ким Джи-ун, автор кровавого триллера «Я видел дьявола», кимчи-вестерна «Хороший, плохой, долбанутый» и изобретательного экшен-нуара «Горечь и сладость». Постановщик пробовал себя во всех жанрах, а на сей раз обратился к истории корейского кино, к её не самой известной части. «В паутине» представляет собой редкую возможность окунуться в мир фильмов, на которых росли современные звёзды режиссуры — Пак Чхан-ук, Пон Джун-хо и другие. Коллизии, с которыми вынужден сталкиваться главный герой, напоминают советское время, когда автор должен был удовлетворить всех, кто стоял выше, и не растерять по дороге уважение коллег. У Кима появился увлекательнейший сборник баек из жизни режиссёра времён послевоенной индустрии. Фильм можно увидеть на больших экранах с 9 ноября.
«Омен», реж. Балоджи, 2023, Бельгия (программа «Каннские премьеры»)
Юный конголезец Коффи (Марк Зинга) с ранних лет рос в Бельгии. Теперь вместе с белой невестой Алис (Люси Дебай) он ждёт близнецов. Коффи с подругой отправляется на родину в Демократическую Республику Конго, чтобы увидеть отца и мать (Ив-Марина Гнахуа) и получить их благословение на свадьбу. На левой щеке у Коффи большое родимое пятно, которое местные колдуны считают отметиной дьявола. Родственники относятся к парню как минимум с опаской. Возможно, потому мать и отослала сына в Европу много лет назад. Белую невесту принять тоже трудно. Когда же Коффи приезжает домой, знакомится с толпой родни и берёт на руки новорождённого племянника, у него из носа течёт кровь. Все в ужасе. Кажется, отношения с близкими восстановить не получится никогда.
Премьера «Омена» состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. Картина удостоилась приза «Новый голос». «Омен» — дебютный фильм родившегося в ДР Конго, но давно живущего и работающего в Бельгии рэпера и актёра Балоджи. Так как западные зрители мало что знают об африканской культуре, картина поражает воображение невиданными образами. Кроме того, поскольку это не социальная драма в классическом понимании, а кино, наполненное магическим реализмом, порой трудно понять, где режиссёр точно фиксирует существующие обряды и церемонии, а где уже переходит границу между настоящим и придуманным. Фильм выдвинут от Бельгии на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В российский прокат «Омен» выйдет в следующем году.
«Следующая жертва», реж. Чон Джу-ри, 2022, Южная Корея (программа «Каннские премьеры»)
Ученица последнего курса колледжа Ким Со-хи (Ким Щи-ын) идёт стажироваться в колл-центр крупного провайдера интернета. Всю жизнь она мечтала танцевать, но поняла, что сцена так и останется неосуществимым заветным желанием. На работе Ким сталкивается не только со злыми клиентами, но и с многочисленными уловками компании, чтобы как можно меньше платить. Десятки стажёров увольняются после нескольких дней нервотрёпки. Ким близка к отчаянию. Где-то в середине на первый план выходит следовательница О Ю-чжин (Пэ Ду-на), которая раньше танцевала вместе с Ким, а теперь пытается понять, как именно крупные фирмы превращают жизнь юных корейцев в сущий ад.
Премьера детективной драмы Чон Джу-ри состоялась в программе «Неделя критики» прошлогоднего Каннского фестиваля. Это всего лишь второй фильм в карьере корейской постановщицы — в 2014-м на экраны вышла её картина о домашнем насилии «То-хи». Чон снова в интригующей форме детектива разбирается с нарывами корейского общества. Конечно, стресс на фоне переработок и недостижимых показателей будет знаком не только азиатам. «Следующая жертва» выходит в российский прокат 2 ноября.
«Год рождения», реж. Михаил Местецкий, 2023, Россия (программа «Остров русский»)
Молодой Филипп (Эльдар Калимулин) возвращается из Новосибирска в родной Металлогорск. Парень фанатеет от панк-группы «Яичный свет», которая недолго гремела в сибирском городе в 1990-е, организует у себя в квартире маленький музей, посвящённый металлогорскому андеграунду, а также ведёт удивительный подкаст о почти что забытом коллективе. Филипп мечтает провести музыкальный фестиваль «Месиво» («Металлогорское синкретическое возрождение»). Но тут в жизни парня появляется роковая Марина (Анастасия Талызина). Девушка беременеет, а Филиппу предстоит срочно взрослеть.
«Год рождения» открывал первый фестиваль «Маяк» в Геленджике. Эльдар Калимулин, звезда «Эпидемии», «Химеры» и «Лады Голд», удостоился приза за лучшую мужскую роль. Картина Местецкого впечатляет бешеной энергетикой и совершенно невероятными сюжетными поворотами. Зритель ещё не успевает оправиться от одной дикой сцены, как на смену ей приходит следующая. У постановщика получается настоящая ода всем мечтателям, которые не готовы вписываться в серую жизнь, расписанную на десятки лет вперёд. Это редкое отечественно кино, которое не удручает социальным мраком, а дарит надежду на свет. Пусть даже «Яичный свет». На отечественных больших экранах фильм можно посмотреть с 9 ноября.
«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов, 2023, Россия (программа «Остров русский»)
Молодые актрисы Света (Мария Мацель) и Лена (Анна Завтур) ходят на бесконечные прослушивания, а пока снимаются в низкопробных криминальных сериалах. Лена неожиданно договаривается о съёмках в болливудском фильме. Света не хочет отставать от подруги. Актрис ждёт сомнительная поездка в фуре до Карелии. Лена отказывается, Света соглашается. Съёмки фильма проходят где-то под Петрозаводском в крошечном городе, где есть одна гостиница. На площадке творится настоящий хаос, артисты куда-то пропадают, никто толком не понимает, что происходит и о чём будет фильм. Потехи ради по ночам тоскующие актёры и другие члены группы смотрят советские фильмы, а потом разыгрывают сцены из них.
«Отпуск в октябре» — четвёртая работа уже культового Романа Михайлова («Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха» и «Наследие»), который и не думает скрывать, что снимает сновидческое кино. В новом фильме особенно трудно различить, где грёза и где явь. Конечно, и атмосфера, и обилие красного цвета, и даже отдельные сцены (например, сольный номер Светы с песней «Чудо» на стихи Константина Бальмонта) напоминают фильмы Дэвида Линча. Хотя Михайлов уверяет, что у него просто так получилось. Оммажи здесь советскому кино: «Отпуску в сентябре», «Осеннему марафону» и не только. Мало какой российский режиссёр снимает столь головокружительные многослойные картины-головоломки, заставляющие зрителей перемещаться во времени и пространстве. Это кино, в котором растворяешься, уходишь во внутренний Болливуд. Фильм выходит в российский прокат 26 октября.
«Свет», реж. Антон Коломеец, 2023, Россия (программа «Остров русский»)
Соцработница Татьяна (Елена Яковлева) готовится отмечать 60-летний юбилей. Праздник будет большой, приедет даже сын, с которым родители видятся преступно редко. Татьяна всё чаще возвращается мыслями в прошлое, в 1970-е, во времена дружбы с Мариной (Милана Владыкина). В воспоминаниях пожилой женщины эпоха застоя предстаёт порой бесконечных вечеринок, танцев, походов на речку и улыбок, но и соперничества за внимание парней. Но только ли это ностальгия? Может быть, Татьяна так и не смогла пережить травму юности.
«Свет» — триумфатор фестиваля «Окно в Европу» этого года. Фильм завоевал главный приз, а также диплом жюри за лучший актёрский ансамбль. Тонкая и трогательная драма стала вторым фильмом режиссёра Антона Коломееца, соавтора сценария «Чик». Особо стоит отметить двух актрис, играющий Татьяну: Елену Яковлеву и юную Дарью Коныжеву. Любопытно, что для изображения разных периодов жизни главной героини выбраны противоположные времена года. 60-летие отмечается морозной зимой, а молодость отдана цветущему лету. Фильм держит интригу до самого конца, и лишь в конце вырисовывается полная картина жизни Татьяны. Драма доберётся до российских кинотеатров 22 февраля 2024 года.
«Химера», реж. Аличе Рорвахер, 2023, Италия, Франция, Швейцария (программа «Новое кино Италии»)
Италия, 1980-е годы. Освободившись из тюрьмы, британец Артур (Джош О’Коннор) в видавшем виды льняном костюме и с печальным выражением лица едет на поезде домой. У молодого человека дар — он чувствует, где под землёй находятся сокровища этрусков. Представители древней цивилизации хоронили людей в гробницах вместе с украшениями, кухонной утварью и золотом. Итальянские дружки пользуются талантом Артура и всегда делят награбленное поровну, но при этом за решёткой оказался только британец. В поезде он видит сон со своей любимой Беньяминой (Иле Яра Виянелло). Белокурая девушка в красном распускает нить. Артуру предстоит следовать за ней. Неясно только, на этом свете или уже другом.
Картина итальянки Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь») участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля, но осталась без наград. Постановщица продолжает снимать замечательные сказки, в которых прошлое смешивается с настоящим, вымышленное — с невыдуманным, а наша жизнь тесно соприкасается с миром мёртвых. «Химера» — поэтичное кино чарующей красоты. Французский оператор Элен Лувар с нежностью снимает провинциальную Италию со всеми её достоинствами и недостатками. Соединяет сцены из сельской жизни в единый пазл любовь Рорвахер к героям. Выделяется, конечно, Артур — печальный романтик и чужак на празднике итальянской жизни. Он рассчитывает отыскать вход в царство мёртвых и стать современным Орфеем. «Химеру» можно увидеть в российских кинотеатрах с 1 января 2024 года.
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара, 2022, Германия, Италия, Великобритания, США (программа «Новое кино Италии»)
Главный герой — падре Пио (Шайа Лабаф) из Пьетрельчины (1887–1968), священник и монах из ордена капуцинов. Впоследствии он был причислен католической церковью к лику святых и в целом был одной из самых популярных религиозных фигур XX века. Действие фильма разворачивается сразу после окончания Первой мировой войны. Многие итальянские солдаты возвращаются домой без конечностей и с посттравматическим синдромом. На фоне общей социальной неудовлетворённости набирают популярность социалистические течения. В это же время Пио буквально ведёт диалог с дьяволом и пытается побороть искушения.
Стоит сразу сказать, что никакого отношения к «Молодому Папе» Паоло Соррентино персонаж Шайа Лабафа не имеет. Премьера фильма Абеля Феррары, который в последнее время снимает на родине в Италии, состоялась в программе «Дни авторов» в Венеции в прошлом году. Фактически режиссёр снимает две едва пересекающиеся истории. С одной стороны, зарождение социализма и национализма после войны. С другой — арт-перформанс от Лабафа, которому являются то посланники Сатаны, то голые женщины. Актёр во время съёмок настолько уверовал, что принял католичество. Картину уже можно посмотреть на больших экранах.