В Москве продолжается юбилейный, пятнадцатый фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Помимо показов на нескольких площадках столицы, часть программы также доступна на «Кинопоиске». Максим Ершов выбирает как зарубежные, так и отечественные фильмы с Beat Film Festival, которые точно не стоит пропускать.
«Дарио Ардженто: Паника»
Мастер джалло Дарио Ардженто отправляется в отель вдали от городской суеты, чтобы работать над сценарием нового фильма. Параллельно прославленный режиссёр даёт интервью авторам документальной картины о себе. Заодно об итальянском постановщике говорят дочери Азия и Фьоре, коллеги Микеле Соави, Ламберто Бава, Франко Феррини и Луиджи Коцци и любимые актрисы.
Картина позволяет оглянуться на творческий путь итальянца: от сценариста «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне до живого классика, который в преклонном возрасте продолжает работать и снимается в «Вихре» у Ноэ.
В фильме Симоне Скафиди кадры интервью из настоящего времени перемежаются с фрагментами работ мастера и разговорами о кино разных лет. В качестве поклонников и экспертов по творчеству Ардженто выступают Николас Виндинг Рефн, Гаспар Ноэ и Гильермо дель Торо.
А ещё авторы картины напоминают, почему в своё время эстетские кровавые и эротические триллеры Ардженто произвели фурор как среди зрителей, так и среди критиков.
«Вечеринка на краю света»
Выпускники школы из крошечного городка Уайли, штат Орегон, Майка, Нэтали, Николь, Тони и Макай решают отправиться в последнее и обязательно незабываемое путешествие перед взрослой жизнью. Кто-то уедет учиться в колледж, другие будут искать работу. А пока компания вчерашних старшеклассников держит путь к побережью, где должна состояться овеянная мифами «вечеринка на краю света». Подростки садятся в минивэн, впереди 850 километров. В дороге ребята лишатся машины, покатаются на товарном поезде, будут ночевать у незнакомцев и познакомятся с бродягами, скейтерами и панками.
Премьера пронзительного роуд-муви состоялась на прошлогоднем Венецианском фестивале. Документалисты Билл Росс IV и Тёрнер Росс уже много лет рисуют портрет захолустной Америки. Братьев-режиссёров не интересуют Лос-Анджелес или Нью-Йорк. В картине «Разбитый нос, пустые карманы» героями были завсегдатаи потрёпанного бара на окраине Лас-Вегаса накануне президентских выборов. «Вестерн» рассказывал о жизни двух городков по разные стороны американо-мексиканской границы. «45365» представлял собой портрет родного для авторов Сиднея, штат Огайо.
«Вечеринка на краю света» сделана на стыке документального и игрового, поскольку у фильма есть сценарий, а исполнители главных ролей проходили кастинг, но в то же время авторы оставили актёрам гигантский простор для импровизации. Получилось живое и искреннее кино о прощании с юностью, наивными мечтами и встрече с реальностью, в которой безденежье и неприкаянность соседствуют с чувством свободы и неожиданными знакомствами.
«Канны: Режиссёрская версия»
Первый Каннский кинофестиваль прошёл в 1946 году, так что престижному смотру авторских фильмов со всего мира скоро исполнится 80 лет. Режиссёры Ричард Бланшард и Роджер Пенни пытаются посмотреть на важное культурное событие с разных точек зрения. Авторы вспоминают, как появился фестиваль и почему местом проведения были выбраны Канны, хотя конкуренцию городу на Лазурном Берегу составлял расположенный на Атлантике Биарриц. Любой кинофестиваль требует огромной работы, так что картина предлагает оценить труды сотен человек, которые обычно не попадают в кадр.
Любой кинофестиваль требует огромной работы, так что картина предлагает оценить труды сотен человек, которые обычно не попадают в кадр.
Документальный фильм, впервые показанный на прошлогоднем фестивале в Сиднее, показывает Канны как место, где одновременно проходят громкие премьеры и шумные вечеринки, встречи режиссёров и продюсеров, кинорынок, скандальные пресс-конференции, фотосессии и рекламные кампании. Своими впечатлениями о фестивале и роли Канн в жизни делятся Тильда Суинтон, Леа Сейду, Марк Казинс, Карим Айнуз, Оливер Стоун и Квентин Тарантино.
Особое место в парадном портрете отведено программному директору Тьерри Фремо, который следит как за качеством фильмов, так и за соблюдением этикета на красной ковровой дорожке. Авторы осторожно вспоминают спорные моменты вроде отстранения Ларса фон Триера от Канн или же показы картин, спродюсированных Netflix, но всё-таки стараются не портить зрительское впечатление о большом празднике кино.
«Без фильтров»
В середине 1960-х Джеймс Хэмилтон хотел стать художником и учился в институте Пратта в Бруклине. Летом 1966-го студент устроился ассистентом нью-йоркского фотографа Альберто Риццо и в вуз больше не вернулся. В 1969-м Хэмилтон отправился колесить по Америке и посетил Техасский поп-фестиваль, на котором выступали Дженис Джоплин, Led Zeppelin и другие. Юный фотограф продал первые снимки журналу Crawdaddy. Дальше последовало сотрудничество с Harper’s Bazaar, Vanity Fair, Rolling Stone, The New York Observer и The Village Voice.
«Без фильтров» снял Д. В. Янг, чей предыдущий фильм «Книготорговцы» также показывали на Beat Film Festival. Кино о Джеймсе Хэмилтоне — одновременно путешествие по Нью-Йорку длиной в 60 лет и история большого художника в профессии. Поскольку Хэмилтон с детства любил кино, фотограф также снимал бэкстейдж картин Джорджа Ромеро и Уэса Андерсона. Большим поклонником Джеймса оказывается Тёрстон Мур из Sonic Youth, выпустивший в собственном издательстве альбом лучших работ главного героя фильма.
В документальном кино о Хэмилтоне, кроме трудолюбия и скромности фотографа, поражают его энергия и увлечённость любимым делом. Он брался как за ироничные съёмки светских вечеринок, так и за портреты Альфреда Хичкока, Акиры Куросавы и Лу Рида. Кроме того, «Без фильтров» воспевает журналистов прошлого. Хэмилтон творил во времена, когда в печатных изданиях не было нескольких полос рекламы, а колумнист и фотограф могли писать и запечатлевать интересующие их темы. У Янга получается лёгкий и остроумный разговор с массой баек из жизни человека, которому всегда были интересны другие люди и мир вокруг. Большим автором или фотографом-революционером сам Хэмилтон себя не считает.
«Лебединая песня»
Из-за пандемии коронавируса Национальный балет Канады был вынужден уйти в отпуск, но художественный руководитель Карен Кейн, молодые хореографы и артисты с нетерпением ждали возвращения на сцену. Первым спектаклем после перерыва становится «Лебединое озеро», нестареющая классика в новой интерпретации.
Режиссёр посещает репетиции, проникает в дома к балеринам, подкарауливает хореографов и танцовщиков на парковке. Расстояния между документалистом и главными героями нет.
Премьера «Лебединой песни» прошла на фестивале в Торонто в 2023 году. Картина показывает всю внутреннюю кухню балета на примере одного спектакля. МакМаллан снимает документальное кино на стыке драмы и триллера. Здесь есть травмы, зависть, сплетни, слёзы, желание быть лучше других и ссоры. Но, кроме истории о постановке «Лебединого озера», постановщица вскользь касается эволюции балета и разницы между консервативными и современными постановками. Кейн решается отказаться от традиционных розовых колготок, чтобы показать, что на сцене есть танцовщицы с разным цветом кожи. Фильм МакМаллан разрушает любые стереотипы о балете и показывает, что за кулисами идёт настоящая борьба за выживание.
«Двадцать лет со Смешариками»
Первая серия «Смешариков» вышла в 2003 году. За 20 лет с момента появления сериала проект, который был создан группой петербургских энтузиастов, разросся до гигантской франшизы, в которую входят несколько спин-оффов, полных метров и внушительная линейка мерча. Авторы сериала готовятся к 20-летнему юбилею, придумывая новые эпизоды, а людей за кадром представляют узнаваемые голоса Кар Карыча, Кроша, Нюши, Ёжика, Бараша, Пина, Копатыча и Совуньи.
В российской анимационной индустрии не так уж много однозначно успешных франшиз. «Три богатыря», «Маша и Медведь» и «Смешарики», пожалуй, первыми приходят на ум. Документальный фильм Станислава и Анастасии Ставиновых позволяет увидеть полный цикл производства серии: от разработки сценария и коллективного обсуждения эпизода за чашкой чая в кругу режиссёров и авторов разных лет до озвучания персонажей. Картина по атмосфере напоминает длинный и увлекательный разговор на тесной кухне, где собрались только единомышленники, с которыми не хочется расставаться.
«Край ночи»
Андрей Натоцинский — актёр, фотограф и выпускник мастерской Александра Николаевича Сокурова в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения. В 2020-м молодой режиссёр отправился в Сухум и удивился, что оказался посреди кромешной тьмы. В полуразрушенном со времён Грузино-абхазской войны городе ежедневно происходят отключения света. Местные жители связывают перебои с электроэнергией с деятельностью криптомайнеров, а ещё надеются, что вот-вот светом с частично признанным государством поделится могущественная Россия. В итоге за три года Натоцинский и съёмочная группа четырежды ездили в Абхазию и сняли фильм о регионе, который уже много лет не может оправиться от военного конфликта.
«Край ночи» — поэтический и наполненный метафорами документальный фильм. Столкновение тьмы и света, красивых природных пейзажей и разрушенных зданий, современных технологий и отсутствия базовых удобств.
В ткань картины проникает хроника столетней давности, когда Сухум был популярным курортным направлением. Контраст поражает. Натоцинский даёт голос водителю троллейбуса или работникам фруктовых плантаций, которые жалуются на настоящее, но с надеждой смотрят в будущее. Неизвестно, станет ли в регионе лучше, если отсюда уйдут майнеры.
Gipsy
Андро — молодой рэп-исполнитель, который уже успел записать совместные треки с Скриптонитом, Бастой и Джиганом. По происхождению музыкант цыган, а именно рома. Андро стабильно окружён большой семьёй. Рэпер заезжает на съёмную квартиру в Москве, где живут мама, папа и младшая сестра. Сестра дарит музыканту золотые зубную пасту и щётку. Мама с гордостью вспоминает, как рос талантливый мальчик. Папа сдерживает эмоции и не очень-то распространяется о прошлом.
Сам Андро рассуждает об отношении к цыганам в мире и карьере, рисует граффити, пишет графический роман, сочиняет новые песни и путешествует.
История в настоящем смонтирована с фрагментами обширного семейного видеоархива. Дебютантка Айсель Назарли снимала молодого исполнителя на протяжении трёх лет. Обаятельный и остроумный рэпер вроде бы легко относится к жизни, но на самом деле несколько тяготится строгими традициями рома и ответственностью перед семьёй. Выходит любопытный портрет музыканта на перепутье, задумывающегося о свободе и творчестве.