Новый год и Рождество у одних ассоциируются с чудом, у других вызывает тревогу и тремор. Как ни странно, именно рождественские ужасы без побочных эффектов реанимируют праздничное настроение. Встреча со своими страхами на экране помогает замедлить поток беспокойных мыслей и не захлебнуться в море кортизоловых волн. В нашей подборке мы собрали истории про очумевших маньяков, злорадных гномов и про то, как правильно встречать рождественский апокалипсис.
«Ночь кометы», реж. Том Эберхардт, 1984
В преддверии Рождества 1984 года рядом с поверхностью Земли должен пройти хвост кометы. В ожидании редкого события жители Южной Калифорнии беззаботно украшают город гирляндами, рождественскими венками и ёлками. Соседи в малоэтажных районах собираются на барбекю, офисные клерки с шампанским в руках поднимаются на крыши зданий, чтобы встретить космическое чудо с праздничным размахом.
По небу разливаются кроваво-красные взрывы — зрелище буквально убийственное. На следующее утро сияние алого рассвета встречают опустевшие мёртвые улицы. От людей ничего не осталось, кроме одежды и пыли. 18-летней Реджи Белмонт (Кэтрин Мэри Стюарт), билетёрше кинотеатра, и её 16-летней сестре Сэм (Келли Маруни) повезло больше остальных. Девочки не застали пришествие внеземного объекта и теперь живые и слегка испуганные гуляют по безлюдному городу, заводят знакомство с обаятельным парнем и устраивают себе безлимитный шоппинг в торговом центре. Однако не всё так просто. Немногочисленные выжившие радуются возможности безнаказанно вершить насилие. Шпана захватывает город, учёные избавляются от остатков людей — их всех мотивирует новая искажённая интерпретация блага: вооружённые хулиганы всего лишь исполняют свою «американскую мечту», а исследователи думают, что спасают цивилизацию. Облучение кометы провоцирует мутации и постепенно превращает людей в зомби, а значит, Реджи и Сэм — запоздалые жертвы космоса, которые вот-вот лишатся рассудка или обратятся в пыль.
Неоновые вывески, долгие планы на величественные небоскрёбы, зловещая пустота солнечного города совсем не вяжутся с семейным «духом Рождества». Но это кино по-новогоднему объединяет непохожие жанры в дружную семью — здесь и конспирологический триллер про злобных учёных, и хоррор про зомби, и фантастика о космическом возмездии человечеству. Том Эберхардт снял знаковый для эпохи 1980-х фильм с ретровейвной эстетикой, харизматичными женскими персонажами и авантюрным сюжетом. Ходячие мертвецы, конечно, портят настроение праздника, но они не в состоянии помешать надежде, зарождающейся в канун Рождества. Под Новый год у девчонок наконец появляется шанс на обновление и восстание из пепла. Они так долго жили в тисках злобной мачехи и навязанных социальных установок, что готовы бороться за апокалиптическую свободу, принимая её с распростёртыми объятиями.
«Ужасающий 3», реж. Дэмиен Леоне, 2024
Клоун-демон Арт (Дэвид Ховард Торнтон) и его зомби-сообщница Вики (Саманта Скаффиди) чуть опоздали с пробуждением из спячки. Не успев принарядиться к Хэллоуину, Арт достаёт костюм Санта-Клауса и забегает на рождественский огонёк к случайной семье, чтобы украсить стены их дома кровью и выпотрошенными кишками. Арт — тот ещё художник. Каждое его убийство состоит из трёх актов: интригующего знакомства, гипнотизирующей пантомимы и очумелого перформанса с бензопилой. Его прошлый спектакль вызвал фурор у публики. Пять лет назад он устроил жуткую резню, оставив чудом выжившей Сиенне Шоу (Лорен ЛаВера) душевные раны. Девушка возвращается после реабилитации в дом тёти Джессики (Маргарет Энн Флоренс), надеясь провести Рождество в семейном кругу. Но страшные воспоминания лишают её покоя. Сиенна чувствует, что Арт с ней ещё не закончил.
Для полного погружения в историю быть знакомым с предыдущими частями совсем не обязательно. Значение сюжета в триквеле вытесняется под напором крови из вскрытых артерий, взорванных голов, растворённой жидким азотом плоти и отрезанных конечностей. Лишь изредка «Ужасающий 3» делает передышки от неприлично откровенных и изощрённых сцен убийств, расширяя лор франшизы и позволяя зрителю проникнуться рождественским антуражем и чувствами героев, изнывающих от ужаса.
Дэмиен Леоне развивал историю инфернального клоуна сперва в короткометражных фильмах, чем привлёк поклонников жанра. Затем с помощью краудфандинга собрал деньги на съёмки первого «Ужасающего» (2016). Успех сиквела позволил Леоне разжиться большими студийными бюджетами для производства третьей части. Все деньги ушли на команды гримёров и постпродакшена. Леоне частично отверг CGI в пользу натуралистичных спецэффектов и грима, оттого представления Арта выглядят непристойно гротескными и пугающе правдивыми. Эксплуатационный и парадоксально уморительный «Ужасающий 3» вернул в жанр ультранасилие и аутентичность сплэттеров 1980-х. Для пущей винтажности в духе «Кошмаров на улице Вязов» или фильмов Джона Карпентера хоррор снимали на дорогостоящие объективы, имитирующие оптику камер 1970–1980-х годов.
«Тупик», реж. Жан-Батист Андреа, Фабрис Канепа, 2003
Рождественские ужастики всегда с особой кровожадностью разделываются с семейными ценностями. Вот и в «Тупике» троп Рождества, объединяющего путешествия и сеттинг, кардинально меняют свои предназначения, становясь причинами распада семьи. Каждый год в сочельник Харрингтоны отправляются к родственникам в другой город. В пути они по привычке ссорятся, сетуют на праздники, подшучивают друг над другом, пока таинственно не замолкают, уткнувшись в свои мысли. На этот раз проторённый маршрут перестраивает случай: вспыльчивый отец семейства внезапно теряет управление и сворачивает в лес. Там героев окружают хтонические сущности: то женщина с мёртвым ребёнком на руках попросится к ним в попутчицы, то чёрный катафалк устрашающе сверкнёт фарами. Добраться до пункта назначения полным составом и в здравом уме они уже точно не сумеют. Дорога по очереди убьёт одного за другим и вскроет их самые сокровенные тайны и желания.
Мистическую чёрную комедию с Лин Шэй («Зубастики», «Астрал») и Рэем Уайзом («Твин Пикс») легко спутать с новогодним спецвыпуском «Сумеречной зоны». Минималистичными средствами фильм ввергает зрителя в состояние шока, всё глубже погружаясь в абсурд и полную бессмыслицу. «Тупик» — уморительный и непредсказуемый хоррор для нигилистов, ещё в детстве уставших от мишуры, ёлок и семейных посиделок.
«Чёрное Рождество», реж. Боб Кларк, 1974
«Чёрное Рождество» Боба Кларка вышло в октябре 1974-го, как и «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера. Оба фильма стали первопроходцами в жанре слэшера, однако у двух картин есть принципиальные различия в интонациях и бэкграундах создания. Хупер создавал историю о маньяке и безумной семье, опираясь на социально-политический ландшафт США и последствия Вьетнамской войны. Его кино можно рассматривать как критический жест в сторону действующего правительства и как свидетельство радикальных перемен в визуальной культуре, одержимо преследующей сенсационные образы насилия. «Чёрное Рождество» не столь провокационно. Канадского сценариста Роя Мура взволновала популярная городская квебекская легенда из 1960-х «Няня и человек наверху», созданная после нераскрытого убийства 14-летней школьницы. По сюжету легенды девушке, смотрящей за соседскими детьми, звонит убийца, скрывающийся на втором этаже дома. Завязка байки легла в основу множества хорроров, но «Чёрное Рождество» использовало её впервые.
За режиссуру взялся тогда начинающий хоррормейкер Боб Кларк, снявший легендарную дилогию «Порки» и «Трупы детям не игрушка». Кларк вплёл в повествование критику гендерных стереотипов и безразличия системы, закрывающей глаза на насильственные преступления против женщин. А ещё показал события с перспективы убийцы, используя дрожащую камеру. Следом трюк повторили Джон Карпентер в «Хэллоуине» и Шон С. Каннингэм и «Пятница, 13-е». Но главная фишка фильма в том, с какой яростью разрушается магия Рождества. Пряничные декорации на контрасте усиливают впечатление от немыслимой жестокости убийцы. В сакральный праздник маньяк решил воздать «грешницам» по заслугам и забрался в женское общежитие.
В разгар вечеринки по поводу наступающих рождественских каникул студентки получают анонимный звонок. Стоны и шёпоты в трубке для Барбары (Марго Киддер) уже привычное дело: извращенец названивает целый месяц и изрядно надоел. Однако на этот раз незнакомец перешёл к открытым угрозам и уже на следующее утро убил одну из героинь — Клэр (Линн Гриффин). Пропажа девушки никак не волнует полицию: молоденькая красавица, должно быть, «сбежала с любовником» на Рождество. Тем временем маньяк входит в общежитие как к себе домой и приступает к расправе над следующей жертвой.
«Гномы. Новогодний беспредел», реж. Магнус Мартенс, 2023
У раздражающе оптимистичного калифорнийца Билла Нордхайма (Мартин Старр) умирает дядя, сгорев дотла на собственном участке и оставив племяннику в наследство огромный дом в глуши Норвегии. На радостях Билл собирает всю семью — жену Кэрол (Амрита Ачария) и детей от прошлого брака — и мчится навстречу новой жизни в более безопасной и гуманной скандинавской стране. Норвегия встречает семейство снегом, рождественскими ярмарками и уютом. Чего не скажешь о новом доме, рядом с которым расположился огромный амбар. Сказочная жизнь мечты и сладкий зимний сон оборачиваются для героев кошмаром. В амбаре обитает семейство гномов, не готовых делиться территорией с незваными вторженцами. Пока мальчик Лукас (Таунс Баннер) пытается наладить отношения с малым народцем, его навязчивый отец устанавливает свои порядки и провоцирует восстание гномов. Так непутёвая семейка, терзаемая неразрешимыми противоречиями, обидами и конфликтами, сплочается из-за возникшей угрозы и витающего в воздухе «духа Рождества».
В фильме запрятано множество актуальных тем: взять хотя бы интересную оптику на анализ мирового политического уклада. При желании можно распаковать всю метафоричность «Новогоднего беспредела», но делать это в праздники строго запрещено. Эта пародийная и незамысловатая комедия предназначена для расслабления, поэтому лучше отключить голову и весело провести время. К тому же фильм создан по канонам всеми любимых детских ужастиков и рождественских киноаттракционов. В сюжете и оформлении узнаётся влияние «Гремлинов», «Зубастиков» или дилогии «Один дома». Но главное, кино Магнуса Мартенса — китчевое рождественское украшение, расписанное классическими атрибутами праздника (от ёлок до уютных свитеров и вечеров возле камина).