31 августа стартует 79-й Венецианский кинофестиваль. Старейший смотр в истории в последние годы превратился в отправную точку для голливудских фильмов, нацеленных на сезон наград. Впрочем, в программе нашлось место куда более скромным, но не менее интересным новинкам от дебютантов и классиков. Алихан Исрапилов выбрал самые интригующие премьеры фестиваля: от лавстори Луки Гуаданьино про каннибалов до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом в главной роли.
«Белый шум» (White Noise), реж. Ноа Баумбак
Основной конкурс
Фильмом открытия Венецианского кинофестиваля стал «Белый шум» Ноа Баумбака. Это экранизация одноимённого романа Дона ДеЛилло — культовой постмодернистской сатиры, высмеивающей Америку 1980-х с её избыточным консьюмеризмом, перенасыщенностью контентом, зашкаливающим количеством теорий заговора и насилия. Баумбак отмечает, что перечитал роман в начале 2020-го и был шокирован актуальностью и даже злободневностью текста. Во время самоизоляции постановщик решил адаптировать сюжет для большого экрана. Если фильм будет следовать первоисточнику, то зрителей ждёт портрет Америки глазами одной дисфункциональной семьи. Профессор колледжа Джек (Адам Драйвер), специализирующийся на исследовании Гитлера, постоянно спорит с четвёртой женой по имени Бабетта (Грета Гервиг) о том, кто умрёт первым. Оба боятся смерти, но понимают, что в такое непредсказуемое и даже хаотичное время от гибели никому не скрыться. Если верить слухам, бюджет фильма превысил 100 миллионов долларов — этого более чем достаточно, чтобы перенести на большие экраны больной, безумный мир Дона ДеЛилло.
«Блондинка» (Blonde), реж. Эндрю Доминик
Основной конкурс
«Блондинка» — проект мечты Эндрю Доминика и фильм сложной судьбы, съёмки которого несколько раз замораживали из-за недостатка финансирования. Постановщик впервые заговорил о байопике Мэрилин Монро в 2010-м, отмечая поразительную дихотомию её образа: для мужчин она была секс-символом, для женщин — настоящей Золушкой, прошедшей путь через травмирующее детство в Голливуд. В разные периоды Монро должны были сыграть сначала Наоми Уоттс, позже — Джессика Честейн. Фильм наконец-то выходит при поддержке Netflix с Аной де Армас в главной роли, но и под крылом стримингового гиганта не удалось избежать скандалов. Сообщают, что из-за откровенных секс-сцен картине присвоен взрослый рейтинг NC-17 — впервые в истории Netflix. Впрочем, есть вероятность, что зрителей смутят не эротические эпизоды, а неконвенциональный подход к созданию биографического фильма, на который намекает Доминик. Постановщик утверждает, что ему в первую очередь хотелось создать уникальный эмоциональный опыт, который с помощью кинематографических средств позволит аудитории понять, каково это — быть одновременно Мэрилин Монро и Нормой Джин. «Блондинка» — один из самых длинных фильмов основного конкурса: её хронометраж составит 2 часа 46 минут. Релиз на Netflix — 28 сентября.
«Целиком и полностью» (Bones and All), реж. Лука Гуаданьино
Основной конкурс
Первый за четыре года полнометражный фильм Луки Гуаданьино воссоединит постановщика с Тимоти Шаламе — звездой его же драмы «Назови меня своим именем». «Целиком и полностью» — тоже история первой любви и вынужденного взросления, а ещё это роуд-муви и даже хоррор. Брошенная матерью Марен (Тейлор Расселл) отправляется на поиски незнакомого ей отца и встречает харизматичного бродягу по имени Ли (Шаламе). Вместе они отправляются в путь по рейгановской Америке 1980-х, знакомятся на окраинах цивилизации с такими же маргиналами и пытаются найти в этой одиссее самих себя. Впрочем, не всё так просто: Марен страдает из-за странного голода, который пробуждается, если девушка привязывается к другому человеку. Ли — тоже каннибал, но юноша понимает, что отношения с новой знакомой могут быть опасны для жизни. Гуаданьино отмечает, что его в первую очередь интересуют живущие по собственным правилам люди, а также эмоциональный аспект приключений. Если верить постановщику, «Целиком и полностью» станет размышлением о неразрывных связях и губительных желаниях.
«Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin), реж. Мартин МакДона
Основной конкурс
На Лидо возвращается Мартин МакДона, который ровно пять лет назад получил на Венецианском кинофестивале сценарный приз за криминальную драму об искуплении «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Его новый фильм — исторический! Если в пьесах МакДона неоднократно исследовал прошлое Ирландии, то в кино старался держаться современности. Фильм «Банши Инишерина» наконец-то это исправит. Во времена Гражданской войны в Ирландии 1922–1923 годов на маленьком отдалённом острове ссорятся два закадычных друга. Сварливый Кормс (Брендан Глисон) однажды признаётся добродушному Падрейку (Колин Фаррелл), что тот ему больше не нравится. Шокированный признанием мужчина делает всё возможное, чтобы вернуть расположение бывшего товарища, но Кормс, напротив, лишь сильнее убеждается в своём решении. Более того, он даже ставит ультиматум, чтобы показать серьёзность намерений: за каждую попытку Падрейка заговорить Кормс будет отрезать себе по пальцу. Зная часто доходящий до абсурда чёрный юмор МакДоны, можно смело ожидать, что бытовая и нелепая, казалось бы, ситуация приведёт к шокирующей кульминации.
«Сын» (The Son), реж. Флориан Зеллер
Основной конкурс
В 2020 году драматург Флориан Зеллер дебютировал в режиссуре с адаптацией собственной пьесы «Отец» — у него получился иммерсивный психологический триллер, погружающий аудиторию в историю пенсионера с деменцией. За материалом для второго фильма Зеллеру далеко ходить не пришлось — он вновь решил взяться за адаптацию одной из предыдущих театральных работ. «Сын» и «Отец», нетрудно догадаться по названию, объединены в тематический цикл пьес о семье. Фильм расскажет о депрессивном подростке Николасе, который переезжает от матери к отцу по имени Питер (Хью Джекман). Тот совсем недавно во второй раз стал отцом и получил работу мечты — тем не менее мужчина осознаёт, что сейчас ему нужно сосредоточиться на том, чтобы вернуть сыну вкус к жизни. Нет сомнений, что опытный драматург успешно пройдёт проверку вторым фильмом, а забитая голливудскими звёздами драма с большой вероятностью станет одним из главных участников грядущего сезона наград. Держим кулачки за Джекмана, который наверняка поборется за «Оскар».
«Кит» (The Whale), реж. Даррен Аронофски
Основной конкурс
Ещё один основанный на пьесе фильм о попытке наладить отношения с ребёнком подросткового возраста. «Кит» — камерная (действие не выйдет за пределы одной квартиры) история о 300-килограммовом мужчине по имени Чарли (Брендан Фрейзер), который активно пытается умереть от ожирения. Когда-то он бросил жену и маленькую дочь ради мужчины, но после нескольких лет совместной жизни тот внезапно умер. Теперь Чарли делает всё возможное, чтобы восстановить связь с 17-летней дочерью — острой на язык и несчастной Элли, которая презирает отца. Даррен Аронофски признался, что хотел адаптировать пьесу с её премьеры, но долгое время не мог найти подходящего Чарли, а потом встретил Брендана Фрейзера и понял, что актёр идеально подходит для роли. И правда, Фрейзер еще несколько лет назад был частым объектом насмешек из-за внешнего вида: после продолжительного развода и смерти матери у него началась депрессия, в результате актёр частично облысел и поправился на несколько десятков килограммов. Стоит отметить, что это не первый фильм Аронофски об умирающем мужчине, который хочет исправить ошибки прошлого и вернуть расположение дочери. Как раз на Венецианский кинофестиваль режиссёр привозил «Рестлера» с Микки Рурком, который принёс ему «Золотого льва».
«Бардо» (Bardo, Falsa Crónica de Unas Cuantas Verdades), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
Основной конкурс
Первый за семь лет фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту родился из размышлений о собственной жизни. 59-летний постановщик признался, что однажды понял — ему осталось куда меньше, чем он уже прожил. Мысли о прошлом и будущем сплелись с воспоминаниями и мечтами, реальность — с воображением. На этом пересечении Иньярриту начал развивать идеи для нового — одновременно интимного и эпического — фильма. «Бардо» — полуавтобиографическая история об известном журналисте и документалисте Сильверио (Даниэль Хименес Качо), который становится лауреатом престижной премии за жизненные заслуги. Герой едет из Лос-Анджелеса на родину, в Мексику, не зная, что это путешествие заставит его задуматься о собственной идентичности, семейных узах, смертности и кровавой истории своей страны. «Бардо» — самый длинный фильм Иньярриту: хронометраж составляет внушительные 2 часа 54 минуты.
«Тар» (Tár), реж. Тодд Филд
Основной конкурс
Венецианский кинофестиваль этого года собрал сразу нескольких известных режиссёров, которые вот-вот представят фильмы после затяжного перерыва: Мартин МакДона и Даррен Аронофски — 5 лет, Алехандро Гонсалес Иньярриту — 7, Эндрю Доминик — 10. Лидером по этому показателю является Тодд Филд, не снимавший аж 16 лет после релиза мелодрамы «Как малые дети». Постановщик отмечает, что новый фильм мог не состояться, — дело в том, что сценарий он писал исключительно под Кейт Бланшетт, поэтому при её отказе Филд бы не стал искать замену. Актриса исполнит роль Лидии Тар — прославленной композиторки, которая дирижирует крупным оркестром в Германии и в одиночку воспитывает приёмную дочь. Венцом её карьеры должна стать величественная симфония, но за несколько дней до записи героиня переживает тяжёлый кризис. «Тар» — один из немногих фильмов этого года, который попадёт на главные осенние фестивали: из Венеции психологический триллер отправится в Теллурайд, Торонто и Нью-Йорк. Внушительная дорожная карта может означать лишь одно — фильм станет активным участником сезона наград и, возможно, принесёт Бланшетт третий «Оскар».
«Не волнуйся, солнышко» (Don't Worry, Darling), реж. Оливия Уайлд
Вне конкурса
Не успела состояться премьера «Не волнуйся, солнышко», а фильм Оливии Уайлд уже можно смело назвать самым скандальным на грядущем смотре. Причин несколько: актриса Флоренс Пью сильно сократила время участия в промокампании картины, а еще с неожиданным заявлением выступил ранее уволенный Шайа ЛаБаф: актёр отметил, что на самом деле ушёл сам, а постановщица врёт, чтобы прорекламировать новинку.
Что касается самого фильма, то это психологический триллер, тематически напоминающий классический хоррор «Степфордские жёны». Картина расскажет о молодожёнах из 1950-х — Джеке (Гарри Стайлз) и Элис (Пью), живущих в корпоративном ретро-городке, который будто списан с открыток и выглядит как ожившая утопия. Пока супруг ходит на загадочную работу, героиня проводит будни в компании таких же образцовых жён, наслаждаясь идеальной жизнью. Любой каприз обитателей городка выполняют сию минуту — в ответ лишь просят о верности и беспрекословной преданности компании Victory. Однажды Элис не выдерживает и начинает интересоваться работой мужа и деятельностью его начальства. Её попытки докопаться до правды вносят напряжение в местное сообщество, а ещё раскрывают нечто зловещее — то, что пытались скрыть за миловидными фасадами домов. Уайлд считает главной темой фильма человеческие жертвы: готов ли ты пойти против обслуживающей системы и отказаться от идеальной жизни, чтобы поступить по совести?
«Королевство: Исход» (Riget Exodus), реж. Ларс фон Триер
Вне конкурса
В середине 1990-х Ларс фон Триер выпустил свой первый телевизионный проект — вдохновлённый «Твин Пиксом» сериал «Королевство», который представлял зрителю калейдоскоп историй из жизни сотрудников и пациентов копенгагенского госпиталя. Первые два сезона чередовали абсурдный чёрный юмор с манипулятивной драмой, а религиозный мистицизм — с хоррором о загробном мире. Выглядело «Королевство», как и фильмы фон Триера той эпохи, экспериментально и крайне неуютно из-за сепии и зернистого изображения, вызванного использованием ручной камеры. Третий сезон активно пытались снять в конце 90-х, но из-за смерти части актёрского состава от идеи отказались. Долгожданное пятисерийное продолжение выходит через 25 лет после завершения второго сезона — очередная возможность провести параллель с детищем Дэвида Линча. Новые эпизоды, возможно, не прокомментируют пандемию коронавируса, зато, если верить фон Триеру, расскажут об очередном противостоянии добра и зла.
«Вечная дочь» (The Eternal Daughter), реж. Джоанна Хогг
Основной конкурс
Всего лишь за несколько лет Джоанна Хогг превратилась в одну из главных постановщиц современности. Обрести признание и высокий статус помогла обласканная прессой дилогия «Сувенир» — полуавтобиографическая история взросления о первой любви, горе и силе кино. «Вечная дочь» — вновь терапевтическое кино, созданное из осмысления травм прошлого. Хогг задумалась о фильме ещё в 2008 году — постановщица таким образом хотела раскрыть отношения с собственной матерью, которая росла во времена Второй мировой войны и, как и большинство женщин той эпохи, привыкла держать эмоции при себе. Хогг вернулась к сценарию пару лет назад и создала историю, в которой переплетаются вина дочери, сожаления матери и призраки прошлого. Сюжет выстроен вокруг совместного путешествия двух женщин — они возвращаются в старый семейный особняк, который давно превратили в жуткий отель. В главной роли — Тильда Суинтон.
«Садовник» (Master Gardener), реж. Пол Шредер
Вне конкурса
Фанаты Пола Шредера — сценариста «Таксиста» и режиссёра «Холодного расчёта» — любят шутить, что он пишет и снимает одно и то же кино. Мол, каждый раз это история об одиноком и аскетично живущем мужчине — профессионале своего дела, который оставил страшное прошлое позади и теперь ищет искупления. «Садовник», кажется, не станет исключением. Это история про талантливого садовода по имени Нарвел (Джоэл Эдгертон), который скрупулёзно ухаживает за историческим имением Грейсвуд. Однажды его владелица, богатая вдова по имени Норма (Сигурни Уивер), просит героя стать наставником её племянницы. Тогда-то спартанское существование Нарвела заканчивается. Если верить Шредеру, то это кино о человеке, который долго ждал, чтобы в его жизни что-то произошло, и наконец дождался. Звучит интригующе!
«Афина» (Athena), реж. Ромен Гаврас
Основной конкурс
Ромен Гаврас — сын греческого постановщика Коста-Гавраса, известного по политическому триллеру «Дзета». В отца будущий режиссёр пошёл не сразу — он стал клипмейкером и делал ролики для Jamie xx, Канье Уэста и M.I.A., потом переключился на рекламу и документальное кино. «Афины» — третий художественный фильм младшего Гавраса, сценарий к которому ему помог написать Ладж Ли, автор французской социальной драмы «Отверженные». Картина расскажет о том, как одна трагедия всколыхнула одно семейство и весь город. Из-за действий полиции погибает подросток — с передовой немедленно возвращается Абдель, старший брат мальчика. Его другой младший брат ищет мести, а старший слишком занят криминалом. Местное сообщество, иронично названное «Афиной», жаждет справедливости — на районе начинаются протесты, которые перерастают в войну с полицией. По трейлеру можно сделать два вывода: жюри обязано отметить Гавраса режиссёрской наградой, а ещё фильм выглядит как смесь «Ненависти» Матьё Кассовица и клипа Канье и Джей-Зи на песню No Church in the Wild (угадайте имя постановщика). Впрочем, Гаврас мыслит куда шире и признаётся, что вдохновения искал в первую очередь в греческих трагедиях, полных символизма. Релиз на Netflix — 23 сентября.
«Нет медведей» (Khers nist), реж. Джафар Панахи
Основной конкурс
Особое внимание на Венецианском кинофестивале уделят мировой премьере нового фильма Джафара Панахи, которого в июле этого года отправили в тюрьму на шесть лет. Иранский диссидент был задержан в свой 62-й день рождения, когда пришёл в прокуратуру, чтобы узнать, за что арестовали его коллег и друзей — Мохаммада Расулофа и Мостафу Алеахмада. Последние 12 лет Панахи был под домашним арестом — ему запрещено снимать кино и выезжать за пределы страны. Впрочем, это не мешало постановщику активно работать и отправлять на крупнейшие кинофестивали полудокументальные картины с самим собой в главной роли. «Нет медведей» — кино такого же формата. Подробностей о фильме нет, кроме краткого синопсиса о том, что зрителей ждут сразу две параллельные истории любви — в обоих случаях влюблённым будут мешать традиции и местные власти. Трейлер позволяет узнать о фильме чуть больше: Панахи приезжает в маленькую деревню, расположенную на границе Ирана. Её обитатели боятся местности, ведь они убеждены, что там водятся медведи. «Он чувствует себя взаперти — без будущего, свободы и работы», — произносит один из героев фильма. Чем не метакомментарий Панахи о своём незавидном положении?
«Падре Пио» (Padre Pio), реж. Абель Феррара
Секция Venice Days
В одной из параллельных секций можно найти новый фильм культового американского режиссёра Абеля Феррары с Шайей ЛаБафом в главной роли. Для обоих это важный проект: первый уже снимал документальный фильм о Падре Пио, канонизированном священнике, который жил с кровоточащими стигматами и совершал чудеса в первой половине XX века. Для второго роль стала отдушиной и спасением: во время съёмок ЛаБаф принял католичество и теперь пытается искупить вину перед FKA Twigs — бывшей девушкой, которая обвинила его в психологическом и сексуальном насилии. «Падре Пио» не перескажет всю биографию священника, а будет посвящён отдельному периоду его жизни. После Первой мировой войны Пио пытается спасти деревню Сан-Джованни-Ротондо от вечных конфликтов коммунистов и социал-демократов. Герой пытается привить голодающим и злым жителям слово Божье, но к нему в видениях раз за разом приходит дьявол.
И ещё 15 интересных премьер:
- «Аргентина, 1985» (Argentina, 1985), реж. Сантьяго Митре — два прокурора подают в суд на только что отошедшую от власти хунту. Экранизация скандального дела о противостоянии Давида и Голиафа.
- «Слушательница» (The Listener), реж. Стив Бушеми — фильм о печальной волонтёрше, которая по ночам работает оператором, чтобы помогать таким же сломленным и одиноким людям. В кадре лишь одна Тесса Томпсон.
- «Пара» (Un Couple), реж. Фредерик Вайсман — первый художественный фильм великого документалиста; экранизация переписок Льва Толстого с женой Софьей в формате монологов последней.
- «Вся красота и кровопролитие» (All the Beauty and the Bloodshed), реж. Лора Пойтрас — документальный фильм об активистке и фотографе Нан Голдин, которая объявила войну семейству Саклер — владельцам фармацевтической компании Purdue Pharma и меценатам, жертвующим деньги крупнейшим музеям мира. Голдин убеждена, что они виноваты в опиоидной эпидемии США.
- «Когда исчезнут волны» (Kapag Wala Na Ang Mga Alon), реж. Лав Диас — всего лишь трёхчасовой фильм филиппинского постановщика и мастера медленного кино; история лейтенанта продажной полиции, который пытается поступить по совести.
- «Пэрл» (Pearl), реж. Тай Уэст — приквел слэшера «X» и предыстория его злодейки; мечтающая о роскошной жизни и карьере в кино девушка бросает вызов строгим деревенским родителям.
- «Копенгагенский ковбой» (Copenhagen Cowboy), реж. Николас Виндинг Рефн — залитый неоновым светом неонуар о девушке, исследующей криминальный мир датской столицы.
- «Люксембург, Люксембург» (Luxembourg, Luxembourg), реж. Антонио Лукич — второй фильм автора яркого и трогательного драмеди «Мои мысли тихие»; криминальная история о близнецах, которые отправляются в далёкий Люксембург, чтобы последний раз увидеть больного отца.
- «Сопротивление» (Stonewalling), реж. Хуан Цзи, Рюдзи Оцука — история беременной стюардессы, которая выбирает между карьерой и ребёнком; драма, осмысляющая репродуктивную политику Китая.
- «Дева» (The Maiden), реж. Грэм Фой — поэтическая история взросления о том, как жизни трёх провинциальных подростков переплетаются из-за трагедии.
- «Сент-Омер» (Saint Omer), реж. Элис Диоп — судебная драма, основанная на реальном случае; женщина оставила годовалую дочь на побережье, чтобы её забрало себе море.
- «Личная жизнь» (Love Life), реж. Кодзи Фукада — мелодрама о счастливой семье, спокойную жизнь которой нарушает появление бывшего мужа героини; семейство решает приютить глухого, больного и бездомного мужчину.
- «Дети других людей» (Les enfants des autres), реж. Ребекка Злотовски — одинокая женщина начинает встречаться с отцом-одиночкой и привязывается к его четырёхлетней дочери.
- «Моника» (Monica), реж. Андреа Паллаоро — портрет трансгендерной женщины, которая возвращается в родной город, чтобы ухаживать за умирающей матерью; трогательная драма о принятии, старении и искуплении.