Аниме идеально подходит для изоляции. Недаром японские затворники, их ещё называют хикикомори, считают этот вид анимации флагманским развлечением в своём распорядке дня. Ярославна Фролова выбрала 10 аниме-сериалов, с которых можно начать или продолжить знакомство с аниме. Без «Сейлор Мун», «Покемонов» и «Призрака в доспехах». С ультранасилием, актуальной повесткой и прочим 18+.
«Евангелион» (Shin Seiki Evangerion), реж. Хидэаки Анно, 1995
В начале века фанатский клуб этого сериала полнился слухами, что из «Евангелиона» сделают полный метр (подобно «Призраку в доспехах»), но вестей всё нет, и, может, оно и к лучшему. Это аниме повествует о мире после глобальной катастрофы. Выжили лишь немногие, да и тех с небес постоянно атакуют неизвестные существа, которых поэтично называют Ангелами. Противостоять угрозе могут только гигантские роботы серии «Евангелион», управление которых зависит от полной синхронизации пилота и машины, и вот в этом как раз проблема. Будущих спасителей тренируют на специальной подземной базе «Токио-3». Мало того, что они почти все подростки, застрявшие в переходном возрасте и под землёй, так и слияние с «Евангелионами» влияет на их психику и состояние. Если в нескольких словах описывать этот сериал, то: много роботов, сражений, переживаний, жестокости и драмы.
«Эксперименты Лэйн» (Serial Experiments Lain), реж. Рютаро Накамура, 1998
Школьница Лэйн живёт будто в условиях карантина. Она изолирована от общества, особо не выходит из своей комнаты, изредка контактирует лишь с родителями, которые на самом деле довольно редко интересуются дочерью. Всё время она проводит в сети, где, конечно, не смотрит ролики по йоге или бесплатные образовательные курсы, но посещает сомнительные сайты, а впоследствии и вовсе получает письмо от умершей подруги. С этого момента сеть поглощает девочку полностью в буквальном смысле. Она становится участником безумного шутера, узнаёт о других «заключённых» глобальной сети и о таинственной организации, которая может влиять на наши жизни через мобильные устройства и компьютеры. В общем, мрак, безнадёга, интернет — зло, 1998 год.
«Школа убийц» (Gunslinger girl), реж. Марио Асака, 2003
С виду это обычная школа для девочек, где их обучают играть на музыкальных инструментах, красиво говорить и достойно себя держать в обществе. На деле же это пансионат для сирот, которые лишились не только счастливого детства, но и своих тел. Они уже даже не люди, а модифицированные роботы-убийцы, которых тренируют искать и уничтожать опасных преступников и террористов. По мнению «воспитателей» — идеальное прикрытие, ведь кто испугается милой девочки с футляром для скрипки в руках?
«Крестовый поход Хроно» (Chrono Crusade), реж. Тосиюки Като, 2003
Играет джаз, безбожно льётся запрещённый алкоголь, а состоятельные люди развлекаются тем, что призывают демонов. На дворе 20-е годы XX века. Ликвидировать последствия неразумных контактов с преисподней должен орден Магдалены. В их рядах — молодая девушка-экзорцист Розетта. Во время одного из обрядов её душа крепко связывается с демоном Хроно, который на сатанинское орудие-то не тянет: он добрый, верит в людей и готов служить высшей цели, но всё это до поры до времени. Парочке, среди прочего, придётся отправиться на поиски потерянного брата девушки, который, понятное дело, исчез при загадочных и инфернальных обстоятельствах. Кому смотреть: всем тем, кто любит фильмы ужасов на тему ангелов и демонов и плакать.
«Эльфийская песнь» (Erufen rîto), реж. Мамору Канбэ, 2004
Очень красивое аниме, очень красивый саундтрек, очень интересная история. Люси — генетически модифицированное существо. Она сильная, ловкая, быстрая, не знает, что такое милосердие, пощада, ненавидит оковы. Поэтому, как только появляется возможность, она устраивает кровавую баню в лаборатории и сбегает, попутно лишившись воспоминаний о своём заточении и предназначении. Слоняющуюся по городу девушку с эльфийскими ушами замечает, конечно, прекрасный, но наивный юноша, который решает ей помочь. И с этого момента приходится защищать Люси от людей с пистолетами, других — от её ревности, себя оберегать от вспыльчивого характера «эльфийки», её саму спасать от природы убийцы. Вы можете воскликнуть: «Да это же пятый элемент!» Но нет, тут всё гораздо жёстче, кровожаднее, страшнее, и не ждите хеппи-энда.
«Тетрадь смерти» (Desu noto), реж. Тэцуро Араки, 2006
Справедливости ради, «Тетрадь смерти» тоже можно причислить к общеизвестным аниме, наравне с «Покемонами» и воинами в матросках. То есть многие знают или слыхали об этом анимационном сериале, хотя бы после чудовищной попытки Netflix экранизировать историю, непонятно как затащив в проект Маргарет Куэлли и Уиллема Дефо на одни из главных ролей. «Развидеть» такое не получится. Так что лучше посмотрите оригинал, где нарисованный (и не со странной причёской) Лайту Ягами получает в свои руки тетрадь бога смерти. С её помощью можно убить любого человека в любой точке мира, достаточно знать, как он выглядит, вписать его имя и описать то, как жертва должна умереть. Сначала Лайту начинает исписывать листы именами преступников и негодяев, которых видит по телевизору. Но такое количество смертей не может не привлечь стражей закона. Тем более что им будет помогать гениальный юноша, который избегает общества, встреч и редко покидает свой дом, будто он на добровольном карантине (мы не специально снова про него, так выходит), что весьма кстати. Ведь если Лайту узнает, как он выглядит и его имя, то от бога смерти гению будет не скрыться.
«Эрго Прокси» (Ergo Proxy), реж. Сюко Мурасэ, 2006
Художник-аниматор этого сериала при создании образа главной героини вдохновлялся солисткой группы Evanescence. Вот такой факт, который либо привлечёт вас, либо отпугнёт и отвадит от этого аниме. Но к сюжету: человек создал авто-рейвов (роботов, а не формат вечеринок), чтобы упростить себе жизнь. Внезапно машины начинают вести себя странно, даже пугающе. Рил Мейер берётся за расследование, но на её пути, куда ж без этого, встают загадочный андроид, секретная организация и неясные видения, которые настигают девушку в самые неподходящие моменты. Этот сериал понравится тем, кому фильм «Я — робот» показался слишком светлым, добрым и романтичным.
«Когда плачут цикады» (Higurashi no naku koro ni), реж. Тиаки Кон, 2006
Очень много крови, жестокости, насилия и сюжетных твистов. Юный Кэйити вместе с родителями переезжает в живописную деревушку, в школе он в первый же день заводит дружбу с очаровательными одноклассницами, которые приглашают его на локальный праздник. А потом оказывается, что местность эта не такая уж и безмятежная, а все легенды про похищения и зверские убийства — не выдумки для запугивания детей. В общем, пареньку придётся нелегко. Насколько? Представьте, что вы раз за разом переживаете самый страшный момент в вашей жизни в режиме нон-стоп.
«Школьные дни» (Sukuru deizu), реж. Кэйтаро Мотонага, 2007
Девочка влюблена в мальчика, он влюблён в другую девочку, поэтому первая девочка решает помочь ему добиться сердца избранницы, потому что так поступают друзья. И кажется, что это милый школьный любовный треугольник, пока герои не начинают убивать и резать всех подряд в угоду своим целям. На то, что история не так проста, многозначительно намекает маркировка 18+. Это довольно жестокая притча об очень коротком пути от любви до ненависти и обратно. Трудно сказать, кому стоит смотреть это аниме, но ещё сложнее придумать, кому точно надо пройти мимо этой хвалебной оды чистому насилию.
«Темнее чёрного» (Darker Than Black: Kuro no keiyakusha), реж. Тэнсаи Окамура, 2010
Токио разрезала стена. Звёзды заменили на фальшивые, Луна вообще исчезла с небосвода. По крышам скачут агенты всех разведок мира, люди заключают контракты с неизвестной силой, чтобы получить сверхъестественные способности для выживания. Хэй — один из тех, кто охотится за контрактниками (не призывниками) и уничтожает их. Ему периодически приходится справляться с отголосками надоедливого прошлого и «Большим Братом», которому не нравится, что число его «сотрудников» сокращается с каждым днём. Все персонажи максимально загадочны, события необъяснимы, а сюжет залихватски запутан.