В мировой киноиндустрии дебютом считаются два первых полнометражных фильма, а в случае короткого метра — четыре картины. Тимур Алиев вспоминает 5 вторых полных метров, которые по большей части оказались даже лучше первых работ, что выпустили молодые режиссёры.
«Оторви и выбрось» (2021), режиссёр Кирилл Соколов
От чёрной комедии «Папа, сдохни», которая подарила Кириллу Соколову звание «русского Тарантино», режиссёр шагнул в сторону — лента «Оторви и выбрось», сохраняя узнаваемый авторский почерк, хитро переплетает семейную драму с фирменной сатирой. Второй полнометражный фильм выпускника ВКСР — заявка на нечто большее, чем просто сгусток насилия, сосредоточенный в границах одной квартиры.
Это не только история о необходимости сепарации, но и психологическая драма о желании иметь выбор, с кем и как жить маленькому ребёнку (вокруг юной героини, собственно, и разворачивается повествование). Неудивительно, что после такого сложносочинённого кино Соколовым заинтересовались в Голливуде, и следующий проект он снимет уже в Америке.
«Межсезонье» (2021), режиссёр Александр Хант
Если полнометражный дебют Ханта с длинным названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» говорил о вечном (драме отцов и детей), то последняя на сегодня картина «Межсезонье» продолжает эту тему, развивая её на почве реальной трагедии. Здесь есть и драйв, и драма, и подростковый запал с музыкой современности и тягой к бунту и (само)разрушению.
Работа Александра Ханта берёт высокую планку, вышагивая буквально на краю пропасти. Кажется, ещё немного, и фильм стоит упрекнуть в эксплуатации и манипуляции. Но и того и другого создателям «Межсезонья» удаётся избежать. Пример независимого проекта, созданного без денег Минкульта, с удивительной судьбой — сейчас, например, режиссёр и продюсер катают фильм по Европе на собственные средства.
«Мама, я дома» (2021), режиссёр Владимир Битоков
Один из выпускников первой мастерской Сокурова Владимир Битоков затерялся после премьеры «Глубоких рек» — кавказской драмы об отце и трёх братьях. Благодаря поддержке Роднянского Битоков снял «Мама, я дома» — актуальную в нынешние смутные времена историю о бойце ЧВК, что не вернулся из боя. Мать парня (одна из лучших ролей Ксении Раппопорт) отказывается верить в это и решает докопаться до правды.
Возможно, именно такие картины и останутся в истории новейшего российского кино. «Мама, я дома» — пример преодоления «синдрома второго фильма», когда высокие ожидания сопоставимы с получившимся результатом. И, конечно, это одна из ярчайших картин о жёсткой системе репрессий, которая не даёт обычному человеку сделать ни единого вдоха, окружая его ложью и подлогом на всех уровнях.
«Пальма» (2021), режиссёр Александр Домогаров — младший
Первым полнометражным опытом Александра Домогарова — младшего стала «Пиковая дама: Зазеркалье» — хоррор, который после просмотра хочется забыть как страшный сон. Кажется, такого же мнения и сам Домогаров-младший; во множестве интервью накануне премьеры «Пальмы» именно второй полный метр он называл своим полноправным, целостным дебютом. Судя по кассовым сборам и реакции критики, фильм об овчарке на взлётной полосе, которая вынужденно расстаётся с хозяином, получился.
Это и аккуратный, глянцевый дебют, и отличное зрительское кино, работающее с широкой аудиторией, и порция ностальгии для тех, кто помнит состояние гражданской авиации в СССР. «Пальма» — ещё и трогательное кино о поиске настоящего друга и выстраивании коммуникации с родителями. Неудивительно, что у фильма готовится сиквел; на добротном материале (картина основана на реальной истории; нет, это не русский ответ «Хатико») вполне можно сделать продолжение.
«Никто» (2021), режиссёр Илья Найшуллер
Если головокружительный «Хардкор» положил начало режиссёрской карьере клипмейкера Ильи Найшуллера, то гангстерское «Никто» с Бобом Оденкёрком закрепило в Америке звание Ильи как «нашего в Голливуде» (естественно, после Александра Невского). История о спецагенте, который решил оставить дела, но вышел на тропу мести по необходимости, выглядит ярким и насыщенным боевиком, созданным по всем законам жанра.
На фоне «Хардкора» «Никто» смотрится куда более зрелым детищем кинематографического гения Найшуллера и сценариста Дерека Колстада («Джон Уик»). Ядерное насилие здесь обусловлено драматургически, знакомые и друзья режиссёра засветились в камео, а феерический бандит в лице Алексея Серебрякова подливает масла в огонь слухов о русской мафии, которая на самом-то деле всем в Америке и заправляет. Ладно, может, не всем, но многим.