Олегу Меньшикову — 65. Вспоминаем роли актёра: от лучшей к худшей

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

КИНОТВ

Понятие «худшие» к ролям Олега Меньшикова мало применимо — актёр его дарования способен сыграть всё, вдобавок он крайне избирателен. Впрочем, не всегда итоговый результат зависит от артиста. Бывает, органика не совпадает с материалом, а порой режиссёр не находит подход к исполнителю. Поэтому ранжирование ролей юбиляра, которому 8 ноября исполняется 65 лет, скорее условное: говорим «худшие», подразумевая «менее удачные».

Кинокритик Елена Зархина вспоминает актёрские успехи и (редкие) промахи Олега Меньшикова.

Читайте также: 50 лет пленнику «Бригады» Павлу Майкову

«Утомлённые солнцем»

«Утомлённые солнцем», кадр: Студия Тритэ

Оскароносная и каннская картина Никиты Михалкова подарила Меньшикову одну из лучших работ в карьере — роль сотрудника НКВД Дмитрия Арсентьева. У него личные счёты с комдивом Сергеем (Никита Михалков) и его супругой Марусей (Ингеборга Дапкунайте). С ней Митя когда-то был помолвлен, но оставил невесту, попав в жерло системы: в разгар Гражданской войны вынужденно покинул страну, примкнув к Белому движению, а после его разгрома был завербован Котовым, уже добившимся Марусю, на службу Красной армии. После долгих скитаний Митя стал сотрудником НКВД и приехал на дачу Котова, чтобы арестовать его по сфабрикованному делу.

Постепенно в герое Меньшикова, с виду дружелюбном и весёлом, раскрывается его истинная природа — это мелочный, мстительный и глубоко несчастный человек, несущий смерть. Он не просто озлоблен на жизнь, он обрекает на несчастья других: арестовывает и доводит Котова до расстрела, а также способствует аресту Маруси и их маленькой дочери. Меньшиков, который до этого часто играл миловидных и обаятельных героев, в этой работе раскрылся с неожиданных сторон и во всей глубине: зритель проходит сложный путь от сопереживания брошенному всеми человеку до презрения к тому, в кого он превратился.

«Восток-Запад»

«Восток-Запад», кадр: France 3 Cinéma

В «Утомлённых солнцем» герой актёра состоял на службе беспощадного режима, а в драме «Восток-Запад», снятой по мотивам автобиографической книги Нины Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни», сам от него пострадал. Сыгранный им Алексей Головин — врач и русский эмигрант, в рядах многих вернувшийся из-за границы на волне послевоенного всплеска патриотизма во второй половине 1940-х. Вместе с ним в Союз приехала жена-француженка Мари (Сандрин Боннер) и сын Серёжа. Но большие надежды возвращенцев сменяются большим разочарованием — быть в стране удушающе невыносимо, режим всё сильнее сжимает тиски, а жить приходится в коммунальной квартире, в которой стены и соседи слышат всё, не чураясь доносов.

Головин первым сдаётся и соглашается плыть по течению, на что не готова Мари. Она знакомится с молодым соседом Сашей (Сергей Бодров), с которым у неё вспыхивает роман. Саша — профессиональный пловец, мечтающий уплыть из страны. Эта задача кажется почти невыполнимой, но именно надежда — то, что роднит Мари с ним и давно рассорило с мужем. Герой Меньшикова — фигура трагическая. Он винит себя в возвращении, которым обрёк семью на несчастье, и томится от собственного малодушия. Его профессия врача призвана спасать жизни, а он их невольно погубил.

«Покровские ворота»

«Покровские ворота», кадр: «Мосфильм»

Прорывная роль Меньшикова — аспирант Костик, неунывающий насмешник и говорун, способный уболтать любого. Будучи самым молодым обитателем коммунальной квартиры, он вовлекается во все соседские дела. Он заражает остальных своей юностью, запасом сил и лёгким отношением к жизни. Лишь в конце следующего десятилетия герой актёра из «Восток-Запад» будет томиться в коммуналке с недобрыми жильцами, а в начале 80-х его персонаж из «Покровских ворот», наоборот, — объединяющая и неукротимая сила, под обаяние которой попадает каждый встреченный Костиком человек.

«Легенда № 17»

«Легенда № 17», кадр: «Централ Партнершип»

В спортивной драме Николая Лебедева актёр сыграл реального хоккейного и футбольного тренера Анатолия Тарасова — человека с армейской выправкой и твёрдым стремлением воспитывать победителей на льду. Среди его подопечных был Валерий Харламов (Данила Козловский). Отношения спортсмена и наставника с характером складываются непросто, но постепенно они притираются и начинают видеть друг в друге не соперников, а соратников. Тарасов, человек с железной волей, воспитал будущего чемпиона. Именно их слаженная работа привела к победе сборной СССР по хоккею в матче против сборной Канады в 1972 году.

«Дюба-дюба»

«Дюба-дюба», кадр: Киностудия им. М. Горького

Менее известная роль актёра — хотя картина Александра Хвана участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в 1993 году. Меньшиков сыграл студента ВГИКа Андрея, узнающего, что его бывшая девушка Таня попала в тюрьму по обвинению в употреблении запрещённых веществ. Андрей возвращается из Москвы в родной город, чтобы вызволить её. Для этого ему самому приходится преступить закон, чтобы добыть денег для взятки. Картина во многом держится на сдержанной, но очень напряжённой манере игры Меньшикова. Мотивы его персонажа вплоть до финала остаются неясны: то ли он по-прежнему влюблён, то ли относится к происходящему как к акту творчества. Но никто не готов поблагодарить Андрея за самоотверженное рвение спасти Таню, а последствия его поступков угрожают поставить крест на его собственном будущем.

«Лестница»

«Лестница», фото со съёмок: «Мосфильм»

В фильме Алексея Сахарова Меньшиков играет своеобразного князя Мышкина, только в кафкианском сюжете. Его герой Владимир запутался в жизни и готовится с ней проститься. Внезапно он встречается с обаятельной незнакомкой (Елена Яковлева), призывающей его одуматься. Девушка приглашает Володю к себе в коммунальную квартиру (снова она), из которой ему потом не выбраться. Лестница из неё словно заколдована — как бы герой ни старался выйти на улицу, у него ничего не получается. Герой Меньшикова здесь как натянутая струна — потерян и не знает, как ему поступить. Но в своей борьбе за свободу обретает не только смирение, но и смысл жизни.

«Статский советник»

«Статский советник», кадр: Студия Тритэ

Меньшиков сыграл уже зрелую версию Эраста Фандорина — всё такого же проницательного, но уже познавшего многие печали и основательно разочаровавшегося в жизни и людях. Тем не менее герой не лишён обаяния, а поскольку за его плечами опыт жизни в Японии и знакомство с азиатской культурой, данный Фандорин преисполнен и спокоен — этот мир ему уже абсолютно понятен. Меньшиков же сыграл Фандорина в переломный момент его жизни: герою предстоит решить, готов ли он пожертвовать своими принципами под давлением властей или останется верен себе.

Читайте также: 70 лет Александру Баширову, русскому народному панку

«Кавказский пленник»

«Кавказский пленник», кадр: «МГП Киновидеопрокат»

Основанная на романе Льва Толстого картина Сергея Бодрова — старшего разворачивается во время Первой чеченской войны. Герой Меньшикова, прапорщик Саша, и персонаж Сергея Бодрова — младшего, рядовой Иван, находятся в плену у Абдул-Мурата (Джемал Сихарулидзе), жителя отдалённого горного аула. Сын мужчины взят в плен русскими солдатами. Отец намерен обменять своих пленников на сына, но изначальный план рушится, когда Саша погибает во время неудачного побега. Герой Меньшикова выступает старшим товарищем молодого Ивана и во многом служит ему примером: рвётся на волю, рискуя жизнью, и не теряет жизненной стойкости. Именно вера Саши в то, что всякий мрак конечен, заряжает Ваню, придавая сил, и дарит шанс на спасение.

«Мама»

«Мама», кадр: Wink

Картина основана на реальной истории многодетной семьи Овечкиных, угнавших в 1988 году самолёт. Сюжет разрывается между прошлым и настоящим. Меньшиков играет Лёню — старшего сына героини Нонны Мордюковой, вынужденной поднимать детей в одиночку и решившейся на отчаянное преступление. Лёня живёт с инвалидностью: когда-то он был ранен в спину и с тех пор не может ходить. После неудачной попытки похищения самолета Лёня имитировал психическое расстройство, чтобы избежать уголовной ответственности. Но даже при встрече с матерью, отсидевшей в тюрьме 15 лет, он продолжает изображать ментальное расстройство. Лёня — один из самых сложных героев в фильмографии Меньшикова. Актёр выложился на полную — морально и физически.

«Доктор Живаго»

«Доктор Живаго», кадр: «Мосфильм»

Экранизация одноимённого романа нобелевского лауреата Бориса Пастернака. Меньшиков исполнил в сериале главную роль врача-интеллигента Юрия Живаго, чья личная драма разворачивается на фоне социальных и политических потрясений страны, стоящей на изломе исторических эпох. Роль сложная и объёмная, сыгранная Меньшиковым уже как артистом с большим опытом. Возможно, именно его внушительный арсенал актёрских инструментов и знаний сделал Юрия Живаго одновременно убедительным, книжным, но схематичным.

«Ваша честь»

«Ваша честь», кадр: more.tv

Адаптация одноимённого американского сериала с Брайаном Крэнстоном. «Ваша честь» — история принципиального судьи Михаила Романова, чей сын случайно становится виновником преступления и переходит дорогу местному криминальному авторитету (Алексей Серебряков). Теперь тот угрожает младшему Романову кровавой расправой. После первого гражданского импульса честно заявить о вине сына судья меняет решение — утаивает причастность парня к случившемуся, опасаясь за его жизнь. Так он впутывается в опасную паутину обмана, превращаясь из гаранта справедливости и закона в человека, готового предать свои принципы и нарушить профессиональную клятву. Главная интрига в сериале выстраивается вокруг напряжённого противостояния героев маститых артистов: Олега Меньшикова и Алексея Серебрякова.

«Сибирский цирюльник»

«Сибирский цирюльник», кадр: «Централ Партнершип»

Вопреки всем стараниям актёра, роль молодого юнкера Андрея Толстого не лучшая в карьере Олега Меньшикова. Хотя, вероятно, одна из самых известных. Во многом восприятию его персонажа мешает возраст артиста — совсем молодого юношу Меньшиков сыграл накануне своего 40-летия. Отсюда странные ужимки, постоянно выпученные глаза и манера разговаривать с придыханием. Технически понятно, почему Никита Михалков сделал ставку на Меньшикова, которому под конец 90-х в индустрии практически не было равных. Но с художественной точки зрения этот выбор кажется досадным мискастом.

«Притяжение»

«Притяжение», кадр: Art Pictures Studio

Важный для сюжета про внеземное вторжение инопланетян в Чертаново полковник Лебедев хоть и наделён разными гранями (он — и человек служебного долга, и любящий отец), но лишён объёма. Это скорее персонаж-функция, произносящий дежурные фразы, хмурящийся на непослушную дочь (Ирина Старшенбаум, с которой актёр удивительно похож) и строго отчитывающий подопечных вояк.

«Гоголь. Начало»

«Гоголь: Начало», кадр: 1–2–3 Production

Проект с большим потенциалом, но, к сожалению, его не оправдавший. Меньшиков сыграл персонажа-трикстера — следователя Якова Петровича Гуро, который страшно далёк от его же Фандорина. Гуро — блестящий столичный сыщик, взявшийся опекать и обучать молодого писаря (Александр Петров) из Петербурга. Но по итогу фильм теряет сюжетную цельность, чем губит актёрские работы главных действующих лиц, низводя их до яркой обёртки, лишённой наполнения.

«Утомлённые солнцем 2: Предстояние»

«Утомлённые солнцем: Предстояние», кадр: Студия Тритэ

Сложный герой Митя начал эту подборку как один из лучших персонажей в карьере Олега Меньшикова. Он же её и завершит как персонаж, прискорбно загубленный той же франшизой, что его породила. Никита Михалков не сумел вовремя остановиться, продлив серию сразу несколькими фильмами, ни один из которых не получился удачным и нужным. Однако обидней всего режиссёр обошёлся с героями: по своей воле воскресил их из мёртвых, переписав судьбы и характеры. От амбивалентного Мити в продолжениях не осталось и следа. В кадре бродит лишь тень некогда яркого героя — теперь высушенного и безжизненного.