За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыслах этого слова) свойствах франшизы «Форсаж», и о нигерийском аналоге Голливуда, и о дружеской беседе М. Найта Шьямалана с Брайаном Крэнстоном. Обо всём этом и многом другом читайте в свежей подборке занимательных зарубежных материалов о кино от Викора Непши.
Любовь к пиву и плевки в сторону законов физики: кинокритики обсудили все фильмы из серии «Форсаж»
«Форсаж» — франшиза, которая, помимо очевидных тачек, ассоциируется с обилием лысин, крылатыми цитатами в стиле пабликов ВК и нарастающим градусом сюжетного безумия. К последним частям серия окончательно стала жить в своём герметичном мире: банда главных героев успела разворотить город гигантским сейфом, протаранить машиной катер, вертолёт и небоскрёб и, наконец, полететь в космос на машине (отдельного упоминания достоин Скала, толчком ноги меняющий направление полёта торпеды).
Так что к девятой части бессмертной франшизы накопилось достаточно контента, чтобы попытаться его как-то систематизировать. Variety нашли в своих рядах двух фанов «Форсажа» — начинающего и бывалого — и попросили их поделиться впечатлениями от каждой ленты из серии перед американской премьерой последнего фильма.
Новичок удивляется, что Вин Дизель играет не во всех частях, смущается от дредов Шарлиз Терон и открыто восторгается Скалой. Ветеран «Форсажа» наслаждается моментами с героем Дизеля (например, его обаятельно неловкой любовью к пиву) и ждёт в новых фильмах подводное казино. Больше всего разница заметна на самых слабых фильмах: где неофит недоумевает, старый фанат выступает равнодушно-индифферентно. Видно, что для него все дети этой серии — семья, для него столь же священная, как и для Доминика Торетто.
«[Фанат-новичок:] Всё, что я знал о “Форсаже”, — это фильмы про машины и семью. Но вау, эти люди действительно любят опасно водить и есть барбекю в компании. [Первая] картина закладывает основу для будущего и в то же время играет по-мелкому, заставляя героев красть... DVD-плееры? К сожалению, я не эксперт по авто, поэтому понятия не имею, что означает “жить на четверть мили” [цитата героя Дизеля]».
«[Бывалый фанат:] Постоянная тема франшизы — наслаждение холодным пивом Corona. Отдельно весело смотреть, как молодой Вин Дизель добавляет утомительной серьёзности своими “четвертью милями” — и, возможно, превосходит в этом остальные свои монологи. Любопытно наблюдать, как развиваются уличные гонки ультра-мачо, но от [первой части] веет маскулинным взглядом начала 2000-х годов».
Однажды в... Нолливуде: влияние Living in Bondage на африканскую киноиндустрию
Текстовое дополнение к четвёртому выпуску возрождённого подкаста MUBI, на этот раз о Нолливуде (нигерийский аналог Голливуда и Болливуда). А точнее — о Living in Bondage, главном нигерийском двухчастном фильме 90-х, который дал местной индустрии второе дыхание и оказал огромное влияние на всё, что выходило с тех пор. По сюжету мужчина по имени Энди Океке, который очень завидует своим богатым ровесникам, прибегает к криминальному оккультизму — приносит свою жену в жертву, чтобы сработал ритуал зарабатывания денег. Как и всегда в таких историях, Энди обретает желаемое, но радоваться ему приходится недолго: призрак жены не дремлет.
Отдельный интерес в тексте вызывает финальный фрагмент про современное кино Нигерии — как в нём рефлексируют над местными клише и даже открещиваются от термина «Нолливуд». Но в 2019 году вышел ремейк Living in Bondage, так что индустрия всё ещё зависима от корней.
«Living in Bondage, который в значительной мере опирается на методики телепроизводства, — приглашение за закрытые двери. Фильм не только делает зрителя свидетелем оккультных действий, но и даёт представление о том, как человек по соседству может разбогатеть в мгновение ока в период повсеместных экономических трудностей. История фильма уходит корнями в социально-экономические проблемы Нигерии конца 80-х — начала 90-х, когда <...> поступали сообщения о том, что люди прибегали к самым дьявольским способам, чтобы пережить кризис».
Одержимость женскими смертями и дивным дизайном в джалло
The Chiseler, ресурс, не нуждающийся в актуальной повестке, разбирается с джалло — итальянским поджанром фильмов ужасов. Автор рассматривает все ключевые черты направления: акцент на цвете, фетишизация незначительных деталей, одержимость убийствами женщин, аффективность и примитивность актёрской игры. Попутно при разговоре об истоках жанра текст неизбежно затрагивает немецкий экспрессионизм, нуар, Роджера Кормана и (чуть менее предсказуемо) Расса Мейера.
Несмотря на, казалось бы, избитую тему, получился неожиданно свежий и основательный текст. Отдельная его сила в умении автора сочетать фанатскую страсть (восхищение столь эффектным использованием минимальных средств) и критическую дистанцию (разбор мизогинии в джалло).
«В современном мире [по версии джалло] зло появляется в наиболее симпатичных локациях <...>. Необязательно заходить в особенно нехорошее место, чтобы встретить худший кошмар. Или, вернее, весь мир превратился в очень нехорошее место. Представьте себе страницы дизайнерских журналов об интерьерах, которые захватили анонимные психопаты, планирующие покрасить блестящие стены в красный».
«Жертвы [в джалло] всегда должны быть достойны зависти: или красивые и сексуальные, или богатые и роскошные, или всё вместе — чтобы среднестатистический кинозритель мог с чистой совестью радоваться их расчленению».
Золотой архив: Кшиштоф Кесьлёвский о цикле «Декалог»
Очередной новый старый материал от Sight & Sound — на этот раз издание вспоминает текст 1990 года о великом польском режиссёре Кшиштофе Кесьлёвском. Основная тема — цикл телефильмов «Декалог», который вышел годом ранее. Материал даёт краткий обзор творческой биографии Кесьлёвского, от документалистики и последующего разочарования в ней до поздних работ, всё сильнее уходящих от политического к этическому. Отдельная часть посвящена разбору стилистики «Декалога» — свобода для операторов и актёров с одной стороны, строгий монтаж с другой. Десять заповедей как идейная основа сериала — и в то же время отход от буквального сопоставления фильмов с ними (всё-таки рутинная жизнь одновременно проще и сложнее формалистского подхода). Полезное чтение к юбилею Кесьлёвского — 27 июня ему бы исполнилось 80 лет.
«Многие обсуждали последовательную игру света и темноты в сериале, но сам режиссёр по этому поводу лишь подшучивает над своими операторами [(на каждой части был свой оператор)]: “Я действительно сказал, что они могут делать, что им нравится. Хотелось использовать только один вид освещения — я соглашался. Хотелось [операторские] рельсы — я давал добро. Всё это превратилось в своеобразное соревнование между ними. А что в итоге? Все фильмы выглядят одинаково”».
«Парадокс был в том, что “Декалог” понравился больше западным зрителям, чем полякам. Рейтинги были неплохие: первый фильм смотрели 12 миллионов зрителей, а последний — 15. Хотя, по иронии судьбы, проведённый вскоре после завершения сериала опрос показал: 70% поляков не знают, что такое “Декалог”, а 20% думали, что это как-то связано с Олимпийскими играми».
М. Найт Шьямалан вспоминает свои взлёты и падения
В новом материале Interview Magazine необычное комбо знаменитостей — Брайан Крэнстон опрашивает М. Найта Шьямалана. На самом деле актёр и режиссёр — хорошие друзья, и это чувствуется при разговоре, свободном от формальностей и вежливых условностей. В центре обсуждения — грядущий фильм Шьямалана «Время», но более интересное остаётся за титульной темой, когда герои раскрываются как живые люди. Например, Шьямалан жалуется, что уже полтора месяца не может посмотреть «Дорогу» Феллини из-за плотного графика, а Крэнстон — что давно не читал книг, связанных с чем-то кроме работы. Или об отношении к критике: оба признаются, что для сохранности психики не читают о себе (что даёт редакторам Interview Magazine повод назвать текст «М. Найт Шьямалан и Брайан Крэнстон, скорее всего, не прочитают это»). Наиболее трогательный момент — воспоминания Шьямалана о самом тяжёлом периоде в своей карьере.
«[Шьямалан:] Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы поговорил с 29-летним парнем, который работал над “Неуязвимым” и депрессивно лежал на диване в День благодарения, потому что “Гринч — похититель Рождества” нас обошёл. Я сделал что-то, что соответствовало моим кинематографическим вкусам, и чувствовал себя отвергнутым. Я бы сказал ему, как сейчас говорю своим дочерям: “Уникальность вашего голоса — то, что вы можете предложить миру. Она может быть не принята здесь и сейчас”. Можно сказать, что, когда художник идёт на компромисс для соответствия обычаям или ценностям времени, это умаляет его силу. Что касается “Неуязвимого”, мы с тобой, прогуливаясь по улице, обязательно столкнёмся с кем-то, кто скажет, что это их любимый фильм. Но я всё ещё в ужасе — нельзя просто пропустить этот момент, даже после успеха».
Томас Винтерберг бередит раны и рассуждает об американском ремейке «Ещё по одной»
Guardian подготовили интервью с Томасом Винтербергом, режиссёром оскароносного «Ещё по одной». Датчанин рассказывает о том, как справлялся со смертью дочери (она должна была играть в фильме, но погибла в автокатастрофе), почему снимать фильм было нелегко и в чём разница между датским и американским менталитетом. Подходящий материал, чтобы соблазниться на просмотр одной из самых удалых и взбалмошных картин 2020 года. Отдельного упоминания (Дания — страна маленькая) удостоился Ларс фон Триер: Винтерберг не разговаривал с бывшим товарищем по движению «Догма 95» около 10 лет, но тот сразу же вышел на связь и поддержал его после новостей о дочери.
«Леонардо ДиКаприо планирует американский ремейк “Ещё по одной”. Видит ли Винтерберг сходство между ДиКаприо и Миккельсеном, энергичными мужчинами с помятыми харизматическими лицами? “Сходство вижу, но вижу также, как ДиКаприо может сделать фильм своим”. По словам Винтерберга, “Ещё по одной” — это “любовное послание Дании”. Он вырос на уникальной датской двойственности: “Мы где-то с сумасшедшими викингами, выпивающими на улице, либеральными — у нас была очень либеральная сексуальная культура в 70-е годы. И тем не менее мы всё ещё очень скромны и провинциальны, порой до посредственности”. [Режиссёр] считает Америку скорее консервативной, чем посредственной. “Разница в том, что американцы кладут алкогольные напитки в пакеты. Они скрывают вещи по-другому. Думаю, [их] фильм будет более бунтарским. Но Лео придётся научиться танцевать. Мадс — чертовски хороший танцор”».
Киносписки и бонусы
– Рейтинг всех частей «Форсажа» от Variety
– Красивые постеры к фильмам замечательного Хон Сан Су от MUBI
– 10 хороших фильмов, действие которых происходит в Мумбаи
– 10 ролей Мерил Стрип, не оценённых «Оскаром» по достоинству
– 100 лучших документальных фильмов по версии Rotten Tomatoes