Эпидемия вируса иммунодефицита человека — крайне важная и актуальная тема в мире, которая, естественно, всплывает в кино и сериалах. Только в России, по данным за 2021 год, с ВИЧ-положительным статусом живёт более полутора миллионов. Тимур Алиев собрал фильмы и сериалы о героях, жизнь которых меняется после столкновения с этим смертоносным вирусом.
«Нулевой пациент», реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин, 2022
Сериал кинокомпании «Среда» снят по мотивам реальной трагедии — первой вспышки ВИЧ в Элисте в 1988 году. Молодой врач детской больницы Калмыкии (Аскар Ильясов) замечает ряд схожих симптомов у небольшой группы маленьких пациентов. В далёкой Москве амбициозный эпидемиолог (Никита Ефремов) ищет возможность проинформировать граждан СССР о появлении смертельного вируса. Но для высших чинов СПИД — всего лишь «экзотическая» болезнь, которая распространяется на Западе и не может добраться до стран соцблока.
Страшный диагноз, выявленный у маленьких детей, запустит масштабное расследование — нужно как можно скорее выяснить, как «капиталистическая зараза» появилась в СССР. Официальная цель — выявить источник заражения, так называемого нулевого пациента, и остановить эпидемию. Но то, что хорошо в действительности, может быть губительно для начальства. Боком выходит медицинская безграмотность населения, которая провоцирует панику. Не обойдётся и без страха чиновников лишиться работы и отчётов КГБ о том, что в истории про эпидемию угадываются мотивы националистических диверсий.
«Звоните ДиКаприо!», реж. Жора Крыжовников, 2018
Один из наиболее смелых российских проектов за последние 20 лет принадлежит Жоре Крыжовникову — автору комедий «Горько!» и «Самый лучший день». Балансируя между серьёзным и смешным, Крыжовников поднял тему ВИЧ, попутно высмеяв изнанку киноиндустрии. Главный герой — суперзвезда российского кино Егор Румянцев (Александр Петров), который стал знаменит благодаря рейтинговому телесериалу о врачах. Слава и деньги льются рекой: можно разбивать машины одну за одной, вести беспорядочную половую жизнь и забывать о внебрачном ребёнке, пока его мама не появляется на съёмочной площадке.
На другой чаше весов — брат Румянцева, Лев (Андрей Бурковский). Тоже актёр, но калибром поменьше: работает на малоизвестном кабельном телеканале, воспитывает маленьких детей, еле сводит концы с концами и старается держаться от брата подальше. Всё меняется, когда Егор узнает о своём ВИЧ-положительном статусе и уходит в тень, а его брат начинает занимать его место в медицинском сериале, кабинете продюсера и не только. Это шанс, о котором Лев так долго мечтал, завидуя успеху брата.
«120 ударов в минуту», реж. Робен Кампийо, 2017
Марокканский режиссёр и сценарист Робен Кампийо рассказал историю французских активистов в Париже начала 90-х. В отличие от позднего СССР, капиталистическая Франция не замалчивает проблему СПИДа, но лишний раз говорить о ней не торопится. Небезразличные к судьбам ВИЧ-положительных людей активисты (в основном французские студенты) начинают активную кампанию по распространению информации об этом заболевании.
Тема для Кампийо выбрана неслучайно — в начале 90-х он и сам был членом парижского отделения организации Act Up, занимающейся ВИЧ-просвещением. Активисты в фильме, полные решимости и отчаяния, — многие из них являлись одновременно и ВИЧ-положительными людьми — бьются и за себя, и за будущие поколения. Противоборство консерватизму и недостаточному вниманию к жизни и особенностям существования ВИЧ-положительных со стороны государства и фармкомпаний, тестирующих средства поддерживающей терапии, сопряжено с безумным драйвом — речь идёт о днях и месяцах жизни, которые могут «выбить» активисты.
«Это всего лишь конец света», реж. Ксавье Долан, 2016
Канадский любимчик Каннского кинофестиваля Ксавье Долан на протяжении многих лет привозил на Лазурный берег истории, исследующие его непростые отношения с матерью. В 2016-м там показали «Это всего лишь конец света» — квинтэссенцию этой темы для Долана. История отталкивается от одноимённой пьесы Жан-Люка Лагарса и представляет драматическую судьбу писателя Луи (Гаспар Ульель), который возвращается в дом, где когда-то вырос.
Разлука с родной семьёй длилась 12 лет. За это время Луи практически не поддерживал отношений с родственниками, сделав ставку на построение карьеры. Теперь, когда его романы переведены на десятки языков во всём мире, Луи пытается донести важную весть до, казалось бы, самых близких людей на планете. Но никто в родном доме не готов услышать то, о чём по мере развития сюжета постепенно догадывается каждый, но не произносит вслух: Луи живёт с ВИЧ, и, вероятно, ему осталось не так много времени. Долан наглядно показывает, насколько слова могут оказаться бесполезными, если ты чужой среди своих.
«Далласский клуб покупателей», реж. Жан-Марк Валле, 2013
Режиссёр Жан-Марк Валле («Разрушение») в середине 2010-х подарил миру трагический байопик о Роне Вудруфе. В 1985 году у него обнаружили СПИД, причём обследовавшие Рона врачи сразу предрекли довольно скорую кончину. Правда, они ещё не знали, что отчаянный техасский электрик не будет просто молчать и мириться с медицинским диагнозом.
Ведь Вудруф, вопреки прогнозам медиков, сумел продлить свою жизнь, используя средства, которые не были на тот момент одобрены американской системой здравоохранения, но являлись по сути поддерживающей терапией. Более того, проверив препараты на самом себе и убедившись в результате, Рон сумел наладить систему бесперебойной контрабанды и снабжения нетрадиционными препаратами людей, которые живут с ВИЧ и СПИДом. Удивительная и в некоторой степени воодушевляющая история не столько обмана государственной системы, сколько необъятной воли к жизни — с Мэттью МакКонахи и Джаредом Лето в главных ролях.
«Сокровище», реж. Ли Дэниелс, 2009
СПИД разрушает не только частную жизнь, вирус может передаваться от матери к ребёнку (и наоборот). Об этом наглядно рассказывает «Сокровище» — драма Ли Дэниелса («Соединённые Штаты против Билли Холидей»). Это вольная экранизация романа «Тужься» известной американской поэтессы Сапфиры. В центре истории — 16-летняя школьница Кларисса Джонс (Габури Сидибе). Жизнь подростка в гетто Гарлема, мягко говоря, крайне тяжёлая — безработная мать вечно её в чём-то упрекает, отец избивает и насилует Клариссу с трёхлетнего возраста.
На её плечах уже один маленький ребёнок (дочь Монго с синдромом Дауна; её воспитывает бабушка Клариссы), а теперь она ждёт ещё одного. При этом главная героиня демонстрирует неплохие способности к математике, и директор, сочувствующая Джонс, считает, что это возможность изменить жизнь девушки в будущем. Из-за сложных отношений с семьёй Кларисса довольно поздно узнаёт, что у её матери СПИД. Инфицирована и сама Джонс, однако детям положительный ВИЧ-статус не передался. Эту пронзительную, остросоциальную драму целиком и полностью «сделал» основополагающий дуэт — непрофессиональной актрисы Габури Сидибе родом из Гарлема и певицы Мэрайи Кэри (сотрудница социальной службы), с которой режиссёр стёр весь гламурный лоск.