Виктор Непша советует фильмы на каникулы, которые можно (нужно) посмотреть с детьми.
«Сто дней после детства», реж. Сергей Соловьёв, 1975
Одна из лучших и самых сбалансированных работ теперь уже, увы, покойного Сергея Александровича Соловьёва. В обычном советском пионерлагере дети под руководством интеллигентного вожатого-скульптора планируют постановку «Маскарада» Лермонтова, а на фоне этого разворачивается история первой подростковой любви.Не самый богатый на события синопсис, но, как и всегда с фильмами Соловьёва, сюжет здесь — дело второстепенное. «Сто дней после детства» погружает во вневременной, изолированный от обычной советской действительности мир, где подростки разговаривают на вычурном литературном языке, читают классику и вызывают друг друга на дуэль, а взрослые сами ведут себя как дети.У эксцентричности режиссёра есть обратная сторона, иногда Соловьёва заносило в непростые для зрителя степи (см. «2-АССА-2»), но «Сто дней после детства» смотрятся на одном дыхании, легко, как порыв ветра, что колышет цветы на подоконнике в открывающей сцене. Пожалуй, это одна из лучших и (не в ханжеском смысле) целомудренных работ о первой любви — той, которая точно не будет длиться вечно, но запомнится на всю жизнь. Интонации Соловьёва достаточно искренние, чтобы взрослые ностальгировали, а дети верили. Наконец, это просто очень красивый фильм. Мало где ещё можно увидеть советский пионерлагерь в декорациях упадочной полузаброшенной дворянской усадьбы.P.S. Также к просмотру рекомендуются «Спасатель» и «Наследница по прямой», которые образуют со «Ста днями» тематическую трилогию.
«Кикуджиро», реж. Такеши Китано, 1999
К концу 1990-х годов Такеши Китано снискал себе вполне конкретную репутацию. С одной стороны (больше в национальных масштабах) — Бит Такеши, комик, ведущий и участник многочисленных телепередач. С другой — актёр и вполне состоявшийся режиссёр криминальных фильмов про якудза и полицейских (грань между которыми у него совсем неочевидна), обладатель венецианского «Золотого льва» за мрачный медитативный «Фейерверк».Тем неожиданнее был выход «Кикуджиро» — фильма, где сам режиссёр исполнил роль возрастного оболтуса-недотёпы, которому нужно помочь мальчику Масао найти свою мать, — и вместе этот необычный дуэт в путешествиях по Японии пройдёт через немало курьёзных приключений с азартными играми, бандитами, рискованным автостопом и театральными байкерами.Это не первая в карьере Китано комедия, но грубоватая, скабрёзная, сатирическая «Снял кого-нибудь?» была уж слишком специфичной. В «Кикуджиро» режиссёр, по собственному признанию, бросил себе вызов: получится ли у него снять действительно хорошую комедию с обычной историей в основе? Ответ утвердительный: в «Кикуджиро» не так много локального национального юмора и привычного китановского насилия. Скорее это работа состоит из универсально трогательных, смешных и грустных, скорее чаплиновских моментов — самый нетипичный, один из лучших фильмов японского режиссёра.
«Меч в камне», реж. Билл Питт, Т. Х. Уайт, 1963
Советовать для семейного просмотра диснеевские фильмы — общее место. Но «Меч в камне» всё равно достоин упоминания хотя бы потому, что в сравнении с диснеевской классикой вроде «Белоснежки» или «Бэмби» на постсоветском пространстве этому мультфильму несправедливо уделено куда меньше внимания.
Сюжет «Меча в камне» основан на одноимённой первой книге из тетралогии Теренса Уайта о короле Артуре. Англия осталась без короля, а стать им должен тот, кто сможет вытащить меч из камня. Главный герой — мальчик без роду и племени, вынужденный прислуживать своему опекуну сэру Эктору и его грубому надменному сыну Кею. Всё меняется, когда Артур встречает волшебника Мерлина, который даёт ему уроки жизненной мудрости.Кажется, что прелесть мультфильма как раз в его «приквельности»: привычный мир эпичных средневековых битв, распрей с Ланселотом, любовных интриг и Эскалибура, тонущего в озере, остаётся в стороне. Центр мультфильма — остроумный и увлекательный обряд инициации будущего короля, с попутным превращением в рыбу, белку и птицу (в этих эпизодах классическая диснеевская анимация раскрывается во всей красе). Мерлину противно всё, что решается силой, он неоднократно упирает на пользу образования и хитрости вместо прямолинейной грубости и учит тому же Артура — не самый плохой урок детям. А для взрослых мультфильм — интересное и смешное переложение легенды с лёгким анахроничным юмором (Мерлин знает всё о будущем и поэтому может поворчать на отсутствие в Средневековье канализации, а может и внезапно улететь на современные Багамы).
«Мальчик», реж. Тайка Вайтити, 2010
Сейчас Тайка Вайтити — любимец многих, что успешно вписался в киновселенную Marvel как режиссёр и регулярно всплывает в новостях о крупных проектах. Чуть больше декады назад это был интересный независимый автор, который снял специфичный дебют «Орёл против акулы», напоминающий «Наполеона Динамита», и широко известный в узких кругах сериал «Полёт Конкордов».«Мальчик» — второй полнометражный фильм новозеландца, и именно в нём наиболее заметно начинают проступать черты, за которые все его так полюбили: жизнерадостный, не лишённый чёрных ноток, иногда абсурдный юмор, яркие костюмы, любовь к стилистике 80-х, контрастные цвета, рваный динамичный монтаж.По сюжету Мальчик (именно так все его и называют) после смерти матери живёт с бабушкой, братом и многочисленными племянниками-племянницами. Его отец — личность криминальная и полулегендарная. Известно, что у него проблемы с законом, но неизвестно, какие именно, Мальчик склонен героизировать истории о нём. Однажды отец наконец-то появляется в доме собственной персоной (его играет сам Вайтити), но чем дальше, тем больше сын разочаровывается в нём.
«Мальчик» — может быть, не самая лучшая работа режиссёра, но любопытный способ посмотреть на всё те же стилистические идеи из, например, «Тора: Рагнарёка», реализованные куда более скромно. А для детей — в меру смешной, в меру грустный фильм о конфликте поколений в нестандартном сеттинге.
Для начала, пожалуй, стоит здесь повесить предупреждение для всех любителей «Аватара: Легенды об Аанге», а также добавить, что это не шутка.Теперь к делу. Да, «Повелитель стихий» — один из самых крупных общепризнанных провалов М. Найта Шьямалана, разочарование и для фанатов мультфильма, и для почитателей режиссёра, одна из причин, по которой во второй половине нулевых автора стали считать сбитым лётчиком. И удар по карьере Дева Пателя (которая реанимировалась только в последние годы).Но в то же время десятилетие спустя фильм хочется пересмотреть под другим углом. Если взять за скобки понятный фанатский гнев, для простых смертных «Повелитель стихий» из 2021 года окажется не самым плохим семейным блокбастером, который будет навевать воспоминания о фэнтези-экранизациях нулевых годов.
Сюжетная основа всё та же — история мага воздуха Аанга, который пытается обучиться контролю над остальными стихиям, чтобы держать баланс в отношениях между силами Воды, Земли, Воздуха и Огня (и защитить всех от агрессии последних). Хотя диалоги и актёрская игра не кажутся убедительными, фильм дарит зрителю эффектный разброс самых разнообразных видов, от бескрайних заснеженных равнин до тропических лесов, от сумрачной осаждённой флотом Огня пристани до горных деревень. А люди с чувством юмора, несомненно, оценят батальные сцены вроде того самого поединка между представителями Царства Земли и Народа Огня (с камешком).
Кстати, ловите фильм в эфире КИНОТВ.
Бонус
«12 подвигов Астерикса» (1976) — в России наиболее известны фильмы про Астерикса и Обеликса, один неплохой (первый), один отличный (второй), и, ну, есть ещё остальные. Про комиксы и мультфильмы известно досадно меньше. «12 подвигов» — хороший способ познакомиться с мульт-версией приключений знаменитых галлов, тем более что в создании принимали участие авторы оригинального комикса Рене Госинни и Альбер Удерзо.Как можно судить из названия, в силу обстоятельств Астериксу и Обеликсу нужно пройти путём Геракла на новый лад. Какие-то подвиги совершаются быстро (учитывая невероятную силу и аппетит Обеликса), над какими-то придётся покорпеть, а какие-то — просто грустная злободневная актуальность (см. подвиг о получении документа, допускающего к следующему подвигу). И конечно, как всегда, в истории хватает милого анахроничного юмора: в одном из подвигов герои долго забираются на гору к старцу, который задаст им неразрешимый вопрос. Вместо предполагаемых задачек в стиле сфинкса нужно определить, какая из двух пачек белья постирана божественным порошком «Олимпус».
«Бумажная луна» (1973) — ещё один фильм формата «приключения дуэта из взрослого и ребёнка». Америка, времена Великой депрессии. Авантюрист Мозес Прай посещает похороны своей бывшей подруги, где ему добровольно-принудительно вручают 9-летнюю вечно курящую девочку Эдди, которую нужно отвезти к тёте. Но Эдди оказывается азартной натурой под стать Мозесу — вдвоем они начинают придумывать план, как обогатиться и выжить в не самые простые времена. У режиссёра Питера Богдановича получилась приятная стилизация под голливудское кино прошлых лет, сочетание изначально мрачного сеттинга и лёгкого (но не легкомысленного) исполнения, настоящая дань уважения прошедшим годам, доказательство, что даже в тяжёлой эпохе можно найти вдохновение для жизнеутверждающей работы.