28 января в американском Парк-Сити объявили победителей фестиваля независимого кино «Сандэнс». Специально для КИНОТВ Сусанна Альперина рассказывает о десяти лентах смотра, которые привлекли внимание публики и критиков.
«Иногда я думаю о смерти», реж. Рэйчел Ламберт
Конкурс американского драматического кино
Картина напоминает другого сандэнсовского кандидата, но из 2019 года — «Ассистентку» с Джулией Гарнер в главной роли. Офис, безнадёга, пролетающая незаметно судьба молодой девушки, которая на глазах превращается в старушонку. С той лишь разницей, что в «Ассистентке» просвет даже не виден, тогда как фильм режиссёра Рэйчел Ламберт даёт надежду. Главную героиню — Фрэн — играет Дэйзи Ридли, но если вы и вспомните, что видели её в роли джедая в «Звёздных войнах», то забудете об этом через секунду. Фрэн — типичная офисная мышь, жизнь которой настолько никчемна, что самое яркое в ней — фантазии о том, как она умрёт. В первые 20 минут фильма героиня и вовсе не произносит практически ни слова. Она как бы есть, но как бы и нет.
Фрэн начинают замечать после того, как в замшелый офис приходит новый сотрудник Роберт (Дэйв Мерхедже). Девушка всё реже думает о смерти, а режиссёр тем временем рассуждает о том, как умирают традиционные формы общения, как в эпоху компьютеров и продвинутых технологий людям трудно найти общий язык, если они хотят говорить о личном. Фильм как раз можно описать тремя словами: история любви неуклюжих. И непонятно, сложится ли такая любовь.
«Поколение капсул», реж. Софи Бартез
Программа «Премьеры»
По сюжету этой картины детей в недалеком будущем заводят по-новому. Существует Институт матки, и женщине теперь вовсе необязательно вынашивать ребенка «по старинке», достаточно прийти со своим партнёром на процедуру искусственного оплодотворения, после которой эмбрион помещается в нечто похожее на большое яйцо. За развитием ребёнка родители могут наблюдать, подкармливать его, приходить к нему в Институт или брать домой или на работу. Казалось бы — полное равноправие. Однако разногласия в семье Рэйчел (Эмилия Кларк) и Элви (Чиветель Эджиофор) всё равно возникают, потому что он — фанат всего натурального, ботаник по профессии, а его супруга — дитя прогресса.
Лихо закрученный фантастический сюжет не избавил картину от элементов очевидной сатиры, романтики и философских рассуждений. Титры украшены многозначительной фразой о том, что скоро дети сами будут выбирать себе родителей. И хочется верить, что и продолжение об этом лента получит.
«Радикал», реж. Кристофер Залла
Программа «Премьеры»
Картина о школьном учителе, основанная на реальных событиях, стала безусловным фаворитом фестиваля. Городок на мексиканской границе, дети ходят в школу так — для приличия, потому что их судьбы, казалось бы, вполне предсказуемы: кто-то сядет за торговлю наркотиками, а кто-то слишком рано станет родителем. Герои фильма — шестиклассники: одного родные заставляют в ранце носить дурь, предназначенную для продажи, — так никто не заподозрит плохого; над дочкой мусорщика злые одноклассницы издеваются, говоря, что от неё плохо пахнет; одна ученица занята тем, что нянчит целый выводок родных братьев и сестёр… Учеба им не интересна как таковая, но однажды в школе появляется странный учитель Серхио Хуарес (Эухенио Дербес), поклонник довольно необычных методов обучения. Он выносит все парты из класса, чтобы организовать детям свободное пространство, а объясняет предметы так, что запомнишь на всю жизнь.
Режиссёр Кристофер Залла снял фильм, который никого не оставит равнодушным: будут и слёзы, и смех, и жалость, поскольку ученикам и учителю придется пройти через препоны системы и реальной жизни. Усилия преподавателя, как и следовало ожидать, помогут воспитанникам добиться невероятных высот.
«Прелестное дитя: Брук Шилдс», реж. Лана Уилсон
Программа «Премьеры»
Документальный фильм, состоящий из двух частей, уже стал одним из самых скандальных на нынешнем фестивале — потому что Брук Шилдс, которая даёт в картине интервью, поражающее своей откровенностью, в деталях рассказывает, как её пытались изнасиловать. На примере её жизни авторами раскрывается целая эпоха, а речь заходит о детях, у которых нет детства, о жизни юных моделей, об отношениях начинающих звёзд и их родителей. С особым пристрастием авторы изучили вопрос, как взаимодействовали между собой Брук Шилдс и её мать Тери — её менеджер, отягощенная нездоровым пристрастием к алкоголю.
Картина цепляет не только проделанной командой работой по поиску архивных материалов, но и откровенностью, с которой Шилдс разговаривает со зрителями. Кажется, нет ни одного вопроса, на который она бы подробно не ответила, причём крайне честно — будь то дружба с Майклом Джексоном, брак с Андре Агасси или послеродовая депрессия.
«Мамакруз», реж. Патриция Ортега
Конкурс мирового драматического кино
Полный нежного юмора и уважения к почтенному возрасту и религиозным чувствам фильм режиссера Патрисии Ортеги (она же — соавтор сценария). В главной роли — звезда фильмов Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва» и «Разомкнутые объятья» Кити Манвер. Ее героиня — пожилая верующая женщина, которую внучка Вики называет одним словом Мамакруз. Вики живет с бабушкой, потому что ее мама — Карлотта - делает в Вене карьеру: она - танцовщица. В свободное от воспитания внучки время Круз шьет. Для общения с дочкой по скайпу героине приходится освоить айпад, и случайно нажатая клавиша переводит ее в мир порносайтов. Пожилая дама пугается увиденного спустя долю секунды. Она ставит тут же свечку Святой деве, однако ничего не может с собой поделать — в ней просыпается чувственность, стремление быть красивой и желанной. А муж уже давно не обращает на нее внимания. Круз обращается за терапией в группу, думая, что с ней что-то не так: разве подобные мысли бывают не только в молодости? Она торопится на исповедь, где признается, что грешна. Параллельно ей приходится для себя открыть, что есть жизнь и после шестидесяти, что многие барьеры — искусственны и не нужно стесняться ни своего элегантного возраста, ни нормальных человеческих желаний.
«Честная игра», реж. Хлоя Домон
Конкурс американского драматического кино
Офисный триллер, построенный на отношениях влюбленной молодой пары и желании обоих сделать карьеру, чем-то напоминает «Дьявол носит Prada». Главную женскую роль исполнила звезда «Бриджертонов» Фиби Дайневор, а её партнёром в кадре стал Олден Эренрайх.
Молодые люди влюблены, помолвлены и минуты не могут прожить друг без друга. Вместе они работают в офисе финансовой компании, но помолвочные кольца оставляют дома, чтобы не вызывать лишних вопросов. Вдруг девушка получает повышение... Тщеславие, желание сделать карьеру, эгоизм и размер зарплаты оказываются на одной чаше весов, а любовь — на другой. Что победит?
«Бесконечный бассейн», реж. Брэндон Кроненберг
Программа «Полночь»
Многие зрители и критики, посмотрев этот фильм, почти сразу забыли обо всех остальных. В рейтинге картин фестиваля многие бы поставили его на первое место, хотя призов картина и не получила. Действие разворачивается на курорте для богатеев, куда отправляется семейная пара Джеймс и Эм Фостеры. Он — писатель (в этой роли Александр Скарсгард), она — (Клеопатра Коулман) — его жена-спонсор, девушка из очень обеспеченной семьи. С новой приятельницей Габби (Миа Гот) пара выезжает за пределы отеля, и писатель внезапно совершает тяжкое преступление. Миновать наказание можно — если писатель за взятку попросит представителей местного режима создать его клон, который и понесёт ответственность.
Поскольку фильм из программы «Полночь», сцены создания клона и наказания труднопереносимы и нервы щекочут по полной. Жена писателя после увиденного уезжает, он же остаётся, желая испытать в компании Габби ещё более сильные чувства. Горстка богачей устраивает себе экстрим в отеле, переходя ко всё более жестоким преступлениям.
«Ты задел мои чувства», реж. Николь Холофсенер
Программа «Премьеры»
Главная героиня — писательница Бет из Нью-Йорка (Джулия Луи-Дрейфус), недавно закончившая свои мемуары. Во многом работа удалась благодаря поддержке её мужа Дона (Тобиас Мензис), неудачливого психотерапевта, но надёжного партнёра. Как-то раз Бет случайно подслушивает, что её книга ему не нравится, и женщина расценивает это как предательство.
Парадокс фильма в том, что Бет вызывает неприязнь и раздражение, тогда как её муж — симпатию. И объяснить это невозможно — кажется, что всё должно быть наоборот. Все персонажи фильма неоднозначны, несовершенны — этим он и притягивает.
«Шейда», реж. Нура Ниасари
Конкурс мирового драматического кино
Приз зрительских симпатий фестивального конкурса. Режиссер Нура Ниасари — иранка, живущая в Австралии, — трансформировала в фильм свою жизнь. Шейда сбежала от мужа с шестилетней дочкой и живёт в приюте для женщин. Там собрались представительницы разных национальностей, но проблемы у всех одни и те же — насилие в семье. Шейда испытывает серьёзные психологические проблемы, но пытается держать себя в руках ради дочки. Тем временем муж через суд добивается права видеться с ребенком раз в неделю по полдня. По факту же он использует это время, чтобы окончательно разбить жизни и Шейды, и ребёнка.
Во многом фильм сложился благодаря исполнительнице ведущей женской роли. От неё невозможно оторвать глаз, причем это касается не только зрителей, но и самой постановщицы. Имя актрисы — Зара Амир Эбрахими. Её талант и внешность покорили в прошлом году и жюри Каннского кинофестиваля: актрисе был присуждён приз за лучшую женскую роль в фильме Али Аббаси «Убийца “Святой паук”». Шейда сыграна так, что она — больше, чем женщина, она — символ.
«Персидская версия», реж. Марьям Кешаварз
Конкурс американского драматического кино
Фильм так же, как и «Шейда», получил в своём конкурсе приз зрительских симпатий, и он тоже посвящён иранской теме. «Персидская версия» — яркий пример того, как можно лёгким, молодёжным языком рассказывать о проблемах беженцев, их адаптации в других странах, о разнице культур и принятии себя. Главная героиня Лейла (Лейла Мохаммади) — иранка, живущая в Америке. Изо всех сил она дистанцируется от культуры и семьи, но, поскольку её отцу предстоит пересадка сердца, просто так от родных не отвернуться. Особенно Лейла не принимает свою мать Ширин (Ниуша Нур), хотя они и очень похожи. Весь фильм выстроен на контрасте: пусть он и затрагивает серьёзные темы, в кадре — песни, танцы, яркие краски. Он лёгкий, смешной и смотрится с улыбкой.