С 23 июня по 2 июля в московском кинотеатре «Каро 11 Октябрь» пройдёт девятый международный фестиваль документального кино «Докер». Всего в программе 40 полнометражных и короткометражных картин из 25 стран. Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов одного из главных отечественных киносмотров неигрового кино, которые не стоит пропускать.
«Горькие дни», реж. Паскале Аппора-Гнекинди, Нингуи Сун, ЦАР, США, 2022 (основной конкурс)
Центральноафриканская республика стабильно входит в число беднейших стран мира. Государство раздираемо бесконечным войнами, а несколько преступных группировок фактически контролируют территорию ЦАР. Но даже в таких безумных для бизнеса условиях китайские инвесторы всё равно хотят построить в Банги банк. Всю тяжёлую работу выполняют местные, а командуют процессом азиаты. Но счастья нет ни у китайского прораба, ни у африканского строителя. Первый мечтает поскорее вернуться домой к семье, второй устал горбатиться за копейки и хочет однажды продавать песок (говорят, бизнес прибыльный). А в это время в ЦАР упорно ходят слухи о начале очередной гражданской войны.
Картина «Горькие дни» участвовала в двух престижных фестивалях документального кино — CPH:DOX в Копенгагене и Visions du Réel в Ньоне. Режиссёры Паскале Аппора-Гнекинди и Нингуи Сун рисуют неприглядную сторону капитализма. Страдают конкретные маленькие люди: и колонизатор-китаец, и угнетаемый африканец. В играх корпораций и правительств кто-то, конечно же, обогащается, но до низших ступеней любого выгодного дела деньги не доходят. Но современный мир устроен настолько несправедливо, что вариантов нет.
«Святая дилемма», реж. Мартон Визкелети, Джулианна Угрин, Венгрия, 2022 (основной конкурс)
Католические священники, принимая духовный сан, обязуются не нарушать обет безбрачия. Но в современной Европе становится всё больше пап, которые нарушают давно принятые правила. Роберт Полгар является священником небольшого населённого пункта в Венгрии. Уже несколько лет у него есть семья: жена и трое детей, но от прихожан святой отец эту информацию утаивает. Епархия в курсе нарушения, но закрывает глаза. В итоге к семье Роберт приезжает далеко не каждый день и часто под покровом ночи, как бы кто не заметил. Однажды священник устаёт вести двойную жизнь и решает сделать выбор между верой и семейным счастьем.
Дебютанты Мартон Визкелети и Джулианна Угрин создали очень понятное кино о непростом решении, которое назревало не один год. Католический священник устал врать прежде всего себе и не хочет мучить близких. А ведь если бы Роберт мог просто совмещать семью и службу в храме, никаких проблем не было бы. Режиссёры задаются резонным вопросом: должна ли церковь в XXI веке меняться и отменять давно не работающие правила? Отец Роберт, очевидно, является и прекрасным семьянином, и священником, которого любят прихожане. Он устраивает футбольные турниры, мило заходит в гости к членам общины, но что делать дальше, если сан всё-таки придётся оставить? Возможно, Роберт станет изгоем.
«Долгая дорога домой», реж. Вэньцянь Чжан, Китай, 2022 (основной конкурс)
Документалистка Вэньцянь Чжан несколько лет училась за границей (например, получила степень магистра искусств в Школе Чикагского института искусств) и теперь вернулась в родной дом, где живут её мама, папа, бабушка и дедушка. Былой гармонии в семье нет, представители разных поколений постоянно ссорятся и предъявляют друг другу нелепые претензии. Чжан с камерой в руках пытается разобраться, что же пошло не так.
Дебютантка из Китая использует длинные статичные планы. Камера обычно расположена в углу одной из комнат родительского дома, так что у зрителей складывается ощущение, что они то ли смотрят реалити-шоу, то ли следят за одним семейством с видеорегистратора. У отца вот уже больше десяти лет нет нормальной работы, зато он вспоминает времена на заводе и упущенные возможности, когда мог чуть ли не стать владельцем производства. Мать пустые разговоры только раздражают. А ещё приехавшая погостить дочь постоянно выслушивает от старшего поколения советы, о которых не просила. И все члены семейства заперты в четырёх стенах, попали в ловушку, из которой нет выхода. «Долгая дорога домой» не изобилует шокирующими сюжетными поворотами, но предлагает узнаваемый портрет традиционной семьи, которая разваливается под тяжестью стремительно меняющихся законов времени.
«Ева», реж. Ольга Смирнова, Россия, 2023 (конкурс короткого метра)
Когда-то Надя закончила педагогический университет и отправилась преподавать литературу в обычную школу в Тульской области. Но смехотворная зарплата и сумасшедшая нагрузка девушке не нравились. Она согласилась сняться в рекламе нижнего белья, а затем начала регулярно появляться в порно. Сегодня Надю знают под псевдонимом Ева Бергер. Работу в школе она вспоминать лишний раз не любит, но переживает из-за отсутствия личного счастья и осуждения матери.
«Ева» — дебютный фильм Ольги Смирновой. Картина была снята, когда постановщица ещё обучалась на Высших курсах сценаристов и режиссёров (мастерская Павла Лунгина и Ирины Волковой). Ева Бергер разрушает стереотипное представление о порноактрисе. Это рефлексирующая и рассудительная девушка, которая однажды сделала непростой выбор в пользу денег и временного веселья, но теперь сталкивается с долгосрочными последствиями принятого решения. Ева сомневается, что в ближайшее время сможет построить семью, много думает о будущем, а грустные мысли в настоящем заливает вином. Картину отличает трогательная исповедальная интонация.
«В Россию пешком, или Как закончить фильм», реж. Александра Лусникова, Никита Аксёнов, Россия, 2023 (программа «Док Станция»)
Француз Жан-Эльдар на самом деле родился в Астрахани. Мальчика усыновили в четыре года и увезли в Париж. В 22 парень решает пешком дойти до родного города, чтобы познакомиться с биологической матерью и сестрой. Необычное путешествие привлекает внимание как французских телевизионщиков, так и молодых петербургских документалистов. Александра Лусникова и Никита Аксёнов связываются с юным французом и знакомятся с путешественником в Будапеште, где Жан-Эльдар решил перезимовать. Но затем началась СВО, и, кажется, в Россию европеец больше не спешит.
Забавно, что «В Россию пешком, или Как закончить фильм» фактически распадается на две картины, о чём свидетельствует и название. С одной стороны, мы наблюдаем за хроникой путешествия Жан-Эльдара в прошлом, с другой, следим, как в настоящем Александра и Никита сами едут в Астрахань на поиски родственников француза. У каждого своё кино. В какой-то момент возникает вопрос: а хотел ли вообще Жан-Эльдар добраться до Астрахани, или это просто был красивый жест? Кажется, юноше вполне нравится путешествовать пешком по Европе, сочиняя на ходу стихи. А документалисты из России переживают, что задуманный фильм снять не удалось.
«Пошлые вещи», реж. Гурам Нармания, Россия, 2023 (программа «Док Станция»)
Ангелина уже несколько лет не снимается в порно, а на жизнь зарабатывает роликами и стримами на OnlyFans. Теперь девушка одна или с подружками мастурбирует на камеру и мечтает о простом женском счастье. Ангелина живёт в просторной московской квартире с двумя котами и собачкой, любит печь пироги, готовить обед и по вечерам смотреть сериалы. Девушка сама позиционирует себя как идеальную жену, а затем встречает Вадима. Молодой человек быстро переезжает к Ангелине в квартиру и учится жить со звездой фильмов для взрослых, пусть и в прошлом.
«Пошлые вещи» снял начинающий режиссёр Гурам Нармания. В 2022-м постановщик окончил обучение в Московской школе кино на курсе «Режиссура игровых фильмов» (мастерская Алексея Попогребского и Павла Бардина). А когда-то Нармания снимал пранки вместе с Николаем Соболевым для канала Rakamakafo. «Пошлые вещи», как и «Ева», разрушают стереотипы о порноактрисах, но по-другому. Ангелина относится к роликам как к способу заработка и не более того. Она не хочет заниматься сексом круглые сутки и не склоняет бойфренда к различным экспериментам. Нет, Ангелина хочет чётко разграничить работу и личную жизнь. Но возможно ли это, когда деньги приносит обнажение на камеру? «Пошлые вещи» смотрятся как необычное, но ёмкое драмеди.
«Путешествие Льюиса Кэрролла через зеркало, и что он нашёл там», реж. Татьяна Соболева, Россия, 2023 (программа «Док Станция»)
Роман Соколовский — основатель и художественный руководитель Театра кукол «Саквояж» в Сочи. К нему приезжает знакомый кукольник Антон Сухарев. На дворе 2021 год — ровно 150 лет назад английский писатель Льюис Кэрролл опубликовал сказочную повесть «Алиса в Зазеркалье». Мало кто знает, что Кэрролл вместе с коллегой и приятелем Генри Лиддоном в 1867 году отправился в путешествие по России. Вполне возможно, что наша страна стала прообразом Зазеркалья. Соколовский и Сухарев решают смешать сюжет «Алисы в Зазеркалье» с реальными деталями путешествия автора книги по России, а для этого повторяют маршрут писателя: Петербург — Москва — Сергиев Посад — Нижний Новгород.
Картина Татьяны Соболевой живо и увлекательно показывает творческий процесс создания нового спектакля. Кукольники вдохновляются местами, в которых побывал Кэрролл в России, на ходу создают персонажей будущей пьесы и мастерят «артистов» из подручных материалов. Но у друзей со схожими взглядами в ремесле разные мысли по поводу изменений, которые происходят в 2022 году. Постановка спектакля под угрозой, а путешествие рискует остаться лишь документальной основой для роуд-муви.