«Бойся темноты»: мрачные тайны французской деревни

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Бойся темноты»

До проката добрался франко-бельгийский триллер Арно Малерба «Бойся темноты». Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь. Тимур Алиев — о том, почему в деревенской темноте нет ничего по-настоящему страшного.

Хлоя (Ана Жирардо, сбежавшая в хоррор из мелодрамы «Он и она») кажется обычной женщиной средних лет. Вместе с глухонемым сыном Жюлем (Джованни Пуччи, юный Рэми из сериала «Лестница») она приезжает в деревню из города. Казалось бы, это обычный сельский уик-энд жителей мегаполиса, которые захотели развеяться, пока отец днями и ночами пропадает на работе. Такую картину легко представить, но в мире Арно Малерба все краски гораздо гуще — женщина с ребёнком бегут от мужа-абьюзера (в одном из эпизодов Хлоя детально описывает издевательства супруга).


Этот сюжетный паттерн «город — сосредоточение зла и дурные воспоминания, деревня/природа — шанс начать с чистого листа» отчего-то повторяется раз за разом в самых разных картинах.


Джесси Бакли приезжает в деревню после смерти мужа в «Роде мужском», Шана Керслэйк отправляется в ирландскую глушь с сыном в хорроре «Другой». В картине Арно Малерба происходит нечто подобное, причём с теми же настораживающими триггерами. Ожидание дружелюбных соседей рушится при встрече с холодными и молчаливыми охотниками — оказывается, в окрестностях водится дикий зверь, что пожирает домашний скот. Гармония в школе для сына с особенностями оборачивается буллингом и отсутствием чувства безопасности — не так давно в деревне пропал мальчик, ровесник Жюля.

«Бойся темноты» настораживает уже на середине, когда в кадре впервые появляется чудовище. Ну, как появляется… мелькает в ночной тиши. Вероятно, по замыслу режиссёра, зритель должен быть поглощён этой короткой сценой, будто перед нами чудовища из вселенной «Таинственного леса» М. Найта Шьямалана. Но в действительности на эффектах, кажется, попросту сэкономили: мальчик, до смерти испугавшийся то ли монстра, то ли того, что он сам себе придумал, сводит с ума мать, которая ему нисколько не доверяет.

Кадр из фильма «Бойся темноты»

Классические скримеры, во время которых перехватывает дыхание, в какие-то моменты всё же срабатывают. А вот попытки создать саспенс — через удручающую медлительность повествования (привет слоубёрнерам), топорно-тревожный саундтрек и томные взгляды жителей деревни при виде мальчика — терпят бедствие ещё «на берегу»; сразу понимаешь, чего ждать, и не особенно проникаешься эстетикой сельского кошмара.

Чёрт с ней, с историей — сюжет может не хватать звёзд с неба, если внимание зрителей притягивают к себе мастерские отыгрыши артистов на экране, необъяснимая харизма или простое человеческое обаяние. Увы, этого лишены и Ана Жирардо, не сбросившая с себя амплуа «девушки, которой требуется сильное мужское плечо», и Джованни Пуччи, подолгу хранящий молчание в кадре, но не способный полноценно передать страх и тревогу. Появляющийся позднее Самуэль Жуи (играет местного врача и объект интереса одинокой Хлои) выделяется подчёркнутой маскулинностью пополам с духом зла (Жюль считает, что он и есть тот самый монстр), но глобально положение не спасает.


Подвешивая множество «чеховских ружей» в самом начале, лента Арно Малерба постепенно забывает о том, какое количество выстрелов ожидается в конце, и… просто оставляет всё как есть, может, само устроится.


«Бойся темноты» очень хочет казаться — отменным триллером, завораживающей сказкой, наконец, фантастикой о потаённых страхах рода человеческого (в лице юного поколения, к которому принадлежит Жюль). Но казаться — не значит быть.

Читайте также
Что посмотреть дома: сериал «Бесконечная ночь» — ужас во сне и наяву
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».
Фильм «Уховёртка»: не-хоррор о том, что прошлое кусается
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
«Убойный монтаж»: «быстро, дёшево и не позорно»
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
«Тёмные очки» Дарио Ардженто: не вижу зла
Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика.
Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
Также рекомендуем
Алексей Васильев возвращается к дрим-кастам и историям.
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, на...
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...
Алексей Васильев возвращается к дрим-кастам и историям.
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, на...
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...

Последние новости

«Эмили в Париже» возвращается с четвёртым сезоном
Netflix опубликовал новый трейлер глянцевого шоу с Лили Коллинз в главной роли.
«Покажи мне Луну» не показал стойкости в прокате
Мелодрама со Скарлетт Йоханссон и Ченнингом Татумом с треском проваливается в прока...
Шоураннер «Аколита» сожалеет о том, что упустила одну важную деталь сюжета
Сценаристке хотелось бы сильнее раскрыть предысторию одного из персонажей.
00:00