«Бойся темноты»: мрачные тайны французской деревни

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Бойся темноты»

До проката добрался франко-бельгийский триллер Арно Малерба «Бойся темноты». Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь. Тимур Алиев — о том, почему в деревенской темноте нет ничего по-настоящему страшного.

Хлоя (Ана Жирардо, сбежавшая в хоррор из мелодрамы «Он и она») кажется обычной женщиной средних лет. Вместе с глухонемым сыном Жюлем (Джованни Пуччи, юный Рэми из сериала «Лестница») она приезжает в деревню из города. Казалось бы, это обычный сельский уик-энд жителей мегаполиса, которые захотели развеяться, пока отец днями и ночами пропадает на работе. Такую картину легко представить, но в мире Арно Малерба все краски гораздо гуще — женщина с ребёнком бегут от мужа-абьюзера (в одном из эпизодов Хлоя детально описывает издевательства супруга).


Этот сюжетный паттерн «город — сосредоточение зла и дурные воспоминания, деревня/природа — шанс начать с чистого листа» отчего-то повторяется раз за разом в самых разных картинах.


Джесси Бакли приезжает в деревню после смерти мужа в «Роде мужском», Шана Керслэйк отправляется в ирландскую глушь с сыном в хорроре «Другой». В картине Арно Малерба происходит нечто подобное, причём с теми же настораживающими триггерами. Ожидание дружелюбных соседей рушится при встрече с холодными и молчаливыми охотниками — оказывается, в окрестностях водится дикий зверь, что пожирает домашний скот. Гармония в школе для сына с особенностями оборачивается буллингом и отсутствием чувства безопасности — не так давно в деревне пропал мальчик, ровесник Жюля.

«Бойся темноты» настораживает уже на середине, когда в кадре впервые появляется чудовище. Ну, как появляется… мелькает в ночной тиши. Вероятно, по замыслу режиссёра, зритель должен быть поглощён этой короткой сценой, будто перед нами чудовища из вселенной «Таинственного леса» М. Найта Шьямалана. Но в действительности на эффектах, кажется, попросту сэкономили: мальчик, до смерти испугавшийся то ли монстра, то ли того, что он сам себе придумал, сводит с ума мать, которая ему нисколько не доверяет.

Кадр из фильма «Бойся темноты»

Классические скримеры, во время которых перехватывает дыхание, в какие-то моменты всё же срабатывают. А вот попытки создать саспенс — через удручающую медлительность повествования (привет слоубёрнерам), топорно-тревожный саундтрек и томные взгляды жителей деревни при виде мальчика — терпят бедствие ещё «на берегу»; сразу понимаешь, чего ждать, и не особенно проникаешься эстетикой сельского кошмара.

Чёрт с ней, с историей — сюжет может не хватать звёзд с неба, если внимание зрителей притягивают к себе мастерские отыгрыши артистов на экране, необъяснимая харизма или простое человеческое обаяние. Увы, этого лишены и Ана Жирардо, не сбросившая с себя амплуа «девушки, которой требуется сильное мужское плечо», и Джованни Пуччи, подолгу хранящий молчание в кадре, но не способный полноценно передать страх и тревогу. Появляющийся позднее Самуэль Жуи (играет местного врача и объект интереса одинокой Хлои) выделяется подчёркнутой маскулинностью пополам с духом зла (Жюль считает, что он и есть тот самый монстр), но глобально положение не спасает.


Подвешивая множество «чеховских ружей» в самом начале, лента Арно Малерба постепенно забывает о том, какое количество выстрелов ожидается в конце, и… просто оставляет всё как есть, может, само устроится.


«Бойся темноты» очень хочет казаться — отменным триллером, завораживающей сказкой, наконец, фантастикой о потаённых страхах рода человеческого (в лице юного поколения, к которому принадлежит Жюль). Но казаться — не значит быть.

Читайте также
Что посмотреть дома: сериал «Бесконечная ночь» — ужас во сне и наяву
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».
Фильм «Уховёртка»: не-хоррор о том, что прошлое кусается
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
«Убойный монтаж»: «быстро, дёшево и не позорно»
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
«Тёмные очки» Дарио Ардженто: не вижу зла
Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика.
Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
Также рекомендуем
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный ф...

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00