В Выборге завершился 29-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главный приз получил мета-фильм «Продление жизни», в котором инвестор и режиссёр Дмитрий Фалькович играет инвестора и режиссёра Дмитрия Фальковича. О том, какие ещё фильмы с «Окна» обязательно стоит ждать в прокате или сети, рассказывает Соня Бессонова.
Стоит сразу оговориться: выбор жюри во главе с Ларисой Садиловой несколько удивителен, ведь где это слыхано, чтобы триумфатором фестиваля становилась картина про тоскующих белых капиталистов, с завидной частотой обедающих чёрной икрой и рассуждающих о том, что вложение десяти миллионов долларов в продление жизни — сущий пустяк для их кармана. Далее следуют фильмы не про тоскующих капиталистов, чахнущих над златом и гастрономическими изысками.
«Капкан», реж. Галина Уразова
На отшибе неизвестно какого хутора некогда жила обычная, ничем не выделяющаяся семья: мужчина, женщина и их сын. Но сына не стало, и с тех пор в отношениях партнёров царит тотальная дисгармония. Они не разговаривают, не касаются друг друга, не занимаются любовью — вместо этого двухметровый Иван насилует хрупкую Александру, за что потом извиняется в своей манере, искренне, но без намёка на исправление.
С актёрской карьерой у Галины Уразовой не заладилось, если, конечно, роль кассирши в ситкоме «СашаТаня» не является пределом мечтаний. Поэтому немудрено, что Галина закатала рукава и занялась режиссурой. Сперва она оттачивала мастерство на музыкальных клипах, затем — на документалистике (непродолжительный кинопортрет «Как проводит лето Михаил Иванович» в своё время выиграл диплом на зрительском фестивале «Шорты») и только потом подобралась к игровому полному метру.
Её немногословный дебют, в котором одна редкая, но ёмкая фраза произносится много раз только ближе к финалу, оставляет после себя горькое послевкусие. Фильм о мести за причинённое насилие, казалось бы, должен принимать присущие поджанру триллера rape and revenge черты, но только не в случае «Капкана». Не стоит ждать развязки в стиле какого-нибудь «Соловья», ведь здесь абьюзер — отнюдь не чужой человек или, если угодно, когда-то был не чужим человеком. В таком случае отгрызть свою ногу, угодившую в смертоносный капкан, и упорхнуть птицей под силам не каждой жертве, сколько бы она ни грезила о свободном небе.
«Земун», реж. Эдуард Жолнин
Если копнуть в мифологию древних славян, можно наткнуться на понятие «Земун» — так называют священную Небесную корову, божество, которое указывает сбившимся с пути людям верную дорогу. В случае работяги Егора (Евгений Ткачук) Земун возникает в самом неожиданном месте — посреди ночной улицы, застроенной панельками. Что символизирует молчком стоящее животное, парень, естественно, не знает и знать не хочет. Вскоре ему доносят печальную весть — умирает его отец, последний из живых родителей, — так что он собирает вещи и отправляется в родную деревню, в которой семейным хозяйством из почти сотни коров распоряжается упёртый младший брат. Упёртый — потому что не хочет отдавать стадо на убой, тем самым покрыть долг отца и, если повезёт, заполучить копейку-другую для своего и братского безбедного будущего.
Неудивительно, что первый фильм Эдуарда Жолнина, воспитанника петербургского детского дома, на фестивале оценили достаточно высоко: картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также почётное серебро в конкурсе «Выборгский счёт», победитель которого определяется путём зрительского голосования. Главный герой, он побитый жизнью маленький человек, разорвавший связи с прошлым и, следовательно, родительским домом, его обитателями. Егора нельзя назвать тем, кто умеет слушать и объективно мыслить; в этом мире он всего-навсего странник, потерявший из виду путеводную звезду. И тем увлекательнее смотрится его трансформация — как трансформация и самого фильма, плавно перетекающего из драмы о поиске семьи/себя в нео-вестерн с мычащими коровами, деревенскими головорезами и перестрелками в декорациях провинциальной России.
«Первый снег», реж. Наталья Кончаловская
Все мы знаем, что начинать новую жизнь принято с первого января или, на худой конец, с понедельника. Но у героинь дебюта Натальи Кончаловской, девушки из именитой семьи, не нуждающейся в представлении, ощутимые изменения происходят спонтанно. Стажёрка в консалтинговой компании Кристина, её руководительница Оксана и мать-риелторша Марина балансируют, как говорится, на грани: первой осточертели советы матери и не дающая никаких результатов почти-работа, вторая не может найти время для малолетней дочери, а третья просто хочет любви.
Фильм Кончаловской — явление интересное: истории женщин, переплетающиеся совершенно волшебным образом, абсолютно просты, вылизаны и в целом наивны. Но они рассказаны с таким изяществом и подкупающей поэтичностью, что проигнорировать их просмотр значит лишить себя полуторачасового погружения в фантасмагоричную действительность, в которой мечтать никому не запрещается.
«Валенки RU», реж. Антон Белоусов, Юрий Немцов
Кто бы мог подумать, что одним из любопытнейших конкурсантов в секции неигрового кино станет 30-минутный фильм про валенки. Док начинается в чёрно-белом цвете, что неизбежно вызывает ассоциации с чем-то, давно погрязшим в анналах истории, но приобретает яркие краски, когда в кадре заговаривают про актуальность обуви из овечьей шерсти. «XXI век — век валенок», — уверяет женщина, вышивающая на сапоге незамысловатый узор.
Трудно сказать, правдивы ли её слова, но одно-два столетия назад было временем валенок. Когда валяная обувь получила распространение, жгоны (изготовители) придумали собственный язык, матрайский, чтобы общаться за пределами своих поселений. О нём, как и о технологии производства валенок, простым смертным известно немного, поэтому проект фотожурналиста Антона Белоусова и тележурналиста Юрия Немцова — своего рода кладезь непопулярных знаний, которые, если бы не этот фильм, забылись бы вместе со смертью последних жгонов.