Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев или пересмотрев семь экранизаций британской литературной классики: от Джейн Остин до Иэна Макьюэна.
Понедельник: «Эмма.» («Emma.»), реж. Отем де Уайлд, 2020
Существует множество фильмов о наркокультуре, почти все они выдержаны в тоне, который либералы могут назвать «ответственным». Но самый заметный из них, пожалуй, «На игле» Дэнни Бойла по роману Ирвина Уэлша (недаром в 2004 году картина была признана лучшим шотландским фильмом всех времён). Сюжет разворачивается в Эдинбурге, где несколько друзей во главе с Марком Рентоном (Юэн МакГрегор), молодым человеком с «искренним и правдивым пристрастием к наркотикам», пытаются убежать от скучной жизненной нормы. Фильм можно сравнить, наверное, с вышедшей на год раньше французской «Ненавистью» Матье Кассовица, вот только он снят не в жанре сурового реализма, а в весёлом разгильдяйском стиле с примесью сюра. При этом саундтрек из композиций групп Blur, Pulp, New Order, Primal Scream и другого бритпопа в год выхода фильма стал культовым среди его поклонников.
Название фильма («Trainspotting») происходит от «train» — поезд и «spotting» — обнаружение; буквально «отслеживание поездов» — это хобби, практикующееся в странах, где имеется железнодорожный транспорт. Интересно, что в фильм не вошла сцена из романа, давшая название книге, в которой Марк и его друг Бегби используют здание старого заброшенного железнодорожного вокзала, где уже давно не ходят поезда, в качестве туалета, и где Марк догадывается, что старый бомж, пошутивший насчёт трейнспоттинга («что, ребятки, пришли на поезда посмотреть?») — отец Бегби. Однако эта сцена была включена в продолжение фильма, «Т2: Трейнспоттинг», вышедшее в 2017 году.
Фильм заканчивается монологом Марка, который принято цитировать: «Я буду таким, как вы: работа, семья, телеящик на полстены, стиральная машина, тачка, музыкальный центр, электрооткрывалка, здоровье, еда без холестерина, медицинская страховка, недвижимость, дом, шмотки для отдыха, костюм-тройка, “Сделай сам”, телеигры, дерьмовая жратва, дети, прогулки в парке, работа с девяти до пяти, партия в гольф, мойка машины, набор свитеров, семейное Рождество, пенсии повышение, от налогов освобождение, клизма в заднице, прозябание, смерти вечное ожидание».
Среда: «Приключения Паддингтона — 2» («Paddington 2»), реж. Пол Кинг, 2017
Продолжение первого фильма о Паддингтоне 2014 года. Чрезвычайно добродушный, обаятельный, непритязательный и, прежде всего, забавный фильм с прекрасно прописанной историей, сопровождаемый непрерывной чередой гэгов, придуманных сценаристами Полом Кингом (он же режиссёр), Саймоном Фарнэби и Джоном Крокером. Сценарий этой троицы прекрасно передаёт дух и тон Майкла Бонда, автора оригинальных книг, который, к сожалению, скончался в июне 2017-го на 92 году жизни.
Картина повествует о парагвайском мигранте — мишке Паддингтоне, который оставил тётю-медведицу на родине и нашёл в Лондоне новую семью по фамилии Браун. Во второй части его ждут головокружительные приключения и поединок с новым злодеем в исполнении Хью Гранта. Грант играет актёра по имени Феникс Бьюкенен, который вынужден рекламировать корм для собак, но мечтает о большой сцене. Феникс в неизменном шейном платке рассекает по району Западного Лондона, в котором живёт семейство Браун и где расположено множество причудливых английских достопримечательностей, таких как собор Святого Павла, паровозы и даже функционирующий красный таксофон, которым персонажи пользуются вместо мобильных. По сюжету, Феникс крадёт книгу, в которой указано, как найти сокровища, но обвиняет в этом Паддингтона. Мишку сажают в тюрьму, где он находит новых друзей и откуда совершает дерзкий побег, предварительно накормив всех мармеладом собственного приготовления. В тюрьме есть сцена, отсылающая прямиком к фильмам Уэса Андерсона.
Фильм сделан с беззаботной лёгкостью и адресован как детям, так и взрослым. Но в это же время «Паддингтон 2» успевает критиковать то, как свободная и счастливая нация приветствует иммигрантов. А в шумном финале есть что-то от Мэла Брукса.
Четверг: «Дневник Бриджит Джонс» («Bridget Jones’s Diary»), реж. Шэрон Магуайр, 2001
Взрывная комедия британской режиссёрки Шэрон Магуайр основана на одноимённом романе Хелен Филдинг и является ни много ни мало постмодернистской версией «Гордости и предубеждения». «Дневник Бриджит Джонс» — по сути реинкарнация классического английского женского романа. И форма (дневниковые записи), и содержание (кризис среднего возраста, поиск идеального возлюбленного) полностью отвечают штампам соответствующего жанра.
Главная героиня Бриджит (Рене Зеллвегер) — 32-летняя женщина, страдающая от комплекса лишнего веса. Она работает помощницей издателя и разрывается между сексуальным боссом Дэниэлом Кливером (Хью Грант) и угрюмым, но порядочным адвокатом Марком Дарси (Колин Фёрт).
Фигура Бриджит Джонс стала своего рода феноменом, английской Кэрри Брэдшоу (из сериала «Секс в большом городе»). Она породила миллиард подражательниц в книгах и газетах, которые отважно напиваются и пишут свои колонки об отношениях. Однако настоящих высот приключений, выпавших на долю героини по фамилии Джонс, достигнуть кому-то из них не удаётся. Ужасная правда заключается в том, что Бриджит — весёлая идиотка, отчаявшаяся мятежница, головокружительная дурочка, инфантильный клоун.
Кроме того, нельзя забывать об ещё одном полноправном герое фильма — Лондоне, покрытом живописным снежным порохом. Это нереальный Лондон, где адвокаты могут громить рестораны, не обзаведясь проблемами с полицией, это зона виртуальной реальности, где Бриджит организует издательскую вечеринку, на которой присутствует Салман Рушди собственной персоной.
Пятница: «Скрудж» («Scrooge»), реж. Брайан Десмонд Хёрст, 1951
На ютубе есть видео, которое объединяет 400 адаптаций «Рождественской песни» Чарльза Диккенса в одно впечатляюще связное повествование. Кроме того, каждый второй рождественский фильм соответствует шаблону классического произведения Диккенса: разочарованное ворчание сменяется рождественским просветлением. Поэтому можно лишь осторожно предположить, что лучшей экранизацией романа Диккенса является «Скрудж» Брайана Десмонда Хёрста 1951 года.
Фильм создавался в послевоенной Великобритании, которая только оправилась после трагедии. Поэтому в картине царит дух настоящей готики. В роли мерзкого богача, чьё имя стало нарицательным, Хёрст снял Аластера Сима, человека с такой неприятной внешностью, что одного этого факта хватило бы для воссоздания образа Скруджа. Как мы знаем из классики, дух, который явился главному герою накануне Рождества, намерен перевоспитать старика. Он покажет ему все несправедливости, в которых виноват Скрудж, всю ненависть и презрение, которое питают к нему окружающие. Чудесное преображение ознаменуется сумасшедшим весельем. Всё просто: в Скруджа вселился дух Рождества.
Суббота: «История Дэвида Копперфилда» («The Personal History of David Copperfield»), реж. Армандо Ианнуччи, 2019
Ещё одна экранизация произведения Чарльза Диккенса. История Дэвида Копперфилда (Дев Патель) начинается в кипящем событиями Лондоне, где перемешались большие деньги, модные районы и предприниматели всех мастей. Пройдя путь от неприкаянного ребёнка до известного писателя, он всего добивается сам и готов на безумства ради любви.
После запрещённой в России «Смерти Сталина» британский сатирик Армандо Ианнуччи взялся за бесконечно интерпретируемое викторианское повествование Диккенса. Проницательно усиливая абсурдистские — и в высшей степени модернистские — элементы своего источника, Ианнуччи и соавтор сценария Саймон Блэквелл создают сюрреалистическую кинематографическую одиссею, доступную, умную и неожиданную. В её основе лежит театральное путешествие самопознания, в котором наш рассказчик (сам Копперфилд) намеревается определить, является ли он «героем своей собственной истории», изо всех сил пытаясь сделать себе имя (буквально). Патель в роли Копперфилда демонстрирует просто божественный пафос Чарли Чаплина, будь то ухаживание за безнадёжно наивной Дорой Спенлоу или пьянство на студенческой пирушке, чьей «джентльменской» компании он жаждет. В фильме также сыграли Тильда Суинтон, Хью Лори и Питер Капальди.
Воскресенье: «Искупление» («Atonement»), реж. Джо Райт, 2007
Роман «Искупление» для обладателя Букеровской премии Иэна Макьюэна был настоящим прорывом. Книга стала бестселлером и сделала Макьюэна одним из величайших из ныне живущих писателей. Для 35-летнего режиссёра Джо Райта экранизация этого произведения также стала событием, с которого его карьера начала свой стремительный взлёт.
По сюжету, 13-летняя Брайони (Сирша Ронан) знает, что у её старшей сестры Сесилии (Кира Найтли) роман с сыном прислуги Робби (Джеймс МакЭвой). Движимая непонятной ревностью, девочка обвиняет Робби в преступлении, которого он не совершал. Парень оказывается в тюрьме. Когда начинается война, Сесилия и Брайони едут в разрушенный Лондон, где обучаются медсестринскому делу, ухаживая за ранеными. Робби идёт на войну как скромный рядовой. На севере Франции ему предстоит столкнуться с хаосом Дюнкерка, страхом, гневом и паникой, вызванными этим фиаско (хотя события Дюнкерка в фильме изображены менее мрачно, чем в романе Макьюэна). Спустя годы Брайони — пожилая женщина, презентующая автобиографический роман, который она нарекает своего рода искуплением. «Искупление» — это история трагической ошибки, которая радикально меняет судьбы трёх взрослых.