3 августа в повторный прокат выходит семейная драма Феликса ван Грунингена «Красивый мальчик», основанная на реальной истории. Пронзительное и честное кино рассказывает о Дэвиде Шеффе (Стив Карелл), который пытается помочь своему наркозависимому сыну Нику (Тимоти Шаламе) вернуться к нормальной жизни. Картина о безграничной любви отца, направленной на спасение ребёнка от губительного зла, поражает своим этичным освещением проблемы, отсутствием социальных предрассудков и неожиданным фокусированием на светлых воспоминаниях одной семьи. Специально к выходу «Красивого мальчика» на большие экраны мы решили вспомнить драматические фильмы и сериалы о столкновении героев с разного рода зависимостями, снимающие табу с острой темы и позволяющие избавиться от предвзятого отношения к людям, оказавшимся в ловушке саморазрушения.
«Джуди», реж. Руперт Гулд, 2019
Зима, 1968 год. Джуди Гарленд (Рене Зеллвегер) прибывает в Лондон, где она должна дать серию концертов. Женщина, в которой многие всё ещё узнают Дороти из «Волшебника страны Оз», находится в подавленном состоянии — она давно разочаровалась в жизни и не понимает, куда ей двигаться дальше. Головокружительная карьера в Голливуде и пять браков не принесли Джуди счастья. Единственное, что её заботит, — благополучие детей, по которым звезда очень скучает. Но прежде чем встретиться с дочерьми и сыном, Джуди должна вновь выступить на сцене. Гарленд кажется, что эти гастроли станут для неё последними.
Биографическая драма Руперта Гулда, посвящённая последним годам жизни американской актрисы и певицы Джуди Гарленд, которая начала активно сниматься в кино с четырнадцати лет и прослыла настоящей звездой благодаря трогательной роли Дороти в «Волшебнике страны Оз» 1939 года, надолго ставшей её визитной карточкой. В байопике режиссёр не рассказывает о творческом пути легенды, а строит своё кино вокруг изобличения обратной стороны успеха и губительных последствий ранней популярности. Джуди Гарленд выглядела жизнерадостной только на экране — вне его она пыталась соответствовать завышенным и токсичным требованиям Голливуда и своей матери, одержимой славой дочери. Начиная с первых фильмов, актриса очень мало ела, чтобы сохранить фигуру, из-за чего позже столкнулась с анорексией, а во время съёмок, по требованию режиссёров, принимала амфетамины, повышавшие работоспособность и позволявшие ей без остановки играть энергичную и позитивную девушку. Позже постоянное употребление наркотиков, антидепрессантов и сильного снотворного в сочетании с алкоголем превратилось в сильную зависимость, в итоге разрушившую нервную систему и жизнь Гарленд, — эта тема поднимается в картине Руперта Гулда. Тяжёлая история женщины, у которой отняли детство, производит сильное впечатление благодаря своему трагическому контексту, всё ещё актуальной критике эксплуатации начинающих звёзд в Голливуде и, конечно же, выдающейся игре Рене Зеллвегер, получившей заветный «Оскар» за очень точное попадание в роль 45-летней Джуди. В фильме, вольно адаптирующем пьесу Питера Куилтера «Конец радуги» 2005 года о последних гастролях Гарленд, актриса сама исполняет все песни, включая легендарную Over the Rainbow, — для этого она год посещала уроки вокала.
«Ход королевы», реж. Скотт Фрэнк, 2020
В девять лет Элизабет Хармон (Аня Тейлор-Джой) осталась сиротой и попала в католический приют. Там уборщик Шайбель научил сообразительную девочку играть в шахматы. Пару лет спустя Бет удочерили, а увлечение настольной игрой превратилось в главное дело её жизни. У Хармон есть всё, чтобы стать чемпионкой мира по шахматам, но для этого ей необходимо взять верх не только над соперниками, но и над своими зависимостями.
Проект Netflix «Ход королевы», в 2021 году взявший премию «Золотой глобус» в двух категориях — «Лучший мини-сериал или фильм на ТВ» и «Лучшая актриса мини-сериала или фильма», снят по одноимённому роману-бестселлеру Уолтера Тевиса. Режиссёр Скотт Фрэнк максимально бережно перенёс захватывающий сюжет и психологические подтексты первоисточника в свою драму, состоящую из семи эпизодов. Ему удалось не только сохранить затягивающий темп повествования, но и детально воспроизвести портрет главной героини — гениальной шахматистки Бет Хармон, заглушающей внутреннее одиночество с помощью литров алкоголя и транквилизаторов, которые она поглощает, как леденцы Tic Tac, ещё начиная с детдома, где всех воспитанников насильно заставляли их принимать. У девушки, на пике своей карьеры потерявшей приёмную мать и болезненно переживающей смерть женщины, на какое-то время ставшей для неё опорой, пусть и не такой надёжной, случился депрессивный эпизод, раскрытый в сериале так же подробно, как и в книге. «Ход королевы», как и «Джуди», беспристрастно демонстрирует то, что обычно скрыто за фасадом профессиональных достижений и триумфов: страхи, сомнения, психологические травмы, разочарование в собственном предназначении и потерю веры в то, что всё ещё может измениться. Скотт Фрэнк проводит зрителя по всем кругам личного ада Бет Хармон, тем не менее оставляя надежду на её будущее возрождение из пепла. У главной героини, блестяще воплощённой Аней Тейлор-Джой, нет реального прототипа. Бытует мнение, что она стала женской версией американского гроссмейстера Роберта (Бобби) Фишера, носившего идеально сидящие костюмы, сшитые на заказ, и в 1972 году выигравшего матч за звание чемпиона мира по шахматам, на котором его соперником был Борис Спасский. Бет тоже одевается со вкусом, следуя модным трендам 1960-х, и побеждает советского шахматиста в финальном поединке. Все костюмы для своей героини Аня Тейлор-Джой выбирала лично. «Ход королевы» удивительно элегантно передаёт атмосферу эпохи и безошибочно описывает каждую шахматную партию. Единственное, за что критиковали сериал, — так это за распространение мифа, что в шестидесятых женщины не принимали участия в шахматных турнирах наравне с мужчинами, хотя та же грузинская чемпионка Нона Гаприндашвили к 1968 году сыграла более чем с пятьюдесятью гроссмейстерами. Она же подала в суд на Netflix за то, что он отрицал эту информацию в сериале и вдобавок назвал её русской.
«На игле», реж. Дэнни Бойл, 1996
Четверо наркозависимых друзей давно подсели на иглу. Кто-то из них пытается с неё слезть, устав от невыносимых страданий во время ломки, другие же ищут любые способы, чтобы добыть очередную дозу. Их жизнь летит в пропасть, но сумеют ли они найти в себе силы остановить этот процесс?
«На игле» — основанная на скандальном романе Ирвина Уэлша драма, за роль в которой Юэн МакГрегор получил премию BAFTA, представляет собой дикий и зловещий трип в мир наркозависимых парней из Эдинбурга. Фильм с узнаваемым чёрным юмором и жёсткой критикой культа потребления в знаменитом монологе, начинающемся со слов «Выбери жизнь», без лишних хождений вокруг да около провокационной темы рассказывает о буднях героинщиков. Клиповое и пульсирующее кино с гениальным саундтреком вместе с героями поднимает вас на вершину кайфа, чтобы потом скинуть прямиком в тот самый зловонный сортир, а затем и вовсе оставить наедине с чудовищными галлюцинациями Марка Рентона. Зависимость в «На игле» вызывает неподдельный ужас, раз и навсегда отбивая желание даже думать о запрещённых веществах. Фильм Дэнни Бойла, вместивший в себя модную в то время гранжевую эстетику, остросоциальный хоррор, едкую сатиру на консьюмеристское общество 1990-х и лихую криминальную историю, покорил зрителей своим бунтарством против однообразных картин и бескупюрными разговорами о действительно важных вещах.
«Острые предметы», реж. Жан-Марк Валле, 2018
Камилла Прикер (Эми Адамс) — незадачливый репортёр в небольшой чикагской газете. Днём она изучает городскую криминальную хронику, а вечером напивается, лёжа в ванне. Однажды Камилле выпадает шанс написать историю, которая может принести ей «Пулитцер». Главный редактор посылает журналистку освещать серию убийств девочек-подростков в её родном Уинд-Гэпе. Командировка в небольшой городок в штате Миссури станет для Камиллы настоящим испытанием, ведь ей придётся лицом к лицу встретиться со своим прошлым.
Мини-сериал Жан-Марка Валле по роману Гиллиан Флинн, написавшей культовую «Исчезнувшую», безусловно, получился очень женским — он копается в последствиях детских психологических травм журналистки Камиллы Прикер, связанных с её неподчинением властной матери с синдромом Мюнхгаузена. Главная героиня, ощущающая себя нелюбимой дочерью, ещё в подростковом возрасте прибегает к селфхарму, чтобы унять невыносимую боль, и уже будучи взрослой, сталкивается с алкогольной зависимостью: она занимается саморазрушением, убеждённая, что не заслуживает счастья. В «Острых предметах» история об освобождении от деструктивного материнского контроля, напоминающая сеанс у психотерапевта, не менее важна, чем леденящая кровь детективная линия. Весь проект, олицетворяющий ужасающее торжество американской готики, по сути построен на исследовании разных зависимостей — начиная с зацикленности Адоры Креллин на одобрении общества и заканчивая одержимостью Эммы, сводной сестры Камиллы, вниманием матери. «Острые предметы», номинированные на «Золотой глобус» как лучший мини-сериал, погружаются во тьму абьюзивных семейных отношений и неслучайно многими воспринимаются как нечто очень личное. Каждый эпизод рефлексирует о травмирующем опыте героини и вынуждает зрителя вспомнить про его тяжёлые ситуации из детства, оставившие серьёзный отпечаток на взрослой жизни.
«Кэнди», реж. Нил Армфилд, 2006
Молодая художница Кэнди (Эбби Корниш) встречает обаятельного парня по имени Дэн (Хит Леджер), который время от времени сочиняет стихи. Между героями вспыхивают чувства, и они всё своё время проводят вместе, не расставаясь ни на секунду. Кэнди и Дэн одержимы друг другом, но их так тесно связывает не любовь, а зависимость от запрещённых веществ. Она же превращает жизнь пары в ад.
Драма Нила Армфилда, основанная на романе «Героин» Люка Дэвиса и в 2006-м номинированная на «Золотого медведя», — пугающая история о созависимых отношениях, во многом схожая с не менее известным фильмом «Я Кристина» 1981 года. Молодая пара, окрылённая влюблённостью и поначалу испытывающая эйфорию от запрещённых веществ, на глазах у зрителя медленно опускается на самое дно. В кино нежные мелодраматические отступления вроде культовой фразы «Мы самые крутые в “Макдоналдсе”» чередуются с жуткими ломками героев, и такой контраст даёт понять, что роман Кэнди и Дэна не имеет ничего общего с серьёзными чувствами. Разрушительные отношения героев держатся только на их общей зависимости от героина, всё больше отдаляющей партнёров от светлого, да и вообще какого-либо будущего. В «Кэнди» Хит Леджер сыграл одну из своих самых мощных драматических ролей. Актёр так правдоподобно мучается из-за отсутствия дозы, что в какой-то момент за него действительно становится страшно. Драму Нила Армфилда также можно воспринимать как отрезвляющий манифест против романтизации и наделения первой любви сверхзначимостью — чувства не должны затмевать разум, а идеализация партнёра не сулит ничего хорошего.
«Джиа», реж. Майкл Кристофер, 1998
В конце семидесятых американская модель Джиа Каранджи (Анджелина Джоли) покорила фэшн-индустрию — от неё были в восторге как известные фотографы, так и модные дома. Девушка получила признание не только в США, но и за их пределами. После первой обложки глянцевого журнала её жизнь стала всё больше походить на сказку, но она закончилась, когда Джиа пристрастилась к наркотикам.
Биографическая драма «Джиа», в 1998 году выпущенная американским телеканалом HBO, не отличалась фундаментальной режиссурой, но зато довольно прогрессивно и остро говорила о наркозависимости и эпидемии ВИЧ в конце 1970-х — начале 1980-х, коснувшейся в том числе модной индустрии. Фильм сосредотачивается на жизни одной из первых супермоделей Джиа Каранджи, чьи фотографии украшали обложки Vogue и Cosmopolitan, а эффектные образы были неотъемлемой частью показов и рекламных кампаний брендов Armani, Christian Dior, Versace и Yves Saint Laurent. Молодая женщина, славившаяся своим крутым нравом и мощной харизмой, вводящей в ступор работавшей с ней фотографов, «сгорела» от СПИДа в возрасте 26 лет. В своём кино, основанном на дневнике Джиа и воспоминаниях близких, Майкл Кристофер прослеживает путь Каранджи к всемирной известности, при этом совершенно не романтизируя её историю. Грандиозные дефиле героини на показах, в которых всегда много драмы, сменяются её трагическим увяданием — жизнь успешной модели стремительно катится по наклонной, а зависимость от тяжёлых наркотиков неминуемо приводит к заражению ВИЧ, в конце концов спровоцировавшем СПИД из-за отсутствия необходимого лечения и стигматизации вируса. Слишком неистовая и страстная для этого мира Джиа Каранджи стала одной из самых сильных ролей за всю карьеру Анджелины Джоли. Актриса не раз говорила, что в молодости она была очень похожа на свою героиню, но, в отличие от супермодели, смогла вовремя завязать с запрещёнными веществами.
«Стыд», реж. Стив МакКуин, 2011
30-летний Брэндон (Майкл Фассбендер) живёт в Нью-Йорке и работает в офисе. Он занимает престижную для своих лет должность и ни в чём себе не отказывает, особенно когда дело касается удовольствий. Брэндон — эротоман, не способный управлять своей сексуальной жизнью. И чем дальше мужчину заводит неконтролируемая похоть, тем более жалким становится его существование.
Психологическая драма «Стыд» Стива МакКуина, прежде всего известного как автор социально важных работ, таких как «Голос перемен» и «12 лет рабства», в 2011 году вызвала жаркие дискуссии как среди критиков, так и среди обычных зрителей. Фильм, за роль в котором Майкл Фассбендер получил Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале, одни ругали за невнятный посыл, а другие, наоборот, хвалили за печальный портрет нью-йоркского клерка, над которым берут контроль зависимости, порно и многочисленные сексуальные связи. До скандального «Стыда», где главный герой редко бывает одет, любовные похождения мужчин в кино скорее поощрялись и преподносились как достижения, стоящие чуть ли не на первом месте, например в том же «Милом друге» или «Казанове» с Хитом Леджером. Картина Стива МакКуина же представила совершенно иной взгляд на жизнь сексоголика: «пороки» перестают приносить удовольствие Брэндону и уничтожают его личность. Режиссёра, заинтересованного в развенчании мифа о Дон Жуане, беспокоит не психологическая мотивация для доминирования слабостей над главным героем, а поиск у того малейших признаков наличия души. Вопрос, способен ли Брэндон на серьёзные отношения, или любовь плотская, сведённая к рутине, — единственное, что держит его в этом мире, остаётся открытым и в финале. В «Стыде» сексуальным объектом является герой Фассбендера, а не женщина, как обычно принято в фильмах, снятых мужчинами. Вероятно, многих не устроила такая смена ролей, поэтому в сторону картины было столько негативной критики.