Каннский кинофестиваль — 2022: гид по программе

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

каннский кинофестиваль
КИНОТВ

17 мая начинается юбилейный 75-й Каннский кинофестиваль, который обещает стать одним из главных кинособытий года (по нескольким причинам). На бумаге программа смотра вновь выглядит интригующей — в ней нашлось место как классикам мирового кинематографа и нескольким обладателям «Золотой пальмовой ветви», так и молодым, но амбициозным постановщикам. Алихан Исрапилов выбрал самые ожидаемые премьеры фестиваля: от нескольких историй о детской дружбе до первого за восемь лет фильма Дэвида Кроненберга и эротического триллера Пак Чхан-ука.

Наши в Каннах

«Жена Чайковского», реж. Кирилл Серебренников

Основной конкурс

жена чайковского
Hype Film

Уникальную возможность получил Кирилл Семёнович Серебренников — его фильмы второй год подряд попадают в основной конкурс и соревнуются за главную награду фестиваля. В прошлом году он привозил на Круазет экранизацию романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе», в этом — оригинальный фильм «Жена Чайковского». У проекта сложная судьба: изначально его задумали в далёком 2013 году в формате короткометражки, но со временем заморозили. Серебренников вернулся к работе над сценарием во время домашнего ареста. Нетрудно догадаться, что фильм расскажет о семейной жизни известного композитора, но на первый план выйдет трагедия его супруги Антонины. Молодая девушка осознаёт, что стала фиктивной женой Чайковского, который согласился на брак только ради того, чтобы прекратить слухи о своей гомосексуальности. Традиционного байопика ждать не стоит — например, в одном из отрывков можно увидеть, как усатый Оксимирон в образе пианиста Николая Рубинштейна читает рэп.


«Как спасти мёртвого друга», реж. Маруся Сыроечковская

Секция ACID

как спасти мертвого друга
Фото взято с сайта seance.ru

В параллельной секции ACID покажут документальный фильм Маруси Сыроечковской с интригующим названием «Как спасти мёртвого друга». Это лирический трибьют другу, возлюбленному и мужу постановщицы по имени Кими, который отказывался принимать помощь друзей и наслаждался саморузрушением вплоть до смерти в 2016 году. «Как спасти того, кто так отчаянно пытается исчезнуть?» — спрашивает Сыроечковская у самой себя в сопроводительном письме. Там же постановщица признаётся, что домашние видео, архивные кадры и небольшие ролики, которые она снимала в течение 12 лет, было решено превратить в трибьют фильмам Грегга Араки и Хармони Корина, любимой музыке, веб-дизайну нулевых и монтажным переходам Windows Movie Maker. Словом, всему, что помогало им сбегать от мрачной и жестокой реальности во время взросления.


Главные премьеры

«Преступления будущего» (Crimes of the Future), реж. Дэвид Кроненберг

Основной конкурс

Одним из первых фильмов канадского постановщика Дэвида Кроненберга стала 70-минутная научная фантастика «Преступления будущего» — история о грядущих временах, в которых из-за пагубных эффектов косметики умирают женщины, способные рожать. Формально это всего лишь набор любительских кадров с объясняющим происходящее закадровым голосом. 52 года спустя Кроненберг вновь выпускает «Преступления будущего» — до сих пор не очень понятно, связаны ли как-то фильмы или постановщик решил дать названию ещё один шанс. В этот раз сюжет будет посвящён будущему, в котором человеческое тело научилось адаптироваться к синтетическим материалам. Самые интересные мутации и трансформации собирает на своих перформансах прославленный художник Сол (Вигго Мортенсен). Когда правительство посылает на расследование Тимлин (Кристен Стюарт), появляется загадочная группировка, которая считает, что эксперименты Сола прольют свет на будущее человеческой эволюции. Намного красноречивее любого синопсиса звучат комментарии самого Кроненберга, который считает, что зрители начнут выходить из зала в первые пять минут шокирующего боди-хоррора.


«Решение уйти» (Decision to Leave), реж. Пак Чхан-ук

Основной конкурс

После шестилетнего перерыва в большое кино возвращается Пак Чхан-ук. Его новый фильм «Решение уйти» вновь предложит жанровую смесь — на этот раз детектива и мелодрамы. Следователь Хэ-джун приезжает в маленькую деревню, чтобы оформить смерть местного жителя, разбившегося во время вылазки в горы. Только что овдовевшая жена особо не горюет и вообще заявляет, что каждый раз, когда муж задерживался, она думала, что он наконец-то погиб. Очевидно, после такого признания женщина моментально становится главной подозреваемой. Попытки Хэ-джуна разгадать тайну вдовы дают необычный результат — герой начинает испытывать к ней странное влечение. Вспоминая «Служанку», можно смело предположить, что зрителей ждёт стильный эротический триллер, под завязку забитый сюжетными поворотами и сценами насилия.


«Посредник» (Broker), реж. Хирокадзу Корээда

Основной конкурс

Как и шведский режиссёр Рубен Эстлунд («Квадрат»), японец Хирокадзу Корээда («Магазинные воришки») возвращается в Канны в статусе недавнего лауреата «Золотой пальмовой ветви». Это ни в коем случае не значит, что от «Посредника» ждут повторения успеха, но приезд на Круазет вынуждает верить в лучшее. Снятый в Южной Корее «Посредник» расскажет о том, как беби-бокс объединил сразу нескольких героев: молодую девушку, которая оставила там ребёнка, двух мужчин, решивших найти сироте новую семью, и двух детективов, вот уже полгода расследующих загадочную деятельность героев. Напоминает духовного наследника всё тех же «Магазинных воришек» — кажется, нас ждёт ещё одна криминальная драма о маргиналах, объединившихся в семью. В главной роли — звезда «Паразитов» Сон Кан-хо.


«Время Армагеддона» (Armageddon Time), реж. Джеймс Грэй

Основной конкурс

время армагеддона
Focus Features

В прошлом году было выпущено сразу несколько автобиографических фильмов от известных режиссёров, которые вдохновлялись беззаботными временами своей молодости: Кеннет Брана — «Белфаст», Паоло Соррентино — «Рука бога», Джоанна Хогг — «Сувенир: Часть 2». В этом году эстафетную палочку от европейцев принимают постановщики из США — в конце года Стивен Спилберг представит своих «Федельманов», а в Каннах будет показано «Время Армагеддона» Джеймса Грэя, который пару лет назад выпустил крупнобюджетную научную фантастику об исследовании космоса. Новая работа вновь станет семейной драмой — картина расскажет о подростке, растущем в нью-йоркском районе Квинс, и о его семье, отчаянно пытающейся достичь американской мечты. Учитывая впечатляющий актёрский состав (Энн Хэтэуэй, Энтони Хопкинс и Джереми Стронг), можно смело предположить, что о фильме мы ещё не раз услышим во время грядущего сезона наград.


«Звёзды в полдень» (Stars at Noon), реж. Клер Дени

Основной конкурс

звезды в полдень
A24

В прошлом году уникальное достижение установил японский режиссёр Рюсукэ Хамагути: на Берлинский и Каннский кинофестивали он привёз по фильму («Случайность и догадка» и «Сядь за руль моей машины» соответственно), каждый из которых был отмечен наградами от жюри. Кто бы мог подумать, что повторить его успех смогут уже в этом году. Живой классик мирового кинематографа Клер Дени в начале года получила приз за режиссуру на Берлинале за мелодраму «С любовью и яростью», теперь на очереди Канны. Вообще, у Дени сложная история со смотром: первый и единственный раз она попадала в основной конкурс с дебютным «Шоколадом» аж 34 года назад, в далёком 1988 году. «Звёзды в полдень» — экранизация одноимённого романа Дениса Джонсона, посвящённого революции в Никарагуа 1984 года. Американская журналистка (Маргарет Куэлли) застревает в стране, поэтому вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы вернуться домой. Так она влюбляется в британского бизнесмена (Джо Элвин), который обещает вывезти её в соседнюю Коста-Рику.


Молодые таланты и известные режиссёры

«Скарлет» (L'Envol), реж. Пьетро Марчелло

Двухнедельник режиссёров

скарлетт
CG Cinéma

Пару лет назад итальянский документалист Пьетро Марчелло выпустил свой художественный дебют — вольную экранизацию романа «Мартин Иден» Джека Лондона, в которой нашлось место и Неаполю 1960-х, и рассуждениям о противостоянии индивидуализма и коллективизма, и разочарованию в осуществившейся мечте. «Скарлет» — это вновь экранизация знакомого сюжета: первоисточником фильма являются «Алые паруса» Александра Грина. Впрочем, и в этот раз не обойдётся без вольностей. Действие перенесут во Францию межвоенного периода — в прибрежной северной деревушке вместе с ветераном-отцом живёт Жюльет, обожающая музыку и танцы. Она встречает волшебника, который сообщает, что однажды её заберут алые паруса. Героиня терпеливо ждёт, когда же наконец сбудется пророчество. Марчелло обещает объединить в картине музыку, историю, фольклор и магический реализм.


«Появление» (Showing Up), реж. Келли Райхардт

Основной конкурс

появление
A24

Одна из главных американских постановщиц современности Келли Райхардт впервые попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Во многом это заслуга её последнего фильма — нежного антивестерна «Первая корова», осмысляющего дружбу и капитализм на фронтире. На бумаге её новая работа кажется самым радикальным шагом в карьере — это комедия про баланс между личной жизнью художницы и её творчеством. Актриса Мишель Уильямс вновь сыграла у Райхардт главную роль — в этот раз известную скульпторшу, которая вынуждена откладывать подготовку к большой и важной выставке из-за бытовых проблем семьи и друзей. На втором плане можно будет заметить великого хип-хоп-артиста Андре Бенджамина, а продюсируют фильм вновь народные любимцы — компания A24.


«Божья земля» (Godland), реж. Хлинюр Палмасон

Особый взгляд

Jour2Fête

Большой несправедливостью кажется невключение нового фильма исландского режиссёра Хлинюра Палмасона в основной конкурс. Его прошлая работа — выдающаяся притча о любви и одержимости «Белый белый день» — навела шороху в каннской параллельной секции «Неделя критики» пару лет назад. Нет сомнений, что Палмасон вновь проявит себя. По крайней мере такой вывод хочется сделать после первых промоматериалов фильма и интригующего синопсиса. В конце XIX века молодой датский священник отправляется в Исландию, чтобы построить в малонаселённом регионе церковь и фотографировать местных. Суровые земли враждебно встречают героя — постепенно он отказывается от своего предназначения и даже от ведущей его христианской морали.


«Три тысячи лет тоски» (Three Thousand Years of Longing), реж. Джордж Миллер Заголовок

Вне конкурса

три тысячи лет тоски
Вольга

Джордж Миллер возвращается, но не с обещанным приквелом «Дороги ярости», посвященным Фуриосе (он будет, но позже), а с причудливым ромкомом. Он рассказывает о рассудительной учёной, которая приехала на конференцию в Стамбул. Здесь она встречает джинна, который по традиции предлагает исполнить три её желания. Героиня, отлично знакомая с мифами и легендами, понимает, что всё обязательно пойдёт наперекосяк. Джинн пытается переубедить её и рассказывает истории из богатого прошлого, тем самым вынуждая героиню загадать необычное желание. Если вас каким-то чудом не заинтересовал синопсис или кадр с Идрисом Эльбой в образе джинна с седой бородкой и заострёнными ушами, то можно поверить на слово самому Миллеру, который обещает эпическое фэнтези и вообще уникальный для своей карьеры фильм.


«Священный паук» (Holy Spider), реж. Али Аббаси

Основной конкурс

священный паук
Wild Bunch

В 2018 году всего лишь второй фильм шведско-иранского режиссёра Али Аббаси «На границе миров» победил в секции «Особый взгляд». То было необычное фэнтези о людях-троллях, воспевающее инаковость, успех которого позволил Аббаси попасть в список режиссёров грядущего сериала «Одни из нас» вместе с Кантемиром Балаговым. Его новый фильм расскажет о журналистке, которая приезжает в город Мешхед, чтобы расследовать убийства секс-работниц, совершённые маньяком по прозвищу Священный паук. Он убеждён в том, что очищает великий город от грешников. Фильм основан на деле реального маньяка, Саида Ханаи, которого, что интересно, после поимки активно поддерживало огромное количество людей. Можно смело предположить, что Аббаси использует детективный сюжет с расследованием журналистки, чтобы взглянуть на мизогинию и ряд других проблем иранского общества.


«Близко» (Close), реж. Лукас Донт

Основной конкурс

близко
Diaphana Distribution

Четыре года назад бельгийский дебютант Лукас Донт собрал на Каннском кинофестивале мешок наград с фильмом «Девочка» — драмой о гендерной дисфории и подростковом селфхарме. Тот триумф позволил Донту попасть в основной конкурс с новой историей о взрослении под названием «Близко». Картина расскажет о двух 13-летних друзьях, Лео и Реми, отношения которых резко обрываются под давлением одноклассников. Лео переживает и пытается осмыслить причины произошедшего, поэтому отправляется к матери приятеля — она принимает юношу и становится его новым другом. Если второй фильм постановщика будет хотя бы наполовину таким же эмоциональным, как дебют, то зрителей, кажется, ждёт душераздирающее зрелище.


«Умиротворение» (Pacifiction), реж. Альберт Серра

Основной конкурс

умиротворение
Les Films du Losange

Неожиданным, хоть и полностью заслуженным кажется включение в основной конкурс новой работы классика современного медленного кино Альберта Серры — дело в том, что его фильмы обычно не подходят для массового зрителя, а последняя картина, двухчасовая либертенская оргия «Свобода», и вовсе шокировала Круазет. Учитывая внушительный хронометраж «Умиротворения» (165 минут!), очень хочется пошутить, что знаменитостям и другим гостям смотра не повезёт, если их выход на красную ковровую дорожку совпадёт именно с премьерой фильма Серры. Однако синопсис обещает на удивление динамичное и интригующее кино о колониализме и политических заговорах. Назначенный французским правительством верховный комиссар на Таити живёт между политической элитой и нищими местными. Когда проходит слух, что рядом с островом была замечена французская ядерная подлодка, герой понимает, что это поставит под угрозу его политический статус.


Возможные хиты

«Братья Лейлы» (Leila's Brothers), реж. Саид Рустаи

Основной конкурс

братья лейлы
Фото взято с сайта festival-cannes.com

Ещё один иранский фильм в основном конкурсе — в этот раз от молодого режиссёра Саида Рустаи, который покорил французскую прессу своей предыдущей работой, полицейским триллером «Зависимые». «Братья Лейлы» расскажут о сорокалетней Лейле, которая заботится о родителях и четырёх братьях. Семья постоянно бедствует и с трудом успевает закрывать долги, поэтому у героини появляется план по спасению — нужно открыть своё дело. Впрочем, заняться бизнесом без денег не получается. Тогда же Лейла узнаёт, что её отец хранит дорогостоящую семейную реликвию, чтобы однажды с её помощью купить себе место патриарха клана. Это открытие не только нарушает внутрисемейную динамику и обнажает зависть и недовольство братьев, но и бьёт по здоровью отца. Как и «Священный паук», фильм Рустаи неслучайно выводит на первый план героиню: кажется, фильм тоже может стать критикой закостенелого иранского общества. Учитывая тот факт, что в жюри конкурса присутствует мастер иранских бытовых триллеров Асгар Фархади, можно сделать предварительный прогноз: без наград Рустаи не останется.


«Мать и сын» (Un petit frère), реж. Леонор Серай

Основной конкурс

мать и сын
Фото взято с сайта festival-cannes.com

Как и Лукас Донт или Али Аббаси, Леонор Серай попала в основной конкурс из-за успеха прошлого фильма: её «Молодая женщина» была удостоена «Золотой камеры» — награды за лучший дебют Каннского кинофестиваля. Новой работы постановщицы пришлось ждать пять лет — картина расскажет о Роуз, которая в конце 1980-х переезжает из Кот-д'Ивуара в Париж с двумя сыновьями, Эрнестом и Жаном. Действие раскинется на два десятилетия и станет хроникой становления и распада одной семьи. Судя по первым промоматериалам, фильм может тематически перекликаться с «Голосом перемен» Стива МакКуина — циклом историй об эмигрантском опыте в белой стране, сложностях ассимиляции и межпоколенческом разрыве.


«Божьи создания» (God’s Creatures), реж. Анна Роуз Холмер, Саэла Дэвис

Двухнедельник режиссёров

божьи создания
Фото взято с сайта quinzaine-realisateurs.com

Ещё один второй фильм, который долго заставил себя ждать. Анна Роуз Холмер и Саэла Дэвис семь лет назад представили «Приступы» — драму о девочке-подростке, которая пытается понять, почему её подруги по танцевальному кружку одна за другой падают в обморок. «Божьи создания» — ещё одна построенная на мощной интриге история. В небольшой рыбацкой деревушке женщину мучает моральная дилемма: она либо защитит сына, либо сохранит свои идеалы и принципы. Решение так или иначе повлияет не только на её семью, но и на всё местное сообщество, которое испокон веков гордится своей сплочённостью. В главных ролях — Эмили Уотсон и звезда сериала «Нормальные люди» Пол Мескал. Продюсируют вездесущие A24.


Ещё несколько интересных премьер

  • «Тори и Локита» (Tori and Lokita), реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны — новый фильм любимцев Каннского кинофестиваля; драма о подростках-мигрантах из Африки, чья дружба проходит проверку на прочность в Бельгии.
  • «Треугольник грусти» (Triangle of Sadness), реж. Рубен Эстлунд — злая социальная сатира от автора «Квадрата». Организованный для олигархов, мажоров и моделей круиз заканчивается катастрофой — герои попадают на необитаемый остров, где вынуждены подчиняться прислуге, способной добыть еду.
  • R.M.N., реж. Кристиан Мунджиу — возвращение одного из лидеров румынской новой волны; история о мужчине, который приезжает в родную деревню воспитывать сына, когда местные объявляют войну рабочим мигрантам.
  • «Мужчины» (Men), реж. Алекс Гарленд — новый хоррор маэстро о том, как личная трагедия и жуткие воспоминания материализуются в кошмар наяву. Пресса сообщает, что главным злодеем фильма выступает… токсичная маскулинность.
  • «Элвис» (Elvis), реж. Баз Лурман — помпезный байопик короля рок-н-ролла.
  • «Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick), реж. Джозеф Косински — обласканный прессой сиквел о бесстрашных пилотах и гомоэротичном напряжении между ними.
  • «Ирма Веп» (Irma Vep), реж. Оливье Ассайас — переосмысление одноимённого фильма в формате сериала; три эпизода об американской актрисе, которая приезжает в Париж на съёмки ремейка классических «Вампиров» Луи Фейада.
  • «Охота» (Hunt), реж. Ли Джон-джэ — режиссёрский дебют звезды «Игры в кальмара»; триллер о соперничестве Южной и Северной Кореи, в котором фигурирует возможное покушение на президента.
  • «Одним прекрасным утром» (Un beau matin), реж. Миа Хансен-Лёв — раскинутая на несколько сезонов ромеровская история о матери-одиночке, которая пытается убедить отца лечь на лечение и в это время встречает старого друга.
  • «Курение вызывает кашель» (Fumer fait tousser), реж. Квентин Дюпьё — абсурдистская комедия, высмеивающая супергероику; после напряжённой схватки «табачные мстители» решают вместе отдохнуть.
  • Enys Men, реж. Марк Дженкин — новый фильм автора причудливой «Наживки»; фолк-хоррор о женщине, которая погружается в метафизическое путешествие на необитаемом острове.
  • «Лунная мечта» (Moonage Daydream), реж. Бретт Морген — первый одобренный представителями Дэвида Боуи документальный фильм о великом артисте.
  • «Больше, чем когда-либо» (Plus que jamais), реж. Эмили Атеф — история о женщине, у которой обнаружили редкую болезнь лёгких. Она решает расстаться с возлюбленным, чтобы отправиться на экспериментальное лечение в Норвегию. Последняя роль Гаспара Ульеля.
  • «Хроника мимолётной связи» (Chronique d'une liaison passagère), реж. Эмманюэль Муре — размеренная мелодрама от автора «Что мы говорим, что мы делаем» о матери-одиночке и женатом мужчине, которые понимают, что у их романа нет будущего.
  • «Джерри Ли Льюис: Проблемы с головой» (Jerry Lee Lewis: Trouble in the Mind), реж. Итан Коэн — документальный фильм о жизни и творчестве основоположника рок-н-ролла от младшего из братьев Коэн.
  • «Естественная история разрушения» (The Natural History of Destruction), реж. Сергей Лозница — вдохновлённый одноимённым сборником эссе Винфрида Зебальда монтажный фильм, размышляющий об уничтожении зданий и убийстве гражданских во время военных действий.
  • «Восемь гор» (Le otto montagne), реж. Феликс ван Гронинген, Шарлотта Вандермерш — ещё один сюжет о дружбе; Пьетро и Бруно выросли в горной деревушке, один из них сбежал в город, другой остался на малой родине.
  • «Военный пони» (War Pony), реж. Джина Гаммелл, Райли Кио — режиссёрский дебют актрисы Кио, история о нескольких подростках-индейцах из резервации, которые знакомятся с взрослым миром. Своеобразный ответ прошлогодним «Псам резервации».
  • «Молчаливые близнецы» (The Silent Twins), реж. Агнешка Смочиньска — экранизация одноимённого бестселлера о сёстрах, которые общались только между собой и придумали собственный мир, чтобы сбежать от реальности.
  • «Рождённый на небесах» (Walad Min Al Janna), реж. Тарик Салех — триллер о сыне рыбака, который приезжает в исламский университет Каира и становится невольным участником внутрисистемной борьбы за власть после подозрительной смерти великого имама.
  • «Сухие дни» (Kurak Günler), реж. Эмин Элпер — турецкая драма о молодом прокуроре-идеалисте, которого назначают в маленький город, переживающий водный кризис и несколько политических скандалов.

Читайте также
Самые обсуждаемые турецкие сериалы в библиотеке KION
На эти проекты стоит обратить внимание.
5 вдохновляющих фильмов: инопланетяне, искусство, пацифизм, футбол
Возможно, подзабытые или просто не известные картины, которые вдохновляют и историе...
Лучшие сериалы апреля-2022: гид Татьяны Алёшичевой
Вечно пьяный спецагент Гари Олдман, «эффект Марты Митчелл» — Джулии Робертс, старое...
Фильмы о пропавших героях
Максим Ершов собрал 7 современных фильмов, в которых всё начинается с исчезновения ...
Без Marvel и DC: 7 супергеройских фильмов
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
Всемогущий Брюс: 5 ролей Брюса Уиллиса
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
Также рекомендуем
Виктор Непша погружается в мир канадского режиссёра.
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эм...
Созерцательная драма, ознаменовавшая возвращение классика.
В «Особом взгляде» 72-го Каннского кинофестиваля состоялся показ «Дылды» — долгожданной второй режиссёрской работы Канте...
Виктор Непша погружается в мир канадского режиссёра.
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эм...
Созерцательная драма, ознаменовавшая возвращение классика.
В «Особом взгляде» 72-го Каннского кинофестиваля состоялся показ «Дылды» — долгожданной второй режиссёрской работы Канте...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00