
2025-й выдался годом продолжений любимых аниме-сериалов (то ли ещё будет в 2026-м, когда свет увидят долгожданные сезоны «Адского рая» и «Магической битвы») и выпуском новых, неожиданных и самобытных проектов. Не обошлось без огрехов: достаточно вспомнить перехайпленный «Лазарь» или провальные «Дни Сакамото». Но всё-таки успехов в 2025-м было кратно больше.
К окончанию года киновед Валерия Куприна подводит итоги (очередных) прорывных 365 дней для японской анимации, вспоминая лучшие аниме — от стриминговых хитов до покоривших кинотеатры полных метров.
«Дандадан», 2-й сезон

Старшеклассники Момо Аясэ и Кэн Такакура продолжают борьбу с паранормальщиной. Оккультное или уфологическое — этой парочке со способностями медиума и Турбо-бабки всё нипочём: и древний криптид, и придурковатые сектанты, и злые духи, и даже спустившийся с неба кайдзю. Противостоять сверхъестественному им помогают верные друзья, заглянувшие на огонёк инопланетяне, подозрительно моложавая бабуля и бойз-бэнд, чья музыка заставляет слэмиться даже умерших. Параллельно ребята вовсю стараются не отстать от обычной жизни, находя время на школу, подработки, а главное — первую любовь.
Сверхъестественно быстро вышедший второй сезон «Дандадана» продолжает удерживать прошлогоднюю планку. Это всё ещё один из главных сёнэнов 2020-х со своей особой атмосферой, бешеным темпом повествования и бесконечно сменяемыми жанровыми нарядами. Меха, хоррор, повседневность, мелодрама, кайдзю, комедия — умельцы из студии Science SARU («Повесть о доме Тайра», «Ину-О») не только уместили всё это в 12 эпизодов, но ещё и деконструировали устоявшиеся тропы и паттерны. Над визуальной частью в том числе трудился испанец Абель Гонгора — именно ему второй сезон обязан расширенной цветовой палитрой.
«Лето, когда умер Хикару»

Деревню Кубитачи окружает множество поверий и легенд. Поэтому, когда во время зимних каникул в горах пропадает мальчик Хикару, случается настоящий переполох. Больше всего за друга переживает Ёсики. Будучи единственными детьми в деревне, они были не разлей вода с самого рождения. Хикару находят через неделю — искалеченного, насквозь промокшего, но живого. Он утверждает, что совсем не помнит произошедшего, и быстро идёт на поправку, так что жизнь в деревне возвращается в прежнее русло. Только Ёсики отчётливо понимает, что с его другом что-то не так. Летом, набравшись смелости, он напрямую спрашивает, действительно ли с гор вернулся именно Хикару. И внезапно лучший друг даже не пробует ничего отрицать.
«Лето, когда умер Хикару» — вероятно, самая качественная и интригующая новинка 2025 года. В основу сериала легла одноимённая манга Рэн Мокумоку, неоднократно входившая в топы лучших графических работ Японии и США. Это чуткая история о взрослении и поиске собственного «я» в сеттинге j-horror’а. Вместо скримеров и нагнетаемого саспенса здесь довлеет тягучая атмосфера провинциального городка, теряющего воздух не только в пылу знойного лета, но и от затхлых стереотипов, корнями врастающих в устройство здешнего общества. Вслед за мангакой режиссёр Рёхэй Такэсита находит страшное в бытовом, паранормальное — в обыденном, крепко сплетая между собой отвращение и перверсию. Само заглавие проекта оказывается полисемичным: слово «хикару» также означает «свет», то есть название можно перевести как «Лето, когда погас свет».
«Поднятие уровня в одиночку», 2-й сезон

За два года «слабейшее оружие человечества» успело нехило прокачаться: теперь Сон Джин-ву может потягаться за звание S-рангового охотника. Хотя даже такой статус в полной мере не отражает его мощь. С каждой битвой Сон становится только сильнее, его армия теней растёт в геометрической прогрессии, а цифры в графе навыков уже давно перевалили за трёхзначное число. Неудивительно, что им заинтересовалась Ассоциация охотников. Однако привлечение Сона в свои ряды приходится отложить: муравьи-людоеды с острова Чеджу мутировали и теперь представляют реальную опасность для всех близлежащих архипелагов. Совместно с японскими охотниками Корея объявляет о новом рейде, который должен положить конец угрозе Чеджудо.
Хит студии А-1 Pictures («Тёмный дворецкий», «Хвост феи») продолжает фармить ауру. Во втором сезоне внутренний конфликт ницшеанского героя разрешился, а его место занял ещё более зрелищный экшен. Теперь каждая схватка сопровождается красочными импакт-фреймами, дорогостоящей анимацией «цирка Итано» и детальнейшей проработкой боёвки каждого отдельно взятого персонажа. К темам капитализма, повсеместной слежки и «права сильного» прибавился матричный мотив — от забаганных монстров и жизни под диктовку системы до концепции избранности. Сезон очевиднейшим образом обрывается на клиффхэнгере — режиссёру Сюнсукэ Накасигэ точно есть, что показать на следующих уровнях.
«Стометровка»

В мире лёгкой атлетики существует одно простое и понятное правило: «Почти что угодно можно решить, пробежав быстрее всех стометровку». Именно ему следует юный Тогаси, младшеклассник, чья скорость отбивает желание соревноваться даже у самых упёртых — ровесников и спортсменов постарше. Взявшись тренировать только что переведённого ученика, Тогаси прививает ему схожий подход. Нелюдимый и мрачный Комия вскоре становится одержим бегом — не столько из спортивного интереса, сколько из присущего ему эскапизма. Жизнь поведёт мальчишек разными дорогами, которые спустя много лет вновь сойдутся на короткой дистанции национального чемпионата, где каждый поборется за своё определение стометровки.
Ураганный спокон от двух фанатиков своего дела — юного дарования от мира манги Уото («О движении Земли») и режиссёра Кэндзи Иваисавы («Онгаку»), пришедшего в индустрию аниме из игрового кино. Последним обусловлено повсеместное использование в «Стометровке» ротоскопирования — техники, при которой реальный материал снимается заранее, а уже потом рисуется вручную. Отсюда — преобладающий эффект правдоподобности, длинные кинематографичные дубли и точно выдержанный темпоритм даже в самых сложных сценах соревнований. Однако это далеко не главное достоинство фильма. «Стометровка» — прежде всего глубокое экзистенциальное высказывание, панегирик дружбе, труду и любви к своему делу.
«Семья шпиона», 3-й сезон

Эталонное семейство Форджеров на самом деле не то, чем кажется. Отец Ллойд — лучший агент разведки Весталиса, мать Йор — хладнокровная наёмная убийца, приёмная дочь Аня владеет телепатией, а подобранный на одной из миссий пёс Бонд и вовсе ясновидящий. Казус в том, что никто из взрослых не подозревает, какие скелеты спрятаны в шкафах у остальных членов семьи. Только читающая мысли Аня в курсе, что её приемный папа занят миссией по сохранению мира между двумя враждующими государствами, а мама решила вступить в брак, чтобы избежать подозрений в шпионаже. Однако даже при таких вводных фиктивная семья Форджеров готова пойти на что угодно, лишь бы сохранить домашний очаг.
Долгожданное продолжение хита мангаки Тацуи Эндо, некогда работавшего ассистентом Тацуки Фудзимото. Именно последний привил Эндо любовь к необычным сеттингам, разнообразному фреймингу и к постоянной смене жанровых регистров. «Семья шпиона» — это семейный ситком о холодной войне, наполненный одновременно юмором и серьёзностью. Шпионский триллер соседствует здесь с жизнеутверждающей повседневностью, разнообразные POV позволяют не только посмотреть на историю с различных точек зрения, но и по-настоящему проникнуться персонажами и со стопроцентной вероятностью найти в сериале что-то своё. Третий сезон частично смещает акценты, в большей степени фокусируясь на масштабном антимилитаристском высказывании, важном в контексте японской (да и мировой) истории.
«Тацуки Фудзимото: С 17 до 26»

Название антологии говорит само за себя. Это сборник из восьми экранизаций ваншотов Фудзимото, которые он сочинял с 17 до 26 лет (до выхода «Человека-бензопилы»). Внутри — максимально разнокалиберные истории: от одного дня из жизни школьника, остановившего рукой пулю, до слэпстик-ромкомов и чувственных манифестов любви к своему ремеслу. Главное достоинство альманаха — возможность проследить, как сквозь все ранние работы мангака постепенно формировал свой изобразительный метод и пул тем, неизменных и в 2025-м.
Над сборником трудились шесть студий и семь режиссёров, благодаря чему визуально каждая новелла выглядит самобытно и свежо. Фотореалистичная точность чередуется с намеренно гротескной рисовкой, в кадре мелькают симуляторы файтинга, кровь неправдоподобно хлещет из носа (и оставляет на белой футболке пятно со словом «секс»), а некоторые эпизоды буквально предсказывают будущие работы Фудзимото. Так, в основу «Человека-бензопилы» ляжет седьмая серия «Пророчество о Наюте», а финальная «Старшая сестра младшей сестрички» станет фундаментом пронзительного «Оглянись», выпущенного Киётакой Осиямой в 2024-м.
«Гачиакута»

В небесном городе Сфера свои порядки: неподалёку от трущоб располагается Бездна — гигантская яма, куда принято сбрасывать любые отходы: испорченные вещи, сгнившее продовольствие и нарушивших закон отбросов. Мальчик Рудо всё детство провёл с ней по соседству, но даже представить не мог, что однажды окажется на самом её дне. Несправедливо осуждённый за убийство приёмного отца мальчуган расплачивается за преступление жизнью. Вернее, так думают органы правопорядка. Потому что выживший Рудо обнаруживает на дне мусорной свалки настоящую цивилизацию — Землю, где из сброшенного вниз мусора рождаются опасные монстры, а человечество борется с ними силам подпольной организации, члены которой именуют себя чистильщиками.
«Гачиакута» — пример ещё одной успешной экранизации молодой мангаки в 2025-м. Кэй Урана начинала в качестве ассистента Ацуси Окубо, автора «Пламенной бригады пожарных» и «Пожирателя душ». У него Кэй переняла склонность к утрированной, гротескной рисовке и динамичному экшену, захватывающему даже в пределах статичных манга-фреймов. Своим уникальным сеттингом «Гачиакута» наследует «Дорохедоро», BioShock и даже «Акире». С последним перекликается и свойственная Японии тема «гоми» — киберпанковского термина для хлама и утиля, который тем не менее всегда наделён индивидуальностью и душой. А в основу повествования легла тем более подходящая жанру критика социального неравенства и консьюмеризма.
«Твой цвет»

Ученица католической школы Тоцуко Хигураси — необычайно добрая и жизнерадостная девочка, ей любопытно всё: от молитв Нибуру до покачивающихся шариков колыбели Ньютона. Но главное — Тоцуко «видит» цвета людей. Именно этот дар синестезии знакомит её с Кими (глубокая лазурь!) и Руи (изумрудное свечение!) — двумя сверстниками, как Тоцуко, тоже грезящими музыкой. В постоянном диалоге, обмене впечатлениями, радостными и горестными событиями ребята создадут собственную (христианскую!) рок-группу «Супер-мороженое».
Первый оригинальный фильм Наоко Ямады, хорошо известной по «Форме голоса» и «Повести о доме Тайра». В основе всех произведений постановщицы лежит не столько сюжет, сколько интонации и ракурсы, расплывчатые акварельные цвета и детализированные нюансы, аллюзии и метафоры, оттенки и жесты. Ямада скрупулёзно исследует эфемерный подростковый мир, шагая в ногу со своими персонажами. «Твой цвет» напрочь лишён резких углов и нестандартных ситуаций, напротив, является воспеванием повседневности и простой «бытности» людей, природы и вещей. Поэтому после просмотра начинаешь замечать даже самые незначительные детали и видеть красоту в обыденном.
«Мирские стремления»

В Японии эпохи Эдо неспокойно: столицу потрясает череда зверских убийств. Свидетелем одного из них становится юноша Ититаро — сын владельца крупной аптеки, с детства не славящийся крепким здоровьем. По этой причине он постоянно находится под надзором как родителей и работников лекарственной лавки, так и двух верных своему делу ёкаев. Однако даже такая гиперопека не способна удержать Ититаро от расследования загадочных преступлений, захвативших город. Особенно когда выясняется, что без помощи мононокэ не обойтись.
«Мирские стремления» погружают зрителей в мистический антураж Японии прошлого. В кадре мелькают старинные улочки Эдо (древнее название Токио), сквозь бумажные сёдзи пробиваются лучи заходящего солнца, а изображение нередко стилизуется под гравюры укиё-э. Студия Bandai Namco Pictures («Гинтама», «История о мононокэ») умело сочетает исторический сеттинг с мифическими сюжетами, детективную линию — с чуткой проработкой темы семьи. На выходе получается аниме, скрещивающее мотивы «Ооку: Внутренние покои» и «Тетради дружбы Нацумэ».
«Истребитель демонов: Бесконечная крепость»

Продолжение истории Тандзиро Камадо, чью семью зверски убил демон-прародитель Мудзан, оставив в живых только Нэдзуку — сестру мальчика, обратившуюся в нечисть. Спустя годы странствий и тренировок Тандзиро вступил в ряды охотников на демонов, нашёл верных друзей и снискал уважение среди столпов — девяти элитных мечников под крылом Кагая Убуясики. Теперь ему наконец выпал шанс отомстить за смерть родных. Однако перед финальной схваткой с Мудзаном герою и его боевым товарищам предстоит схлестнуться с «высшими лунами», сильнейшими демонами и ближайшими соратниками Мудзана в их обители — Бесконечной крепости.
Первая часть полнометражной трилогии, знаменующей финальную точку в истории Тандзиро Камадо, — настоящий хит 2025 года. Аниме от студии Ufotable буквально покорило мир. «Истребитель демонов: Бесконечная крепость» занял первые строчки и в списке самых кассовых аниме, и в числе самых прибыльных иностранных релизов в истории. Фильм вошёл в лонг-лист номинантов на «Оскар» и уже точно поборется за звание лучшего анимационного релиза на «Золотом глобусе». Секрет успеха прост: невероятно фотографическое изображение, динамичный экшен, умелое сочетание 3D- и 2D-рисовки, а также удивительно светлая история, которая пришлась как нельзя кстати в турбулентных 2020-х.









