Идентификация Мэтта Дэймона: 10 забытых ролей актёра

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Сегодня Мэтт Дэймон празднует 55-й день рождения. Лауреат «Оскара» за лучший сценарий («Умница Уилл Хантинг») продолжает работать на износ. Он только закончил съёмки в нолановской «Одиссее», а уже вовсю рекламирует новый боевик «Лакомый кусок». В честь юбилея кинокритик Егор Шеремет, минуя «Друзей Оушена», «Талантливого мистера Рипли» и «Марсианина», вспоминает подзабытые образы актёра: от дебюта и первой главной роли до китайско-американского боевика о кровожадных ящерах.

«Сын — восходящая звезда»

реж. Джон Дэвид Коулз, 1990

«Сын — восходящая звезда», кадр: TNT

Идеальная жизнь Гаса Робинсона (Брайан Деннехи) рушится прямо на глазах. Жена (Пайпер Лори) нещадно пилит, сын (Мэтт Дэймон) совсем отбился от рук, а карьера на заводе закончилась дыркой от пончика — фабрику закрывают, а Гасу не выдают даже выходного пособия. Мужчина решает утопить горе в заботе об одичавшем отпрыске. Вот только угнаться за мальчиком не так уж просто.

Забытый телефильм «Сын — восходящая звезда» — первая большая роль Мэтта Дэймона в кино. И не сказать, чтобы очень удачная. Молодой артист заметно переигрывает, а неловкая драматургия Джона Дэвида Коулза превращает историю о семейных разборках в балаган из скомканных образов и нелепых сюжетных ходов. Но это, в сущности, и не важно. Следить за тем, как рождается голливудский гигант, — зрелище очень увлекательное.

«Школьные узы»

реж. Роберт Мэндел, 1992

«Школьные узы», кадр: Paramount Pictures

Еврейский мальчик Дэвид Грин (Брендан Фрейзер) поступает в престижную школу для сливок американского общества — белых протестантов из хороших семей, склонных к расизму и антисемитизму. Дэвид быстро вливается в коллектив, но хранит свою религию в тайне. После публичной ссоры с одноклассником Чарли (Дэймон) тайна Дэвида становится достоянием общественности — восходящая звезда превращается в изгоя.

Буллинг-драма «Школьные узы» воспитала целое поколение голливудских артистов. Главные роли в фильме Роберта Мэндела сыграли Брендан Фрейзер, Крис О’Доннелл, Бен Аффлек, Коул Хаузер и Мэтт Дэймон, которому досталась партия жутковатого подростка-антисемита. Образ испорченного плейбоя сел на артиста как влитой. Хорошо, что в дальнейшем Дэймон старательно избегал тайпкаста, предпочитая поддерживать широкий диапазон типажей. И всё-таки отголоски Чарли легко заметить в другом знаковом перформансе Дэймона — Томасе Рипли из «Талантливого мистера Рипли».

«Неукротимые сердца»

реж. Билли Боб Торнтон, 2000

«Неукротимые сердца», кадр: Columbia Pictures

Джон Грэди Коул (Дэймон) и Лэйси Роулинс (Генри Томас) — молодые ковбои из сурового Техаса. Родные не понимают молодых мачо, так что приятели отправляется в свободную Мексику. Там гринго Джон влюбляется в Алехандру (Пенелопа Крус), дочь богатого мексиканца, их связь — идеальный рецепт для кровавого скандала.

О существовании «Неукротимых сердец» Билли Боба Торнтона помнят только самые преданные поклонники молодых Мэтта Дэймона и Пенелопы Крус. Трудно признать, что экранизация романа «Кони, кони» великого Кормака Маккарти настолько быстро канула в небытие. Причём актёр-режиссёр вполне точно передал атмосферу жестокой книги американского прозаика, да ещё и подарил миру самый пронзительный перформанс Дэймона — голубоглазый актёр трогательно подделывает техасский акцент и мило вздыхает по своей мексиканской возлюбленной. Обидно, что к началу 2000-х жанр вестерна банально устарел, оттого «Неукротимые сердца» и остались за бортом истории.

«Джерри»

реж. Гас Ван Сент, 2002

«Джерри», кадр: Epsilon Motion Pictures

Двое друзей, оба — Джерри, гуляют по пустыне, ничего не понимая в хайкинге. В поисках спокойствия Джерри уходят с протоптанной дорожки и теряются в бескрайней пустыне. День сменяет ночь, вода испаряется, а беспечная болтовня становится всё агрессивнее, пока Джерри не замолкают насовсем.

«Джерри» — самый радикальный фильм в карьере Дэймона. Режиссёр Гас Ван Сент был настолько очарован немногословными фильмами Белы Тарра, что перенёс «медленное кино» венгерского провидца на американскую землю, заселённую большими голливудскими артистами: экранное время с обгоревшим Дэймоном делит Кейси Аффлек, младший брат его лучшего друга. Навязчиво замедленное, почти немое кино разделило публику на два лагеря: одни хвалили смелый эксперимент режиссёра, другие обвиняли Ван Сента в бездумном копировании чужого стиля.

«Застрял в тебе»

реж. Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли, 2003

«Застрял в тебе», кадр: 20th Century Fox

Боб (Дэймон) и Уолт Тенор (Грег Кинниэр) — сиамские близнецы, давно забывшие о трудном детстве. Они владеют успешным рестораном, играют в теннис, общаются с симпатичными незнакомками. Хрупкая идиллия рушится, когда Уолт решает переехать в Голливуд и стать актёром. Загвоздка в том, что интроверт Боб панически боится быть в центре внимания.

«Застрял в тебе» — верх голливудского дурновкусия. Шутки про секс с сиамскими близнецами и буллинг людей с инвалидностью подаются братьями Фаррелли с настолько серьёзной миной, что забытая комедия моментально попадает в категорию «настолько плохо, что даже хорошо». К тому же улыбчивый Дэймон даже не пытается вжиться в образ интровертного близнеца: его герой ведёт себя как типичный американский плейбой, соединённый с братом жутким наростом, — здешние крупные планы, словом, могут проникнуть в ночные кошмары даже к самому Дэвиду Кроненбергу.

«Сириана»

реж. Стивен Гейган, 2005

«Сириана», кадр: Warner Bros.

Ветеран ЦРУ Роберт Баер (Джордж Клуни) — спец в поимке террористов. Уставший шпион жал руку каждому правителю стран Ближнего Востока, строя мосты и убирая неугодных. Но в начале нулевых гегемония США рухнула, сломались и дипломатические рычаги: террористы не ведут переговоров с «пиджаками» из американской разведки. Баер пытается найти себя в мире новой геополитики, но угрозы терактов, заказные убийства и сомнительные действия корыстных нефтяников постоянно вставляют палки ему в колеса.

«Сириана» — кино из совсем другой эпохи, когда реалистичным фильмам с остросоциальным подтекстом выделяли не только тонны номинаций на «Оскар», но и внушительные бюджеты. В картине Стивена Гейгана Дэймон успешно подыгрывает бородатому Джорджу Клуни, примеряя удобную маску хорошего мальчика Брайана, заключившего сделку с дьяволом — саудовским принцем, мечтающим о миллиардах долларов на личном банковском счету. К 2005 году Дэймон ещё не успел вылупиться в большую голливудскую звезду, но на втором плане ему уже тогда не было равных.

«Информатор!»

реж. Стивен Содерберг, 2009

«Информатор!», кадр: Warner Bros.

Марк Уитакер (Дэймон) — маленький человек с огромным самомнением. Перспективный сотрудник агропромышленного холдинга решает подставить коллег ради нелепой игры в шпиона. Он становится стукачом ФБР и радостно роет грязь на своих работодателей. Вот только над «Джеймсом Бондом» потешаются даже спецслужбы. Никто не принимает горе-информатора всерьёз.

Дэймон редко заглядывает на большой экран в полностью комических образах. И очень зря. Актёр может похвастаться прекрасным таймингом и неплохими способностями к физической комедии — следить за злоключениями Уитакера и смешно, и стыдно. Фильм Стивена Содерберга стал предвестником эпидемии кринж-комедии. Без «Информатора!» не было бы ни Тима Роббинса, ни Эрика Андре. В день рождения Дэймона хочется попросить актёра об одолжении — почаще сниматься в хулиганских комедиях, а не боевиках сомнительного качества.

«Не брать живым»

реж. Пол Гринграсс, 2009

«Не брать живым», кадр: Universal Pictures

Офицер Рой Миллер (Дэймон) — вояка до мозга костей, готовый положить жизнь по приказу генералов армии США. А вот врать солдат не готов. Когда несколько лет поиска массового оружия в «зелёной зоне» Ирака оборачиваются пустышкой, Рой идёт к журналистам, планируя заявить всему миру, что США развязали иракскую войну без весомых доказательств. В ответ жулики в мундирах решают устранить неугодного офицера.

Режиссёр Пол Гринграсс и Мэтт Дэймон пересобрали экшен-кино фильмом «Превосходство Борна», а затем пустились во все тяжкие и сняли политически заряженный боевик «Не брать живым», основанный на реальной истории американской аферы в Ираке. Трясущаяся камера, волевой перформанс Дэймона и остросоциальный посыл превратили антиглобалистский памфлет в почти документальное кино: каждая перестрелка, каждый удар ножом и каждая отмазка сильных мира сего ощущаются зрителями где-то под кожей. Обидно, что политизированное кино с изобретательным экшеном так и не нашло своего зрителя: фильм с треском провалился в прокате.

«Земля обетованная»

реж. Гас Ван Сент, 2012

«Земля обетованная», кадр: Focus Features

Представитель энергетической компании Стив Батлер (Дэймон) — мастер по запудриванию американских мозгов. Симпатичный спикер в синих джинсах и фланелевой рубашке рассекает по США, убеждая жителей маленьких городков выдать разрешение на бурение нефтяных скважин. Но в неблагополучном пенсильванском захолустье Батлер сталкивается с большой проблемой — жители города уверены, что энергетическая компания уничтожит экологию региона.

Мэтт Дэймон — не только актёр, но и рьяный активист. Артист стабильно жертвует миллионы долларов на благотворительность, а заодно и подбивает крупные компании следовать его примеру. А вот для роли в «Земле обетованной» ему пришлось залезть в шкуру продажного корпоративного дельца, которому наплевать и на людей, и на планету. Многие увидели в картине политическую агитку, но гуманный перформанс Дэймона продолжает поддерживать актуальность фильма. Раскаяние Батлера в финале «Земли обетованной» стоит тысячи сценарных штампов.

«Великая стена»

реж. Чжан Имоу, 2016

«Великая стена», кадр: Legendary

XI век. Английский лучник Уиллем Гэрин (Дэймон) прибывает в Китай. Вместе с бандой наёмников из Старого Света герой пытается выкрасть секрет «чёрного порошка», заставляющего китайские мушкеты изрыгать смертельный огонь. Погоня за порохом оборачивается кровавой баней. Сначала на отряд европейцев нападает стая кровожадных ящеролюдей, а затем и сам Гэрин оказывается в китайском плену.

«Великая стена» Чжана Имоу — беззастенчивый политический заказ, призванный объединить американских и китайских артистов. Заказ, стоит признать, неудачный: блокбастер с нелепой графикой и непривычно суровым Дэймоном сорвал куш разве что из отрицательных рецензий. Наверное, в 2016 году продюсеры ещё не понимали, что пропаганда под соусом мистического блокбастера — не лучший путь к сердцам зрителей. При этом «Великая стена» всё же сумела красиво состариться: забавная причёска Дэймона, безумный сюжет в духе «китайцы против ящеров» и мимолётное появление Уиллема Дефо уверенно выводят англоязычный дебют Чжана в разряд железобетонных guilty pleasure.