Говорят, что каждый кинокритик втайне мечтает стать сценаристом, а каждый актёр — режиссёром. Некоторым это, к слову, удаётся: Тимур Алиев вспомнил семь примеров, когда российские и зарубежные актёры пробовали себя в кресле режиссёра-постановщика.
Бен Аффлек
Актёр начал сниматься ещё в 80-х, а свой режиссёрский дебют выпустил уже в начале 90-х. Это 13-минутная короткометражка с длинным названием, по сути описывающим сюжет — «Я убил жену-лесбиянку, повесил её на мясной крюк, и теперь у меня контракт с “Диснеем” на три фильма». Фильм-пародия, снятый буквально на коленке с товарищем Джеем Лакопо (он же исполнил главную роль).
Большое кино Бен снимет лишь через 15 лет — «Прощай, детка, прощай» с братом Кейси Аффлеком в главной роли о поисках маленькой девочки в пригороде Бостона.
Лента доберётся до наградного сезона — Эми Райан выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана», но статуэтку она, увы, не получит.
Роберто Бениньи
Один из самых известных итальянских актёров, Бениньи начинал в 70-х — с небольших ролей у Марко Феррери («Прошу убежища») и Коста-Гавраса («Свет женщины»). Однако режиссёрские амбиции Роберто проявились довольно быстро: уже в середине 80-х он выпустил сразу несколько комедий с самим собой в главной роли.
Наиболее знаковой его работой стала легендарная военная мелодрама «Жизнь прекрасна»: семью во время войны отправляют в концлагерь, но отец, чтобы успокоить сына, объясняет тому, что всё вокруг — масштабная игра, призом в которой является настоящий танк.
За эту работу Бениньи удостоился трёх статуэток «Оскар», в том числе награды за лучший фильм на иностранном языке.
Грета Гервиг
Неподражаемая Грета Гервиг — хороший пример раскрывшегося режиссёрского таланта. Актриса появилась в кино в середине 2000-х: снималась у Тая Уэста и Джо Сванберга (с последним даже сняла совместный фильм «Ночи и выходные», по сути дебютировав в режиссуре). Гервиг старалась погружаться в работу над проектами: где-то выступала соавтором сценария, где-то сопродюсером. Во время съёмок фильма «Гринберг» познакомилась с режиссёром Ноа Баумбахом (с ним Грета впоследствии образовала союз, творческий и не только).
В 2017-м мир увидел «Леди Бёрд» — самостоятельный режиссёрский дебют Гервиг с Сиршей Ронан в главной роли.
Фильм, что называется, «выстрелил», закрепив за постановщицей статус молодого и перспективного автора.
Джордж Клуни
У Клуни, одного из ветеранов Голливуда (актёру 61 год), в «багаже» около 100 проектов, в которых он выступил в роли актёра, и с десяток режиссёрских работ. Джордж снимается в фильмах и сериалах большую часть жизни, а кресло режиссёра впервые занял только в начале 2000-х. Возможно, Клуни из тех, кого, что называется, закалили годы житейского и профессионального опыта.
В режиссёрском дебюте «Признания опасного человека», истории по адаптированному сценарию Чарли Кауфмана, рассказывается о ведущем телепередач, который втайне работает агентом ЦРУ.
Сэм Рокуэлл, исполнивший главную роль, удостоился награды на Берлинале, но сам фильм остался в тени более поздних, заметных проектов Клуни — «Мартовские иды» и «Субурбикон».
Данила Козловский
Свет российского кино, актёр, режиссёр и шоураннер Данила Козловский — яркий отечественный пример успешной мультизадачности в кинопроцессе. На актёрском поприще Данила прошёл долгий путь — от солдата Попова из «Улиц разбитых фонарей» и футболиста Николая в «Garpastum» до хоккеиста Харламова в «Легенде №17» и Вещего Олега в американском сериале «Викинги».
Посмотрев, как работает индустрия у нас и на Западе, Козловский в конце 2010-х решился на своё кино — так появился его режиссёрский дебют, спортивная драма «Тренер» о бывшем игроке сборной, который тренирует провинциальный футбольный клуб.
В дальнейшем Данила основал собственную студию DK Entertainment и подарил нам кровожадный сериал «Карамора» о вампирах в альтернативной царской России.
Рената Литвинова
Блистательная Рената Литвинова, открытая в 90-х годах Кирой Муратовой, — показательный пример того, что талантливый человек всегда найдёт возможности для реализации. За годы карьеры Рената работала с самыми разными режиссёрами, ей предлагали роли в своих проектах Александр Митта, Константин Мурзенко, Вера Сторожева, Питер Гринуэй, Виктор Гинзбург и Рустам Хамдамов.
В последние годы Литвинова предпочитает меньше сниматься и больше творить самостоятельно как режиссёр, концентрируясь на театральных постановках, полнометражных фильмах и рекламе.
Дебютом Литвиновой стал телевизионный проект «Нет смерти для меня» — в 2000 году Рената исследовала судьбы пяти русских актрис (Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой).
Джон Фавро
Трансформация актёра Джона Фавро в режиссёра — история фантастическая и одновременно с тем вдохновляющая. Начинал он с небольших ролей в телевизионных проектах, его выбрали на главную роль в «Тусовщиках» Дага Лаймана, сценарий к которому и написал Фавро. Картина собрала хорошую кассу, а к Джону стали обращаться другие постановщики, приглашая поработать над своими проектами. Фавро решил, что может сразу же воплотить в жизнь собственные идеи, — так появились комедия «Эльф» с Уиллом Ферреллом и фантастика «Затура: Космическое приключение», получившие весьма прохладные оценки критиков и зрителей. «Главное — не отчаиваться», — вероятно, подумал в тот момент Джон. И был прав: впереди его ждал головокружительный успех первого «Железного человека» с Робертом Дауни — младшим.