«Гран Торино» или «Малышка на миллион»? Субъективный топ фильмов Клинта Иствуда

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

31 мая исполняется 95 лет единственному и неповторимому Клинту Иствуду. Мы любим его фильмы за крепкую рецептуру, эмоциональные истории с серой моралью и харизматичных персонажей, которым не чужды горькая рефлексия и тонкий психологизм. По случаю юбилея не сдающего позиции мэтра Вадим Богданов составил топ-10 лучших его картин, расположенных в порядке возрастания.

10. «Подмена» / Changeling (2008)

В ролях: Анджелина Джоли, Джон Малкович, Джеффри Донован и другие.

Universal Pictures

Ретродрама, основанная на реальных событиях, когда в 1920-х годах средь бела дня у матери-одиночки (в фильме её играет Анджелина Джоли) прямо из дома похитили девятилетнего ребёнка. Спустя шесть месяцев полиция сообщает, что мальчик нашёлся в другом штате и жаждет воссоединения с мамой. Вся общественность гудит, предвкушая этот волнительный момент, однако матери хватает одного беглого взгляда на дитя, чтобы понять, что это не её ребёнок.

Иствуд всегда казался режиссёром из прошлого века (в хорошем смысле), который умеет зреть в вечность. «Подмена» ― отличный пример того, как режиссёр искусно работает с любым сеттингом: его фильмы могут быть хоть про 1920-е, хоть про 2020-е, но затрагиваемые в них темы всегда универсальны и резонируют одинаково для всех поколений. Жестокое обращение с детьми, коррупция, предвзятое отношение к женщинам и социальная стигматизация людей с расстройствами психики, увы, до сих пор не искоренены.


9. «Дело Ричарда Джуэлла» / Richard Jewell (2019)

В ролях: Пол Уолтер Хаузер, Сэм Рокуэлл, Кэти Бейтс и другие.

Warner Bros. Pictures

После десятилетия провалов, республиканских патриотических памфлетов и сухих байопиков про американских героев Клинта Иствуда начали в очередной раз списывать со счетов. И в очередной раз поспешили. Оказалось, что вся эта работа была лишь подготовкой к «Делу Ричарда Джуэлла» — фильму-кульминации изысканий Иствуда на тему повседневного героизма в эпоху гегемонии медиа и хищного лицемерия СМИ.

По сюжету непримечательный охранник Ричард Джуэлл (бенефис Пола Уолтера Хаузера) во время Олимпиады в Атланте предотвратил теракт, просто потому что ответственно выполнял свои должностные обязанности. За это его тотчас же короновали героем нации, но уже на следующий день заподозрили в терроризме. У Иствуда вышел циничный портрет американского общества, привыкшего судить по обложке и запертого в плену новостных заголовков. До боли злободневный фильм о кризисе эмпатии.


8. «Сыграй мне перед смертью» / Play Misty for Me (1971)

В ролях: Клинт Иствуд, Джессика Уолтер, Донна Миллс и другие.

Universal Pictures

Режиссёрский дебют, каких мало: стильный, мелодичный и чрезвычайно сексуальный. Сейчас Иствуда принято считать закостенелым консерватором, но в 1970-х он был среди первых на волне смелого и прогрессивного Нового Голливуда. В 1960-х к нему пришла мировая слава после роли Стрелка в спагетти-вестернах Серджио Леоне, а после работы с Доном Сигелом («Обманутый», «Грязный Гарри») Иствуд окончательно стал главной иконой мужественности в кино.

Отсюда ещё более удивителен его дебют: не вестерн и не боевик, а самый настоящий хичкоковский триллер про беззаботного калифорнийского диджея (Иствуд), которого сталкерит его верная слушательница. Клинт, подобно своему герою, с деловитым видом замиксовал под жанровый бит тему кризиса маскулинности, репрезентацию меньшинств и приказал сексуализировать женские и мужские тела на экране в равных пропорциях.


7. «Присяжный номер два» / Juror #2 (2024)

В ролях: Николас Холт, Тони Коллетт, Крис Мессина, Дж. К. Симмонс и другие.

Warner Bros. Pictures

Сороковой фильм Клинта Иствуда стал настоящим украшением его полувековой режиссёрской карьеры. Обычного американца-семьянина Джастина Кемпа (Николас Холт) призывают исполнить гражданский долг и отслужить присяжным в очередном судебном процессе. Герой рутинно соглашается, но, когда на первом заседании оглашают подробности дела, Джастин неожиданно для себя сталкивается с тяжелейшей моральной дилеммой.

Блистательно написанная и сыгранная в камерном пространстве судебная драма манифестирует частый мотив всех фильмов Иствуда: правда субъективна, но перед лицом всеобщей справедливости мы все равны. Если «Присяжный номер два» — действительно финальный фильм режиссёра, то это прекрасное завещание.


6. «Таинственная река» / Mystic River (2003)

В ролях: Шон Пенн, Тим Роббинс, Кевин Бейкон, Лоуренс Фишбёрн, Лора Линни и другие.

Warner Bros. Pictures

В начале 2000-х Голливуд подсел на криминальную прозу Денниса Лихейна, которого экранизировал и Скорсезе («Остров проклятых»), и Бен Аффлек («Прощай, детка, прощай»). Однако моду задал именно Клинт Иствуд, раньше всех адаптировавший роман «Таинственная река». Это история трёх друзей детства из тихого района Бостона, где с одним из мальчиков произошёл страшный инцидент. События фильма разворачиваются спустя 25 лет, когда герои повзрослели и снова пересеклись, правда, по весьма плачевной причине: один расследует убийство дочери второго, в котором подозревается третий.

Иствуд снял мрачный, классический (в духе Фрица Ланга) и пронизывающий до костей триллер о мести, детских травмах, неконтролируемой ярости и, конечно же, банальности зла. Вся эта драма, оставляющая после себя тяжёлый осадок, разыграна выдающимся актёрским трио в лице Кевина Бейкона, Шона Пенна и Тима Роббинса (два последних получили по «Оскару»). С «Таинственной рекой» Иствуд поймал голливудское течение и последующие пять лет стабильно довольствовался самыми крупными уловами в своей режиссёрской карьере.


5. «Мосты округа Мэдисон» / The Bridges of Madison County (1995)

В ролях: Клинт Иствуд, Мэрил Стрип, Энни Корли и другие.

Warner Bros. Pictures

Одинокое ранчо на Среднем Западе, пыльные дороги, кантри по радио, летний зной. Где-то на фоне такого пейзажа скучает замужняя итальянка Франческа (Мэрил Стрип), выскочившая замуж за американского фермера, который вместе с сыном уехал на четырёхдневную ярмарку. В их отсутствие девушка знакомится с харизматичным фотографом-путешественником Робертом (Клинт Иствуд), у которого целый багаж интересных историй.

«Мосты округа Мэдисон» раскрыли миру новую грань Клинта Иствуда: грань тонко чувствующего романтика, который превратил сюжет бульварного романа в изысканную драму о мимолётном счастье, искренней любви и заветных мгновениях. В этом фильме Иствуд демонстрирует безупречное чувство времени, места, ритма и кинетики собственного тела в кадре, подчёркивая тем самым пронзительную актёрскую игру Стрип. Эталонная мелодрама.


4. «Гран Торино» / Gran Torino (2008)

В ролях: Клинт Иствуд, Би Ванг, Кристофер Карли и другие.

Warner Bros. Pictures

В 2008 году зритель мог выйти с сеанса «Подмены» и, чуток переведя дух, пойти в соседний кинозал на «Гран Торино», а потом поймать себя на мысли, что Клинт Иствуд ― на тот момент главный режиссёр планеты. Его впечатляющий пятилетний забег завершился абсолютным зрительским хитом, самым кассовым фильмом в карьере Иствуда. Ворчливый ветеран войны (Иствуд) коротает пенсию, попивая пиво и подстригая газон в своём родном районе, который заполонили мигранты. Один из них ― молодой азиатский парень Тао (Би Ванг) ― опрометчиво позарился на маслкар «Гран Торино», стоящий в гараже у пенсионера. Старина Уолт ловит Тао за руку и вопреки своей ксенофобской натуре решает вникнуть в причины такого поступка.

Для Америки после 11 сентября это был важный призыв спустя столько лет наконец перестать судить людей по их этнической принадлежности ― мотив, который оказался предельно ясен и актуален далеко за пределами США.


3. «Непрощённый» / Unforgiven (1992)

В ролях: Клинт Иствуд, Джин Хэкмен, Морган Фриман, Ричард Харрис и другие.

Warner Bros. Pictures

Расхожая ассоциация: мы слышим имя Клинта Иствуда и сразу представляем ковбойскую шляпу, потёртые кожаные брюки, фирменный прищур, высушенный на солнце фронтир, погони на лошадях, драки в салунах и перестрелки среди кактусов. Это неспроста, потому что Клинт Иствуд ― воплощение американского мифа и, пожалуй, самое узнаваемое лицо вестерна, который он собственноручно в 1960-х воскресил, а потом, как принято считать, сам же проводил на тот свет, сняв в 1992 году «Непрощённого».

Ревизионистский вестерн с железной хваткой и своеобразная эпитафия жанра (не бойтесь, Тарантино и Коэны его снова приободрят). История бывшего наёмника и безжалостного убийцы, который ввиду своей плачевной финансовой ситуации соглашается на последнее дело. Иствуд играет то ли своего же каноничного Стрелка, вышедшего на пенсию, то ли целый архетипичный образ последних деньков Дикого Запада в Америке, которую вот-вот накроет индустриализация. Одновременно пламенное признание в любви к жанру (фильм посвящён Серджио Леоне и Дону Сигелу) и лишённое всякой сентиментальности прощание с ним, а также самое эстетичное изображение в кино Клинта Иствуда, за которое он получил свои первые два «Оскара».


2. «Письма с Иводзимы» / Letters from Iwo Jima (2006)

В ролях: Кэн Ватанабэ, Кадзунари Ниномия, Цуёси Ихара и другие.

Warner Bros. Pictures

В 2006 году Клинт Иствуд провернул смелый эксперимент и выпустил военную дилогию о последних днях Второй мировой. И если «Флаги наших отцов», рассказывающие о достижениях американских солдат в боях с японцами, ничего из себя не представляли и только отталкивали своим патриотическим пафосом, то «Письма с Иводзимы» создавали совершенно противоположный эффект. Это взгляд на те же события, но глазами японской армии, фактически глазами врага.

Стопроцентно антивоенный и полный шокирующего гуманизма фильм, снятый не просто большим режиссёром, а в первую очередь большим человеком. Иствуд с уважением к японским традициям размышляет о том, что у войны нет ни языка, ни лица, ни точки зрения — только неукротимая тяга к разрушению.


1. «Малышка на миллион» / Million Dollar Baby (2004)

В ролях: Клинт Иствуд, Хилари Суэнк, Морган Фриман, Джей Барушель и другие.

Warner Bros. Pictures

Пожалуй, главный фильм Клинта Иствуда, его режиссёрский шедевр, принёсший ему второй комплект золотых статуэток. И снова в неожиданном для автора жанре спортивной драмы, которая где-то на середине повествования сбрасывает боксёрские перчатки и ногтями врезается в зрительское сердце.

Это история престарелого тренера по боксу (Клинт Иствуд), к которому набивается в ученицы бойкая 31-летняя официантка (Хилари Суэнк). Сначала старик ворчит, что не женское это дело, но в конце концов соглашается обучить её всему, что знает. «Малышка на миллион» ― фильм о тяжёлом выборе, который нам иногда приходится совершать, и о судьбе, в спарринге с которой практически невозможно выйти победителем.