18 и 19 ноября фестиваль DAIRAFEST совместно с международным фестивалем документального кино «Докер» покажут кинопрограмму «Петух, Пастух и Ореховое дерево». Полнометражные и короткометражные фильмы позволят взглянуть на жизнь и современную культуру людей от Северного Кавказа до Китая. В программу вошли 13 фильмов из Турции, Ирака, Марокко, Китая, Индии, Пакистана и других стран. Их можно будет посмотреть бесплатно и послушать лекцию о них востоковедов. Мы отобрали наиболее интересные фильмы программы.
«Ты же девочка», Россия, 2021
Документальный фильм Насти Тарасовой рассказывает о команде «Адыг» из двенадцати кавказских девчонок-подростков, которым приходится бороться со стереотипами, добиваясь голов на футбольном поле. Девочки родом из Карачаево-Черкесии: в мечети за углом здесь обсуждают, почему быть подобной мужчине, то есть заниматься спортом, грешно. Несмотря на это, бойкий тренер ведёт свою девичью команду к победам, вписывает в чемпионаты и жёстко тренирует, не делая скидку на пол. Девчонки забивают голы парням и пытаются справиться с эмоциями от высоких требований.
Это история взросления, в которой крикам тренеров и поражениям на поле противопоставляется недетская целеустремлённость. Лента была показана на кинофестивале в Каннах, на фестивалях документального кино в Салониках и Сан-Франциско. Интересный факт: картина создана под руководством известнейшего китайского режиссёра Лу Чуаня в рамках кинопроекта Kids and Glory.
«История», Турция, 2016
«Я из семьи, которая в 1980-х годах по экономическим причинам переехала из Муша в Стамбул. Среди моих родственников много малолетних невест и мужей. Это грустная и тревожная тема, и я хотел что-то с этим сделать», — рассказывает режиссёр «Истории» Мухаммет Беяздаг. В 2013 году он снял док о юных невестах как учебный проект в университете. В нём упоминалась интересная статистика, согласно которой каждый третий ранний брак в Турции является несчастным и разрушает будущую жизнь женщины. Девочки рассказывали свои истории, показывая только руки, они, по словам Беяздага, говорили больше, чем лица.
В 2014 молодой режиссёр показал новую ленту — ещё один док про детские браки, для которого снимал интервью с детьми из турецкой деревни, но на этот раз уже только с мальчиками. В драме о жизни без юношества «История» ребята рассказывают, каково это: растить троих детей в 17 лет и параллельно делить бюджет на школу с родителями. В фильме нет шокирующих сцен и деталей чьих-то судеб, но у режиссёра получается добиться шокового эффекта, рифмуя сцены беззаботных игр и катаний на велосипеде с рассказами о первой брачной ночи, где «молодожёны» сначала недоумевают, а потом ревут, спрятавшись в углу.
«Семья в отречении», Марокко, 2018
Эта лента — хроника возвращения дочери в родное гнездо, где из-за отца-тирана женщины никогда не могли распоряжаться своей жизнью и быть независимыми, а их главной мечтой долгие годы было исчезновение. Камера не ловит ни одного мужского лица, но мужское присутствие ощущается в напряжённом пространстве между: показан этаж, где живут мужчины, коридоры, в которых с ними не очень-то хотят видеться, кухни, где для них целый день готовят.
В одном из интервью мать героини рассказывает, как однажды отец готов был убить пришедшую с прогулки слишком поздно дочь, и она умоляла её по телефону не заходить домой, ведь искренне боялась такого расклада. «Моей мечтой было развестись ещё до того, как я вышла замуж», — откровенные беседы фильма затрагивают не только унизительное отношение к женщине, которое передаётся поколениями, но и невозможность диалога внутри семьи с жёстким патриархатом, где абсолютно понятна только ценность отношений между дочерью и матерью. Чему же отдано сердце отца?
«Пастух», Китай, 2022
Чёрно-белая медитативная хроника жизни китайского пастуха из отдалённой деревни, который всю свою жизнь пас коз, но начал задумываться о женитьбе. Большинство дней героя проходят в спокойном следовании за животными, с утра он долго курит и пьёт свой чай, затем прогуливается за стадом по ослепительно красивым холмам и долинам, на фоне ветряков и гор, которые режиссёр и оператор Юфей Чжао ловит художественным и влюблённым взглядом. В один из дней к пастуху в гости приезжает младший брат и рассказывает про возможную кандидатуру для брака. Но невеста хочет, чтобы мужчина продал животных.
Если обобщать, режиссёр Юфей Чжао снял фильм о том, как трудно современному миру уживаться с традициями. Электрические огни города не идут в сравнение с медлительной перебежкой животных под лучами заходящего солнца, и эта метафора, которая без слов выдаёт отношение автора к возникшей в душе героя дилемме. Брат спрашивает у пастуха, почему он так хочет быть одиноким, почему не боится встретить старость один. Герой отвечает, что рядом с козами ему никогда не бывает одиноко. Как это часто бывает в китайской культуре, перед зрителями почти что чистая поэзия, где чем меньше слов — тем лучше.
«Судьба», Иран, 2022
Полнометражный док повествует о жизни иранской девушки, которая ухаживает за отцом-инвалидом и мечтает получить высшее образование. Героиня следит за домом, занимается волейболом, сдаёт экзамены и переслушивает кассеты с голосом рано ушедшей мамы. Ей нужно выбрать: либо снова женить отца и сделать сложной жизнь ещё одной женщины, либо поставить крест на себе и предпочесть высшему образованию жизнь в деревне — полностью посвятить себя уходу за близким человеком.
Щемящая история о сложности выбора и бескомпромиссной любви получила приз на кинофестивале в Копенгагене. Ещё один фестивальный фильм, в котором отношения и ожидания сплетаются в сеть, которую сложно распутать.
«Ореховое дерево», Пакистан, 2015
Лагерь для беженцев Джалозай. Бездомные семьи, ещё вчера собиравшие богатый урожай, прячутся в палатках, прислушиваясь к обстрелам. Главный герой фильма, старый учитель Баба, не прекращает грустить о родном доме. Он продолжает проводить свои уроки для чумазых детишек, которых сажает на лежанку из досок, чтобы они не простыли на полу. Он просит родителей не отпускать детей бегать далеко одних. Герой не выдерживает ужасных условий и, несмотря на опасность, в один из дней сбегает обратно домой, в место непрекращающихся боёв. В финале камера фиксирует разрушенную школу, где Баба преподавал, и запылённый орешник неподалёку, который когда-то посадили, чтобы за ним ухаживали дети из поколения в поколение.
Режиссёр Аммар Азиз снял этот док об ужасных условиях беженцев, а ещё о том, что лучше учиться, а не воевать, в 2015 году. В кадрах нет военных действий, но в разных сценах, начиная с тех, где женщины жарят лепёшки из муки, и заканчивая сбором музыкантов в подвале, показано, как насилием опалены все герои. В одной из сцен Баба гуляет по скользкой тропинке между палаток лагеря и заверяет: «Здесь не осталось людей, одни только печальные истории». Фильм был отмечен международными наградами и получил премию жюри на фестивале «Докер» в 2016 году.
«Вдалеке», Турция, Сирия, 2016
Фильм рассказывает о восстании местных курдских женщин-партизан против игнорирования исторической значимости женщин в обществе — всё это на фоне войны в сирийском городе Кобани. Короткометражка Лейлы Топрак больше напоминает этюд, чем классический документальный фильм. Это диалоги-интервью, которые переплетаются со съёмкой танцующей на руинах города девушки, словно она — символ свободы, надежды и дающего жизнь женского начала.
Как известно, в Кобани разворачивались бои с ИГИЛ (организация запрещена в России), где наряду с мужчинами на поле боя сражались курдянки. Их цель — не только свобода от ИГИЛ, но и возможность просто жить и любить. Фильм стал призёром престижного фестиваля короткого метра в Клермон-Ферране.
«Петух», Индия, 2018
Индия, пригород Мумбаи. Типичная многоэтажка, где живёт многодетная семья. Однако в этой семье, помимо кошек, существует нервный и голосистый сожитель — петух. Глава семьи решил спасти его от кровожадных боёв птиц, которые очень популярны в стране, и, конечно, тут же встретил недоумение родственников — какая польза от птицы, которая не несёт яиц, клюет в ноги и вечно занимает рабочий стол, так что крышку ноутбука лучше не оставлять открытой?Короткометражный дебют Риши Чандны — невероятно смешная и добрая зарисовка домашней повседневности, в которую врывается природа. Все недовольны, все жалуются, но в душе испытывают симпатию к пернатому злодею, который готов исклевать ноги в кровь, а тем временем в новостях рассказывают о том, что боевые петухи могут убивать своих хозяев. В какой-то момент фильма герои уже согласны приготовить птицу на обед. Но петух чудесным образом облетает комнаты, даёт погладить свой гребешок и остаётся неуязвим.