С 6 по 9 июля в Вологде проходит фестиваль молодого кино Voices. В сильную программу киносмотра вошли как премьеры именитых мастеров из Канн, так и работы пока неизвестных российских авторов. В Вологде покажут «Сказку» Александра Сокурова, о которой мы подробно говорили в нашей рецензии. Постановщик лично представит картину. В городе будет большой праздник кино с любопытными встречами и концертами в историческом центре. Максим Ершов отмечает 9 любопытных фильмов из разных секций Voices, хотя лучше не пропускать ничего.
«Скарлет», реж. Пьетро Марчелло, Италия, Франция, 2022 (фильм открытия, российская премьера)
Ветеран Первой мировой Рафаэль (Рафаэль Тьери) возвращается домой и узнаёт, что за время отсутствия жена умерла, но родилась дочь Джульетта. Девочка и её отец живут на ферме у приютившей их мадам Аделины (Ноэми Львовски). Рафаэль зарабатывает на жизнь столярным делом, у него золотые руки, и он часто вытачивает дочке игрушки из дерева. Соседи недолюбливают семейство, виня бывшего солдата в смерти местного лавочника и постоянно повторяя, что лучше бы он умер на войне. Джульетта растёт одинокой мечтательницей. Однажды, уже не в детском возрасте, она (Жюльет Жуан) встречается с волшебницей (Иоланда Моро), которая предсказывает, что однажды на девушку с неба упадут алые паруса, что бы это ни значило. Вскоре Джульетта знакомится с лётчиком Жаном (Луи Гаррель), у которого в этих краях сломался самолёт.
Итальянец Пьетро Марчелло экранизировал повесть Александра Грина «Алые паруса», но перенёс действие во Францию. «Скарлет» открывала прошлогоднюю программу «Двухнедельник режиссёров» Канн. Для Марчелло это всего лишь второй игровой фильм после другой экранизации исторической книги — драмы «Мартин Иден». Прежде постановщик делал документальные фильмы или необычные гибридные картины («Прекрасная и потерянная» и «Пасть волка»), совмещавшие художественные фрагменты и реальные события. Итальянский автор, большой выдумщик и экспериментатор, снимает на 35-миллиметровую плёнку кино удивительной красоты и монтирует разыгранные эпизоды с кадрами хроники столетней давности. «Скарлет» — не только романтическая история о мечте и побеге, но и драма о послевоенной жизни и принятии страшной травмы, после которой непросто оправиться.
«Я болею», реж. Кристоффер Боргли, Норвегия, Швеция, Дания, Франция, 2022 (конкурсная программа, российская премьера)
Сигне (Кристин Куят Торп) работает в кофейне и с завистью поглядывает на успехи бойфренда Томаса (Эйрик Сэтер) — современного художника, создающего арт-объекты из собственноручно украденной мебели. Девушка расстраивается, потому что Томас почти не обращает на неё внимания и вечно перетягивает одеяло, говоря о себе. Сигне решается на отчаянные меры: придумывает себе аллергию на арахис на званом ужине, дразнит собаку, чтобы получить увечья, а затем и вовсе объедается таблетками вымышленного российского препарата «Лидексол». Результат на лице — опасное кожное заболевание.
Премьера «Я болею» прошла на прошлогоднем Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Это вторая работа норвежца Кристоффера Боргли после мокьюментари DRIB. «Я болею» — порой забавное, а порой пугающее исследование одержимости современных людей вниманием, даже когда никаких особых талантов у них нет. В мире соцсетей каждый жаждет славы. Боргли доводит человеческий порок до абсурдного мазохизма. Боль и физические изъяны неожиданно заполняют пустую жизнь Сигне. У норвежского автора на экране сразу несколько эго-маньяков, которые настолько влюблены в себя, что никакая близость с другими невозможна по определению.
«Ада», реж. Станислав Светлов, Россия, 2023 (конкурсная программа)
12-летняя Ада (Маша Кожуханцева) живёт в гармонии вместе с мамой Варей (Ольга Озоллапиня) в деревянном доме на берегу Оки. Отца девочка не знает, мама только сказала, что его звали Виталием. Школьница влюбляется в одноклассника Витю (Всеволод Ярчевский), о чём спешит рассказать камням, речке, рыбам и выдрам. Девочка вообще часто бежит на пирс помечтать, побыть одной, понаслаждаться жизнью. В это же время мама встречается со школьным географом Эдуардом Сергеевичем (Михаил Ложкин), дело идёт к свадьбе. Вокруг золотая осень, хочется зажмуриться от красоты.
Премьера дебютного фильма выпускника ВГИКа Станислава Светлова прошла на ММКФ этого года. Сценарий «Ады» написал другой вгиковец — Евгений Баранов. Затем текст дорабатывали постановщик и Денис Осокин, постоянный соавтор Алексея Федорченко («Овсянки», «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции»). «Ада» — нежнейшая и почти бесконфликтная история взросления. Можно упрекнуть фильм в оторванности от реальности, нездешности (невозможно даже угадать время и место действия), но не хочется. Уж слишком это обаятельное кино, светлое и наивное. Драм на разрыв аорты в российском кино хватает, а милых семейных подростковых историй мало. «Ада» уверенно восполняет пробел.
«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева, Россия, Франция, 2023 (конкурсная программа)
Яха (Хадижа Батаева) учится в одиннадцатом классе и пока не знает, что будет делать дальше. Зато мама (Рита Мержоева) с тётей за девушку уже всё решили — нужно выйти замуж, нарожать детей и вести домашнее хозяйство. Старшая сестра Хеда (Фатима Елжуркаева) жалуется матери на мужа-абьюзера, но не может уйти от него из-за сына. Яха видит, как мучается Хеда, и не хочет повторять её судьбу. Лучшая подруга школьницы Мадина (Мадина Аккиева) вместе с бойфрендом пытается вырваться из родного села и уехать как можно дальше. Теперь и Яха думает о побеге.
«Клетка ищет птицу» — полнометражный режиссёрский дебют Малики Мусаевой, выпускницы кабардино-балкарской мастерской Александра Николаевича Сокурова. Премьера картины состоялась в программе Encounters на Берлинале этого года. Как и «Теснота» Кантемира Балагова и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, это кино о побеге из родных мест, но другое, выстраданное автором, с чеченской фактурой. Мусаева показывает, как из поколения в поколение передаётся «клетка», в которой оказывается очередная «птица», на этот раз Яха. Фигуры мужчин остаются за кадром, патриархат витает в воздухе и устанавливает сложившиеся столетиями правила, но непосредственными исполнителями являются женщины. Формально на экране нет злодеев, все желают друг другу счастливого будущего, но только понимают его узко. Одна мысль об альтернативном пути и свободе вызывает у старшего поколения страх и панику, которые, к сожалению, воспроизводятся с пугающим постоянством.
«Волнами», реж. Сергей Кальварский, Россия, 2022 (конкурсная программа)
Звукооператоры Александр (Александр Чубинец) и Иван (Иван Решетняк) на гремящем поезде отправляются в экспедицию в Мраморное ущелье в Забайкалье. Никакого воодушевления на лицах киношников нет, просто нужно записать звуковые атмосферы для фильма про ГУЛАГ. Вокруг ни души, одни только деревья и холмы, в которых сохранилось прошлое. Когда-то здесь располагался трудовой лагерь, сегодня — лишь гниющие доски хибар. Но вдруг звуки мертвенной местности оживают, и Александр с Иваном записывают вовсе не то, что ожидали.
«Волнами» — картина Сергея Кальварского, ученика петербургской мастерской Александра Сокурова и сына Сергея Кальварского (да, полного тёзки), соавтора сценария и шоураннера сериала «Фишер». Премьера фильма состоялась на фестивале «Меридианы Тихого» в прошлом году. Режиссёр отправляет ничего не подозревающих героев в путешествие по мрачному и трагическому XX веку. В Забайкалье время остановилось. Двойная экспозиция позволяет соединить события почти столетней давности и современность. Сквозь размеренный и сухой закадровый голос прорывается печальный гул советского террора, непроговорённые и неосмысленные травмы общества. Изысканное изображение заставляет вспомнить плёночные картины Билла Моррисона и сюрреалистические полотна Гая Мэддина.
«Мучения на островах», реж. Альберт Серра, Франция, Испания, Германия, Португалия, 2022 (программа «Европейский экспресс»)
Не снимающий тёмных очков и почти всегда одетый в белый костюм Де Роллер (Бенуа Мажимель) — верховный комиссар Республики во Французской Полинезии. Европеец с удовольствием играет роль друга как местных жителей, так и состоятельных туристов. Де Роллеру нужно вникать во всё, что происходит на островах. Когда-то в Полинезии уже проходили испытания ядерного оружия, поэтому тропический рай рискует разрушиться, когда сюда вновь прибывают французские военные. Начинают ходить внушающие страх слухи о подводной лодке, которая курсирует вдоль берегов.
Премьера «Мучений на островах» — новой картины классика «медленного кино» каталонца Альберта Серры — состоялась в основном конкурсе Канн в прошлом году. Полный загадок и недосказанностей политический триллер собрал 8 номинаций на премию «Сезар» и возглавил список лучших фильмов 2022-го по версии влиятельного журнала Cahiers du cinéma. Мажимель, карьера которого нынче переживает ренессанс, играет сибарита, наслаждающегося жизнью в живописнейших краях. Французская Полинезия с её пальмами, пляжами и райскими удовольствиями никак не вяжется с ядерными бомбами и взрывами. Но то же можно было бы сказать и про джунгли Вьетнама. В последние годы Серра снял два фильма об угасании — «Историю моей смерти» и «Смерть Людовика XIV». В «Мучениях на островах» не всё так однозначно, но тревога разлита в воздухе, а угроза масштабнее. Фильм мог бы быть предисловием к «Апокалипсису сегодня». Учитывая ироническую интонацию постановщика, кажется, что люди рано или поздно всё-таки покончат с миром. И остановить безумцев будет некому.
«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие, Франция, 2023 (программа «Европейский экспресс»)
В недостроенном шале во Французских Альпах живут супруги-писатели Сандра (Сандра Хюллер) и Самюэль (Сэмюэл Тейс), их слабовидящий сын Даниэль (Майло Мачадо Гранер) и любимый пёс Снуп. Семья почти ни с кем не видится, друзей нет. Жена уже успела написать несколько успешных романов и даёт интервью дома, муж ещё дописывает дебютную работу, много времени проводит с сыном и доделывает жилище. Самюэль на полную катушку включает музыку, словно бы желая прогнать журналистку. Интервьюер уезжает, Даниэль вместе со Снупом отправляется на прогулку, а по возвращении видит тело отца на снегу. Самюэль то ли упал сам, то ли ему помогли, дома была только Сандра. Начинается сложный судебный процесс над женой, который разоблачает не самый счастливый брак.
«Анатомия падения» — пожалуй, самая громкая премьера Voices. Триллер Жюстин Трие («В постели с Викторией» и «Соблазн») полтора месяца назад победил на Каннском фестивале. Для француженки это, безусловно, пока лучший фильм в карьере, самый сбалансированный, виртуозно сделанный и не напоминающий дамские романы, как предыдущие картины. Постановщице удалось эффектно соединить расследование преступления и исследование брака. Трие не пытается вывести частную историю на уровень обобщений. История развивается неспешно, но увлекательно, постоянно подкидывая зрителям всё новые детали.
«Беглец», реж. Саломе Кинцурашвили, Грузия, Россия, 2022 (программа короткого метра, российская премьера)
10-летний Гиги (Сандро Байдарашвили) активно помогает по делам отцу Гиви (Соломон Дарсания) — владельцу небольшого придорожного кафе на окраине Москвы. Однажды властные люди просят Гиви укрыть в заведении беглого преступника (Гера Цинцадзе). Если сестра Гиги Гванца (Мариам Кантария) с интересом поглядывает на гостя, а мать Кетино (Екатерина Перекрест) помалкивает, то мальчик недоволен, что над всей семьёй нависла потенциальная опасность.
«Беглец» — дипломный короткометражный фильм Саломе Кинцурашвили, выпускницы Московской школы нового кино (МШНК) и ученицы режиссёрской мастерской Дмитрия Мамулии. Картина завоевала гран-при конкурса «Европейские студенческие фильмы» 35-го фестиваля дебютного кино Premiers Plans во французском Анжере. У Кинцурашвили получилась загадочная драма в фирменном стиле МШНК: статичные планы, необычные ракурсы и полудокументальная манера съёмки. Далеко не сразу отдельные эпизоды складываются в полную картину. Зрители, как и главный герой Гиги, постепенно понимают, что же происходит в грузинском кафе.
«Стая», реж. Артур Григорьев, Россия, 2023 (программа короткого метра)
Молодые ребята (Игнат Двойников, Александр Громыко и Артём Яковлев) представляются работниками компании, устанавливающей пластиковые окна, и впаривают доверчивым петербургским пенсионеркам ненужные услуги. Однажды парни натыкаются на неприятности — родственники одной из жертв решили жестоко отомстить.
Премьера «Стаи» прошла на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, где картина удостоилась приза «Малая серебряная тайга». Режиссёр Артур Григорьев — выпускник Московской школы нового кино, который пока не снял дебютного полного метра. Артём Яковлев, исполнитель одной из главных ролей, в прошлом году успел засветиться в драме Алисы Ерохиной «Накануне», а Игнат Двойников — звезда короткометражного «Трэпа» Анастасии Вебер, победившего на Берлинале в 2022-м. «Стая» рисует безрадостные будни бедной молодёжи городских окраин. Из способов заработка в основном применяются мелкие махинации, основное развлечение — тусы на дому с дешёвым алкоголем. Здорово, если хоть кто-то из героев вырвется из безрадостной среды с сомнительными перспективами.