В этом году мир, фанаты, дети, взрослые отмечают годовщину выхода первого фильма про мальчика, который выжил. Снимаем распределяющую шляпу и рассказываем про картины, в которых тоже есть место для магии, волшебства, фантазии, добра и зла. Без заклинаний и толстых книг про защиту от тёмных искусств, зато с не менее удивительными мирами и захватывающими испытаниями.
«Дом странных детей мисс Перегрин» (Miss Peregrine’s Home For Peculiar Children), реж. Тим Бёртон, США, Великобритания
В основе фильма — одноимённый роман Рэнсома Риггза о необычных детях, живущих в изолированном особняке и одним днём. Риггз придумал сюжет, когда увлёкся коллекционированием старинных фотографий. А фильм Бёртона напоминает оживший фотоальбом с этими самыми снимками. Конечно, мрачный сказочник не был бы собой, не измени он несколько вещей в экранизации, но подлецу всё к лицу. Главный герой рос на рассказах деда об удивительном месте, где чувствуют себя в безопасности дети с необычными способностями. Например, девочка легче воздуха, мальчик, которому снятся предсказания, невидимый юнец и девчушка, воспламеняющая взглядом что ни попадя. А стоит у штурвала этого волшебного пансиона мисс Перегрин. Статная, загадочная и курящая особа. Джейкоб, конечно, в россказни не верил, но после смерти сказочника и сам очутился на острове, где встретил всех, о кому ему вещал дедушка. В фильме и в особняке много всего удивительного, а героев ждут увлекательные приключения. Но за фасадом, конечно, кроется кристально понятная мысль — это история про «не таких», других и о том, как они противостоят миру, их отрицающему и отвергающему.
История, в которой вымысел переплетается с реальностью, а воображаемые миры начинают влиять на жизнь рассказчика и слушателя (и наоборот). Каскадёр Рой получает рабочую травму и вынужден лечиться в одной из больниц Лос-Анджелеса. Он ограничен в передвижениях, но только не в своём воображении. Герой рассказывает удивительные истории, а с жадностью, трезвым скепсисом и любопытством их слушает маленькая девочка — ещё одна «заложница» больницы. В байках Роя встречаются бандиты, рабы, принцессы, головорезы, учёные, революционеры. И жизнь каждого персонажа наполнена невероятными, красочными, фантасмагоричными и захватвыющими событиями. Но до тех пор, пока этого хочет рассказчик. Когда Рой узнаёт, что любимая женщина предала его, то решает покончить жизнь самоубийством. А вместе с ним и его герои. Этого, конечно, не может допустить юная слушательница, очарованная персонажами Роя и самим каскадёром.
Иэн Софтли, режиссёр отличного хоррора «Ключ от всех дверей» и удивительной «Планеты Ка-пэкс», в этот раз создал семейную фэнтезийную драму про дар, о котором, возможно, когда-то мечтал каждый поклонник литературы. Отец и дочь не только обожают читать книги, для них описанные авторами миры и истории — не просто буквы и сухие страницы. Оба они умеют в буквальном смысле оживлять персонажей, перенося их в наш мир. Но между любыми мирами важно равновесие, место исчезнувшего из произведения героя не может пустовать. Отец и дочь отчаянно ищут роман «Чернильное сердце», именно его несколько лет назад Мо читал Мегги. В результате парочка персонажей обосновалась в мире людей, а мать девочки, наоборот, затерялась в книжных страницах. Кстати, «Чернильное сердце» можно поймать в эфире нашего канала.
13-летний Конор очень привязан к своей матери. И, конечно, он не может простить ни ей, ни этому миру смертельную болезнь, которая совсем скоро заберёт его любимого человека. Мальчика одолевают переживания, страхи и монстр из ночных кошмаров, который является во снах и наяву, рассказывая Конору непонятные, тяжёлые, а порой и жестокие истории. Конечно, это всё про принятие и (как это стало уместно говорить) прорабатывание травмирующих эмоций. Старое тисовое дерево, каждую ночь превращающееся в чудовище, вовсе не враг, угрожающий Конору. А волшебный союзник, призванный воображением мальчика, чтобы справиться со злостью, обидой и утратой.
«Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are), реж. Спайк Джонс, Германия, США
Визионерский фильм, который населён чудовищами, сложными образами, непростыми вопросами и искренним волшебством. Ещё одна экранизация в нашем списке, на этот раз — писателя Мориса Сендака, который, как это водится, пишет для детей, но книги эти понимают, проживают с лихвой и взрослые. Спайк Джонс, создавая фильм, кажется, ориентировался не на буквы, но на иллюстрации, сопровождающие текст Сендака. Поэтому картина получилась настолько визуально завораживающей. После очередной ссоры с родителями маленький мальчик убегает в парк, где находит привязанную лодку. На ней он пускается в путешествие по воде, обнаружив себя на следующей день у берегов некого острова. Здесь живут удивительные чудовища: громкие, весёлые, грустные, дружелюбные и агрессивные. Они любят, да так сильно, что готовы съесть друг друга, ругаются, да так крепко, что щепки летят. Вместе с ними герою предстоит ответить на целый ряд важных при взрослении вопросов, пережить не одну драму, но в конце, конечно, обрести любовь.