
Берлинский кинофестиваль отличается от других тем, что, кроме основного и второстепенного конкурсов и секции гала-премьер, здесь есть несколько внеконкурсных программ. Туда периодически попадают необычные картины именитых авторов, верных своему уникальному видению. В этом году в основном конкурсе можно отыскать трёхчасовую африканскую драму «Дао», в «Панораму» отправили новую ленту корейца Хон Сан-су «День, когда она ушла», а «Форум» в 24-й раз включил в свой список кино американца Джеймса Беннинга, в этот раз снявшего кино о мостах.
О том, что интересного можно найти в столь странном кино, пишет Дима Елагин.
Ален Гомис и единство всего мира: «Дао»
Берлинский кинофестиваль, в отличие от Канн и Венеции, постоянно берёт в основной конкурс кино из стран Африки и уделяет внимание деколониальному движению. Благодаря этому в 2024 году на смотре победила документальная картина Мати Диоп «Дагомея», посвящённая репатриации объектов культурного наследия из Франции в Бенин. В «Дао» франко-сенегальского режиссёра Алена Гомиса исследуется вынесенное в название понятие — поток жизни, объединяющий всё живое на Земле. Его кино состоит из трёх частей, пересекающихся друг с другом. Первая — серия реальных интервью с непрофессиональными актёрами; вторая — визит матери Глории (Кати Корреа) и дочери Нур (Джои Кваджио) в деревню их племени; третья — парижская свадьба Нур и Джеймса (Майк Этьен).

Хотя три сюжетные линии напрямую друг с другом не связаны, одна комментирует другую. Глория и Нур приезжают в родное поселение из Марселя, чтобы проститься с её умершим главой; все жители поселения вовлекаются в сложную церемонию с участием музыкальных инструментов. В один момент действие прерывается, и одна из актрис спрашивает у создателей фильма, реальными будут ритуалы или нет, — для неё это принципиальный вопрос. Похожий монтаж сцен возникает во время свадьбы, когда женщины говорят о поведении мужчин, которые резко «добреют» в присутствии детей и внуков.
Ален Гомис создал грандиозное трёхчасовое полотно, состоящее из множества мини-конфликтов и эпизодов, насыщенных событиями. Автор во всех подробностях показывает похороны с ритуальными танцами, свадьбу, где родственники выясняют отношения, дерутся и оценивают друг друга. Кино Гомиса тяжело объять, что, кажется, соответствует его задумке. Он хотел показать жизнь во всех её проявлениях. Зачатие и рождение, следующие за погребением. Заброшенный монумент белых колонизаторов. Бывших супругов, снова вспоминающих совместное прошлое. Людей, которые общаются с духами умерших. Молодожёнов, сбегающих с вечеринки, чтобы тихо постоять в заброшенном здании и пообниматься. Всё это — дао, дао — это всё.
Хон Сан-су и вечные повторы: «День, когда она вернулась»
Любитель международных кинофестивалей Хон Сан-су ежегодно выпускает по одному фильму. В них повторяются имена героев, детали сюжетов (почти всегда персонажи вместе пьют алкоголь), везде играет похожая музыка — её пишет сам Хон, выступающий также сценаристом, оператором, монтажёром и продюсером своих картин. В них герои много молчат и будто говорят ни о чём, но на деле обо всём — полунамёками они обсуждают личную жизнь и проблемы по работе.

В «Дне, когда она вернулась» актриса Пэ Чон-су (Сон Сон-ми) снялась в фестивальной драме после большого карьерного перерыва. Женщина родила ребёнка и пережила тяжёлый развод, с тех пор она восстанавливается, худеет. По её словам, единственное, что спасло её от смерти, — это малыш. Этими и другими откровенными деталями Пэ делится невзначай, отвечая на одинаковые вопросы журналисток во время серии интервью.
Многие карины Хон Сан-су вдохновлены событиями из его реальной жизни, и «День, когда она вернулась» не исключение. В последние десять лет Хон выпустил много фильмов о режиссёре, которого за что-то «отменили». В 2015 году Хон Сан-су завёл отношения с актрисой Ким Мин-хи (известна по триллеру «Служанка» Пак Чхан-ука), о своём романе они объявили в 2017 году, а в 2025-м у них родился ребёнок. Проблема в том, что Хон до сих пор женат на другой, и супруга отказала ему в разводе. На карьере режиссёра этот скандал не сильно отразился, но Ким практически перестала сниматься в кино. Если с этим знанием смотреть на «День, когда она вернулась», то можно увидеть настоящую историю актрисы, которую журналисты снова и снова мучают одними и теми же вопросами. За безобидными разговорами об интервальном голодании, собаках и советах подрастающему поколению кроется настоящая трагедия разрушенной карьеры.
Джеймс Беннинг и его «Восемь мостов»
Чем может заинтересовать фильм, в котором на протяжении 80 минут сменяются статичные кадры с мостами. Ничего особо не происходит: по мостам ходят люди, ездят машины, под ними проплывают корабли. Тем не менее в документальных «Восьми мостах» видеоартиста Джеймса Беннинга (в его фильмографии также есть картины «13 озер» и «10 видов неба») можно найти много любопытного, если рассматривать их детально.

Когда произведение искусства настолько минималистично, то имеет значение каждый авторский жест. Например, все мосты показаны на дальнем плане, камера снимает их сбоку с нижнего или верхнего ракурсов; все мосты освещены дневным светом, ни один из них не показан при ночном освещении или при особых погодных условиях. На некоторых мостах бурлит жизнь, другие совсем пусты. Также действие происходит летом или поздней весной, на улице тепло, деревья зелёные. Слышны пение птиц, порывы ветра и отдалённые разговоры людей. На этом всё.
Несмотря на отсутствие сюжета, «Восемь мостов» — одна из ярчайших картин Берлинале, потому что показывает голую силу кино. Если посмотреть самые первые фильмы братьев Люмьер, то можно заметить всю важность позиции камеры и незаменимую единственность одной конкретной точки в пространстве, с которой стоит снимать. В «Восьми мостах» Беннинг находит эти точки. Так, первый эпизод открывается планом на мост Золотые Ворота в городе Сан-Франциско, по композиции напоминающим полотно «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего. В центре кадра — громадный мост, в нижней левой части виден уступ, на который приходят люди, чтобы сфотографироваться с достопримечательностью. Они выглядят совсем крошечными на фоне маленьких машин и гигантского произведения архитектуры. Пусть другие показанные в фильме мосты не столь известны (например, тот, что между городами Дубьюк, штат Айова, и Округа Грант, штат Висконсин) — каждый достоин своих десяти звёздных минут.









