В День российского кино мы публикуем подборку наших материалов с теми, кто творит в России, о России или на русском языке. Кино и сериалы, которые мы смотрели в 2020–2022 годах.
Василиса Кузьмина и её «Ника»
В рамках нашего проекта «Просто о кино» Василиса Кузьмина рассказала о том, как она работала над своим искренним и трогательным дебютом про «самого талантливого человека на свете»: шутки и отношения с плёнкой, чтение биографий режиссёров, разыгрывание диалогов с соавтором Василисы. А о том, какой получилась «Ника», можно прочитать в рецензии автора КИНОТВ Максима Ершова: «“Нику” хочется хвалить и хвалить. За выверенный и точный монтаж, который не даёт оторваться от действия. За разрозненный, но очень близкий по духу фильму саундтрек (рядом звучат Шура, “Гости из будущего”, Coldplay и I Monster)».
«Общага» — на крови
«Общага» — экранизация романа Алексея Иванова, в которой режиссёр-дебютант (по совместительству успешный оператор) Роман Васьянов переписал и перепридумал концовку драматичной истории про советскую общагу, время в которой не остановилось, но воспроизвело себя же, отринув любой исторический контекст и обнажив человеческую природу/жестокость/слабость. Поговорили с создателями фильма и актёрами о том, как им жилось в «Общаге» Васьянова.
«Нуучча»: когда Гилёв заходит в дом
Наш фаворит из конкурса крайнего «Кинотавра» — пронзительная драма Владимира Мункуева по произведениям Вацлава Серошевского о якутской семье, которая вынуждена поселить в своём доме русского каторжника. И вместе с ним они впустили в свою жизнь разрушительную беду. Про якутское кино, князей, российского зрителя поговорили с режиссёром. Ждём картину в кинотеатрах.
«Далёкие близкие»: путешествие отца и сына
Полнометражному дебюту Ивана Соснина на фестивале в Выборге аплодировал весь зал. Трогательное роуд-муви и последняя большая роль Евгения Сытого. Нам посчастливилось побывать на площадке и посмотреть, как снимался, возможно, самый семейный фильм 2022 года. Поговорили про короткометражки, тему отцов и детей, работу с режиссёром-дебютантом.
«Оторви и выбрось», а потом собери и восстанови
Сейчас Кирилл Соколов уже трудится в Голливуде, но перед отъездом успел презентовать в России своё убойное семейное кино про женщин трёх поколений: мать тянет дочку, дочка — маму, бабушка — внучку, внучка работает за двоих. Нам удалось задокументировать огромный пласт съёмочного процесса: драки, погони, слёзы, сны и одноглазый Яценко. Про сам фильм читайте в рецензии Алексея Филиппова: «Соколов второй фильм ходит вокруг да около “каннибализма поколений”, описывая, как отцы и матери мордуют потомков свинцовыми установками “где родился, там и пригодился”, “сама виновата”, “подрастёшь — спасибо скажешь”. Оля из “Папы” наговаривала програмный монолог, почему в меблирашке не видят зла: сбиты ориентиры, морали нет, наказывают за хорошее и дурное — вот и не различаешь уже чёрного и белого. Выживает серейший. В “Оторви и выбрось” мент Олег пытается погасить судьбоносную ссору фразой: “Я не прав, но ты…” И это лейтмотив всего фильма, корень дремлющего национального зверства».
«Разжимая кулаки» Киры Коваленко
Когда-то в другой реальности Егор Москвитин поговорил с Кирой Коваленко во время Каннского кинофестиваля о её фильме, о Сокурове, о неминуемом, но напрасном сравнении с «Теснотой» Балагова, о сепарации от родителей и, конечно, о любви к кино.
«Китобой» Филиппа Юрьева
Это, конечно, кино о любви и надежде. Наталья Серебрякова так описывала дебют Юрьева в своей рецензии: «Уже с заглавных розовых титров “Китобоя”, в которых звучит песня Джонни Кэша, понятно, что нам покажут что-то нежное, светлое, щемящее. Америка встречает Чукотку. Парень — девушку. Дэвид Линч — Алексея Балабанова. Джули Круз — Юлию Чичерину. Тут красную икру едят ложкой из трёхлитровой банки, в каждом рюкзаке спрятан пистолет, а американский маршмэллоу оказывается той ещё дрянью. Это территория неизведанного, превосходная фактура, которую так удачно запечатлел в своём полнометражном дебюте режиссёр Филипп Юрьев».
Иван И. Твердовский
«Конференция» Твердовского о трагедии Норд-Оста — сильное кинематографическое высказывание, как принято говорить о таких фильмах и историях. Егор Москвитин в своё время расспросил режиссёра о том, как каждый из нас справляется со своей травмой. Кто-то, например, — через искусство.
«Дунай» Любови Мульменко
История про то, как девушка полюбила юношу. И если любовь заканчивается, возможно, это была и не любовь. Но судить никто не вправе. Поговорили с Любой о её взаимной любви с Белградом, режиссёрском дебюте и сценарном мастерстве.
«Купе номер 6»
Нежный, дорожный, смешной, грустный и душеспасительный фильм финского режиссёра, которому удалось увидеть Россию такой, какой каждый из нас её разглядеть, возможно, не в силах. Побывали на съёмочной площадке и увидели, как снимается voyage-voyage.
«Пингвины моей мамы»: шутки про маму
Скорее грустный, нежели смешной сериал о российском стендапе. Но на самом деле не про него, а про конкретного подростка, который сбегает на сцену от семейных проблема. Поговорили с создательницей сериала Натальей Мещаниновой и исполнителями главных ролей — Макаром Хлебниковым и Александром Аграновичем — о приёмных детях, о том, стоит ли обижаться на шутки, и что может искусство.
«Продукты 24» до сих пор открыты
Сильнейшая картина о трудовом рабстве, основанная на реальной истории гольяновских рабов. Будучи на Берлинском кинофестивале (где и состоялась премьера картины), Егор Москвитин поговорил с Михаилом Бородиным о хлопке, братьях Дарденн, Узбекистане и любимых фильмах.
«Межсезонье» Александра Ханта
Режиссёр в своей лекции для КИНОТВ рассказал, как снимать кино без государственной поддержки, — отчаянно и смело. Про сам фильм же читайте в рецензии Тимура Алиева: «Картина, представленная впервые осенью 2021 года на международном фестивале в Варшаве, за месяцы ожидания российского проката обрела дополнительную коннотацию. Помимо художественного посыла “Межсезонье” обрело и политический: сегодня слоганы “Свобода — это хлопотно” и “Ты ничего не изменишь” уже не смотрятся так иронично. В то же время разбросанные по всему хронометражу картины и слова складываются в слоган “Жизнь слишком прекрасна, чтобы её бояться”. И ведь не поспоришь».