
У каждого есть свой список любимых новогодних фильмов для просмотра в декабре. Но и выпадать из водоворота новинок под конец года совсем не хочется. Редакция КИНОТВ выбрала интересные премьеры второй половины месяца. Закрываем зимний сезон 2025 года душевными ромкомами, шпионскими интригами, новой и старой фантастикой.
В кинотеатрах — классика и романтика
«Отпуск без конца» (Permanent Vacation)
с 11 декабря

«Отпуск без конца» на больших экранах — само по себе предновогоднее чудо. Джим Джармуш в своей выпускной работе безмятежно рефлексирует о личном — об аутсайдерстве и потерянности в большом городе. Судьба главного героя «Отпуска без конца» (его играет приятель Джармуша Крис Паркер) стоит на месте, пока тот слоняется без дела по грязным переулкам Нью-Йорка. От поворота к повороту парень встречает чудаков и отщепенцев, рассуждает о жизни и мечтает прославиться, как его любимый джазмен Чарли Паркер. Помимо непредсказуемого маршрута фланёра, на плёнку кинокамеры записываются волнующие Джармуша темы самоопределения, кризиса 20 лет, юношеского отшельничества, музыки и маргинальной культуры. Пусть это кино напоминает экзерсис — действительно дипломную работу, — именно здесь режиссёр формирует как стиль, так и палитру постоянных героев — потерянных в эпохе, подобно персонажам учителя Джармуша Вима Вендерса, но жаждущих жить какую угодно жизнь — хоть заурядную, хоть полную приключений.
«Вечность» (Eternity)
с 18 декабря

После своей смерти Джоан (Элизабет Олсен) прибывает на железнодорожную станцию ретрофутуристичного загробного мира. Там героиню встречает Люк (Каллум Тёрнер) — первый муж, погибший молодым на войне в Корее и ждавший душу Джоан на перроне около 60 лет. И второй супруг Джоан — Ларри (Майлз Теллер), проживший с женщиной все её взлёты и падения и умерший за неделю до неё. Героине предстоит сделать выбор, где и с кем из любимых провести вечность. Романтическая комедия Дэвида Фрейна вдохновлена фильмами 1990-х — ромкомом о загробной повседневности «Защищая твою жизнь» Альберта Брукса и фэнтези «Сердца и души» Рона Андервуда. В фокусе «Вечности» не столько забавный любовный треугольник, сколько исследование природы чувств — от страсти до благодарности — и осмысление страха смерти.
«Ночь койота» (Coyotes)
с 18 декабря

Молодожёны Скотт (Джастин Лонг) и Лив (Кейт Босворт) переезжают в дом мечты, расположенный на Голливудских холмах. Но идиллию рушит стая голодных койотов. Сладкой парочке придётся отбиваться от хищников, зашивать укусы и объединяться с испуганными соседями. «Ночь койота» посвящается всем любителям «Бивня» и «Дома тьмы» — проще говоря, фанатам Джастина Лонга. Актёр уже долгие годы является амбассадором сумасбродных хорроров, в которых откровенный трэш и кровавый юмор сочетаются с высоким концептом и высказыванием о социально важном. Впрочем, ожидать серьёзности от фильма не стоит. Это ничего не обещающий ужастик, созданный для просмотра в шумной компании. На сеансах позволительно смеяться до упаду, даже если будет не смешно.
«Пятый элемент» (The Fifth Element)
с 18 декабря

Не требующая представления классика Люка Бессона, взрастившая не одно поколение зрителей, теперь на больших экранах! В конце 1990-х, в десятилетие дистопий о будущем, Бессон пересобрал обычно мрачный футуристический сеттинг в яркий комедийный боевик и поместил в его центр жизнеутверждающую историю о любви и спасении мира. Таксист Корбен Даллас (Брюс Уиллис) влачит одинокое существование в XXIII веке, живёт в маленькой квартирке и вспоминает годы работы в спецназе. И вот внезапно в его машину попадает фантастическая Лилу (Милла Йовович), герои тут же оказываются в розыске и становятся теми, кому суждено предотвратить апокалипсис и вторжение вселенского зла. Концепт «Пятого элемента» Бессон придумал ещё в 16 лет и годами разрабатывал сценарий, корректируя сюжет и его детали, что безусловно отразилось на качестве и долголетии фильма. Но продуманное повествование — лишь часть успеха. Удивительная архитектура мира и дизайн инопланетян, костюмы от Жан-Поля Готье, харизма Брюса Уиллиса и нежность Миллы Йовович, музыка и шутки эксцентричного Криса Такера — вот что превратило фильм в бесценный артефакт поп-культуры.
Цифровые релизы: новая драма Келли Райхардт и дебют Кейт Уинслет
«Вдохновитель» (The Mastermind)
на MUBI с 12 декабря

Режиссёрка трогательных драм о простых людях, проницательная Келли Райхардт («Венди и Люси», «Первая корова») неожиданно взялась за маскулинный жанр ограбления, но не стала играть по его правилам. В очередной раз Райхардт ставит в центр истории конфликт человека и социума, раскрывая его не на словах, а в действии и посредством деликатных движений внимательной камеры.
Массачусетс 1970-х. Бедствующий трудяга, несостоявшийся архитектор, любящий семьянин и слегка неудачник — такой он, Джей Би Муни (Джош О’Коннор) — просыпается с утра под новости о Вьетнамской войне усталым от бедности и решает ограбить музей искусств. Он залезает в долги, нанимает подельников и по незнанке поручает им украсть самые дешёвые и непродаваемые музейные полотна, тем самым ставя под удар себя, жену (Алана Хаим) и двоих сыновей. Все критерии для криминальной комедии с интригующим и непредсказуемым сюжетом, казалось бы, соблюдены. Да и Джош О’Коннор на крупных планах, в широких костюмах — вылитый Эллиотт Гулд из «Долгого прощания» или Джон Кассаветис из «Мики и Ники». Но Райхардт снимает нечто иное — не нуар, не браваду и не мачистский боевик, а эстетскую, созерцательную и чуть олдскульную драму о потерянном человеке, сделавшем неверный выбор.
«Прощай, Джун» (Goodbye June)
на Netflix с 24 декабря

Разбивающая сердце рождественская драма «Прощай, Джун» — режиссёрский дебют Кейт Уинслет, снятый по сценарию её сына Джо Андерса. Четверо взрослых детей умирающей Джун (Хелен Миррен) собираются у её больничной койки, чтобы вспомнить прошлое, помириться после долгих лет обид и морально подготовиться к неизбежной утрате. Возможно, не самое лёгкое для просмотра кино в преддверии праздников, однако точно катарсическое. Героини Кейт Уинслет, Тони Коллетт и Хелен Миррен наверняка помогут зрителям с построением новых эмоциональных опор — прошлые так или иначе прохудились за тяжёлый 2025-й.
Сериалы: вторая часть «Очень странных дел» и продолжение апокалиптической фантастики

Пятый и заключительный сезон «Очень странных дел» повзрослел, как и его герои. Сохраняя статус ностальгической открытки с символами поп-культуры 1980-х, проект стремительно погружается на драматическую глубину. Продолжение заключительного сезона «Очень странных дел», по словам шоураннеров, станет самой мрачной главой в истории сериала: грядут битвы, тяжёлые решения, сокрушительные потери и долгожданные ответы. Мы всё ещё не знаем, как сформировалась Изнанка, что за существо этот Истязатель разума и что на самом деле происходит в лабораториях спецслужб. Многое — под вопросом, но от этого смотреть ещё интереснее, тем более Дафферы с каждым эпизодом провоцируют новый бум фанатских теорий. Заключительный эпизод выйдет на Netflix 31 декабря — в России эпизод будет доступен 1 января.
«Фоллаут» (Fallout), 2-й сезон
на Amazon Prime Video с 17 декабря

Продолжением фантастического сериала по играм Fallout занималась та же команда: креативный директор Bethesda Тодд Говард, продюсеры Джонатан Нолан и Лиза Джой (шоураннеры «Мира Дикого Запада»), а также сценаристы Грэм Вагнер и Женева Робертсон-Дуорет. В первом сезоне жительница бункера «Убежище 33» Люси (Элла Пернелл) поднимается на выжженную ядерной войной земную поверхность, чтобы найти отца (Кайл Маклоклен), похищенного рецидивистами. Выращенная, как в инкубаторе, героиня сталкивается с жестокой реальностью и узнаёт сокрушительную правду о родителях и предназначении бункеров. В новом сезоне Люси объединится с бессмертным охотником за головами Купером Говардом (Уолтон Гоггинс), чтобы вывести ответственную за зло корпорацию «Волт-Тек» на чистую воду. К актёрскому составу присоединились Джастин Теру — он сыграет Роберта Хауса, основателя «РобКо Индастриз» — и Маколей Калкин, который перевоплотится в загадочного гения.
«Копенгагенский тест» (The Copenhagen Test)
На Peacock с 27 декабря

Недалёкое будущее. Мозг разведчика Александра Хейла (Симу Лю) взламывают злоумышленники, получая доступ к его органам чувств. Всё, что переживает и планирует герой, подвергается утечке. Для сохранения работы в секретном агентстве и жизни Хейлу необходимо в кратчайшие сроки вернуть власть над сознанием. Шоураннером конспирологического триллера выступил Томас Брэндон, ключевой сценарист «Наследия» — спин-оффа «Дневников вампиров». Над режиссурой мини-сериала работали постановщики «Джентльменов», «Братьев Сунь» и «Как избежать наказания за убийство». А в продюсерах проекта, между прочим, числится сам Джеймс Ван. Будем надеяться, что творческой группе удалось создать напряжённое и в меру агрессивное повествование и выдержать баланс между шпионским экшеном и философской сай-фай-драмой о дебрях сознания.
«Амадей» (Amadeus)
с 21 декабря на Sky

Новая после оскароносного фильма Милоша Формана киноадаптация одноимённой пьесы Питера Шаффера 1979 года. Молодой талант Вольфганг Амадей Моцарт в исполнении харизматичного Уилла Шарпа («Белый лотос») приезжает в Вену и знакомится с придворным композитором Антонио Сальери (Пол Беттани). Конфликт эпатажного гения и профессионального ремесленника на этот раз по-своему представят шоураннеры Джо Бартон («Чёрные голуби») и Джулиан Фарино («Долг/стыд»). Оба автора специализируются на напряжённых шоу о криминальном ремесле и знатоках своего дела, поэтому в «Амадея» неизбежно проникнут динамично исполненные сонаты и оглушительные монтажные аккорды. В любом случае новое прочтение известной трагедии не помешает.
Книжный бонус
«Эта музыка слишком прекрасна» Натальи Самутиной
Релиз запланирован на 19 декабря, издательство «НЛО»
Наталья Самутина оставила значительный массив исследовательских текстов, но ни одного цельного авторского сборника. К счастью, эту работу взяли на себя её коллеги. Проработав большую часть жизни в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ, Наталья Самутина одной из первых в России последовательно открывала пространство для изучения film studies, занималась исследованием фанатских сообществ, практик потребления визуального контента и тех эмоций, которые рождаются вокруг просмотрового опыта.
Этот сборник — своего рода путеводитель, помогающий не только разобраться в теории и истории кино, но и погрузиться в понимание визуального языка современности. Одна за другой собранные статьи расширяют угол зрения: европейское культурное сознание в авторском кино конца XX века согласуется с постсоветской ностальгией, фиксируются изменения восприятия культурных практик, а в финале читателя приводят к исследованиям граффити и стрит-арта.

«Эта музыка слишком прекрасна» Натальи Самутиной
Релиз запланирован на 19 декабря, издательство «НЛО»

Наталья Самутина оставила значительный массив исследовательских текстов, но ни одного цельного авторского сборника. К счастью, эту работу взяли на себя её коллеги. Проработав большую часть жизни в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ, Наталья Самутина одной из первых в России последовательно открывала пространство для изучения film studies, занималась исследованием фанатских сообществ, практик потребления визуального контента и тех эмоций, которые рождаются вокруг просмотрового опыта.
Этот сборник — своего рода путеводитель, помогающий не только разобраться в теории и истории кино, но и погрузиться в понимание визуального языка современности. Одна за другой собранные статьи расширяют угол зрения: европейское культурное сознание в авторском кино конца XX века согласуется с постсоветской ностальгией, фиксируются изменения восприятия культурных практик, а в финале читателя приводят к исследованиям граффити и стрит-арта.









