10 августа в российский прокат выходит хоррор «Два, три, демон, приди!» — потенциальный хит независимой студии A24. Юлия Салихова вспоминает другие знаковые фильмы ужасов, вышедшие под брендом популярной среди синефилов американской инди-кинокомпании.
«Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015
Дебютный фильм Роберта Эггерса стал одним из первых в линейке новых хорроров и в некотором смысле определил развитие жанра — по сути, именно «Ведьма» задала тренд на постхорроры. Для создания пугающей атмосферы режиссёр обратился к фольклору и талантливо визуализировал на экране религиозный и мистический конфликт. В итоге эта леденящая кровь новоанглийская сказка напугала до чёртиков даже самого короля ужасов Стивена Кинга — впечатлениями от просмотра писатель поделился в своём твиттер-аккаунте.
Действие картины разворачивается в Новой Англии в XVII веке. Пуританская семья покидает общину и обосновывается в лачуге на окраине леса. Вскоре на уединённой ферме начинает происходить всякая чертовщина: от исчезновения младенца до одержимости детей злым духом. Всё семейство оказывается втянуто в мрачную борьбу с невидимой силой, которая испытывает их веру и угрожает разрушить привычный уклад жизни. В центре кошмарных событий — старшая дочь Томасин, которую обвиняют в колдовстве. Её играет юная Аня Тейлор-Джой, закрепившая за собой титул «новой королевы крика» после выхода этого фильма.
«Маяк», реж. Роберт Эггерс, 2019
В коллаборации со студией A24 Роберт Эггерс выпустил в том числе свой второй фильм — стилизованный под чёрно-белую плёнку психологический арт-хоррор «Маяк». На этот раз мастер современного хоррора обратился к морской и античной мифологии, а также глубже погрузился в тёмные уголки человеческого подсознания. Помимо прочего, вдохновение режиссёр черпал из литературы (Говард Лавкрафт, Эдгар Аллан По), кино (Дэвид Линч, Фриц Ланг), живописи (Александр Шнайдер, Жан Дельвиль) и психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг).
События фильма происходят в конце XIX века. В центре повествования два смотрителя маяка, которые спиваются и сходят с ума. По мере развития сюжета история отрезанных от внешнего мира пьянчуг превращается в дикий трип с мордобоем, пердежом и танцами. Виртуозно созданная атмосфера безумия гипнотически затягивает героев, а вместе с ними и зрителя, в сети чего-то неведомого и мрачного. Главные роли исполнили Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон.
«Реинкарнация», реж. Ари Астер, 2018
Ещё один современный хоррормейкер, тесно сотрудничающий с брендом A24, — это, конечно, Ари Астер. Компания выступила независимым дистрибьютором его прорывного дебюта «Реинкарнация» и дала зелёный свет на создание и прокат следующих работ постановщика. Концептуально первый фильм вписывается в формат «семья против сверхъестественных сил», но в первую очередь автор концентрируется на исследовании психологических травм. По словам режиссёра, «Реинкарнация» — это не столько ужасы, сколько трагедия, которая превращается в кошмар. Как бы то ни было, зрелище получилось невероятно пугающим!
Сюжет фокусируется на женщине по имени Энни (Тони Коллетт). После смерти матери героиня сталкивается с жуткими семейными тайнами. С каждым днём ей открываются новые ужасающие секреты, которые ставят под угрозу жизни её близких. Мрачная гнетущая атмосфера и сильные актёрские перформансы прилагаются.
«Солнцестояние», реж. Ари Астер, 2019
Вторая работа Ари Астера для A24, и снова громкий хит. Солнечный фолк-хоррор «Солнцестояние» рассказывает о группе американских студентов-антропологов, отправившихся в отрезанную от цивилизованного мира шведскую коммуну на праздник летнего солнцестояния. Вместе со своим парнем и его друзьями в общину приезжает девушка Дэни (Флоренс Пью). Для неё эта поездка — способ отвлечься от семейного горя и попытка вернуть романтику в отношения. Вскоре каникулы в идиллическом поселении превращаются в настоящий кошмар, ведь гостям здесь уготована роль жертв зловещих ритуалов.
«Солнцестояние» продолжает демонстрировать мастерство Ари Астера в создании психологических ужасов. Это одновременно и сельский хоррор в духе «Плетёного человека», и драма о депрессии, и честный разговор о созависимых отношениях. Творение американского постановщика расширяет границы классического хоррора и позволяет зрителям по-новому взглянуть на жанр. Для типичного фильма ужасов здесь непривычно светло, но именно постоянный дневной свет и вызывает гнетущее чувство страха.
«Оно приходит ночью», реж. Трей Эдвард Шульц, 2017
Режиссёр-сценарист Трей Эдвард Шульц считается одним из основоположников постхоррора. Его постапокалиптический слоубёрнер «Оно приходит ночью» пугал не скримерами, а предвкушением чего-то страшного. Постановщик смело обошёлся с жанровыми условностями: вместо напрашивающегося ужастика о монстрах снял сильное высказывание о природе человеческой жестокости. Критики отнесли фильм к одним из лучших хорроров 2017 года, но с тех пор об этой работе почему-то редко вспоминают.
Действие ленты разворачивается в постапокалиптическом сеттинге. Две семьи прячутся от таинственной заразы в изолированном домике в лесу. Вскоре между соседями нарастает взаимное недоверие, которое усиливается из-за жутких кошмаров одного из обитателей.
«X» и «Пэрл», реж. Тай Уэст, 2022
В прошлом году независимый хоррормейкер Тай Уэст и студия A24 презентовали две части кровавой кинофраншизы в духе «Техасской резни бензопилой». Оба фильма стали новой классикой жанра. Первым вышел ретрослэшер «X», а полгода спустя состоялась премьера приквела «Пэрл». Логическим продолжением трилогии станет сиквел «Максин», создатели обещали выпустить ленту в этом году. Главную роль во всех трёх фильмах играет икона современного хоррора Миа Гот. Причём в «X» она исполнила сразу две партии — мечтающую о славе молодую порноактрису Максин и свихнувшуюся старуху-маньячку по имени Пэрл.
Все три части стилизованы под разные эпохи: 1979, 1918 и 1985 годы. Первый фильм рассказывает про группу киношников, арендовавших небольшой дом у престарелой пары фермеров, чтобы снять кино для взрослых. Главное действующее лицо — молодая актриса Максин, которая хочет стать настоящей звездой. Девушке приходится на время отложить карьерные планы из-за кровавой бани, учинённой обезумевшей хозяйкой фермы. Приквел рассказывает предысторию сумасшедшей старухи Пэрл — её путь от мечтательной танцовщицы до убийцы с топором. Не сомневаемся, что заключительной части трилогии тоже будет чем удивить.