
20 ноября в российский прокат выходит «Авиатор» Егора Кончаловского — долгожданная экранизация одноимённого романа Евгения Водолазкина. В ожидании премьеры кинокритик Елена Зархина вспоминает самые удачные адаптации новейшей российской прозы: от точных до вольных трактовок.
«Эпидемия»

С первым сезоном «Эпидемии» произошла мистическая история. Книга Яны Вагнер «Вонгозеро» про отравленный загадочной эпидемией мир вышла в 2011-м — задолго до пандемии коронавируса. Релиз сериальной адаптации романа состоялся под финал 2019-го, поначалу не снискав популярности у широкой аудитории. Лишь в разгар COVID-19 проект обрёл незапланированную актуальность и большую славу. «Эпидемия» побила рекорды просмотров и цитируемости, что привело к выходу полностью самостоятельного второго сезона в 2022-м. Но именно первая часть точно следовала книге Вагнер, удачно передав все стороны мира на грани апокалипсиса: его противоречивых и сложных героев, страшные вызовы, трудные выборы и необходимость бороться за жизнь в условиях, когда на фоне воцарившегося хаоса общество фактически откатилось до родоплеменного уровня, где человек человеку волк.
«Петровы в гриппе»

Оригинальный роман «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова изначально опубликовался в саратовском литературном журнале «Волга», а в 2017-м вышел самостоятельной книгой, выиграл литературные премии «НОС» и «Национальный бестселлер», а также был переведён на несколько иностранных языков. Это лихорадочный и гриппозный текст, сплетающий разношёрстных персонажей и магический реализм, создавая настолько плотный и дурманящий нарратив, что порой сложно отделить явь от вымысла. В 2019 году за экранизацию бестселлера взялся мастер подобных сюжетных каламбуров — Кирилл Серебренников. Ему удалось передать главную магию романа — мир с температурой 39,9, который бьёт озноб, вызывающий галлюцинации мифологического толка. Но жизненной правды в них больше, чем кажется на первый взгляд. Картину представили в Каннах, откуда оператор Владислав Опельянц увёз премию Высшей технической комиссии.
«Общага»

Недооценённая адаптация романа «Общага-на-Крови» Алексея Иванова, вышедшего в 2006 году и побывавшего в шорт-листе премии «Национальный бестселлер». Это история про группу однокурсников, живущих в общежитии по соседству. Из-за регулярных проступков и внезапной трагедии их выселяют. Но идти героям некуда, а потому они пробираются в здание обратно и втайне от администрации начинают жить в условном подполье. В это же время не в лучшую сторону трансформируются их личные отношения, дружеские и романтические. Общага здесь — целый мир в миниатюре, очень сложный, многогранный, устроенный по собственным законам. За экранизацию текста в 2020 году взялся голливудский оператор Роман Васьянов, проект стал его дебютом в режиссуре. У него получился герметичный мир, в котором и неуютно, и хочется задержаться подольше. Картина идеально передаёт рваный нерв истории Иванова и демонстрирует отличные актёрские работы. Но ленте, кажется, досадно не повезло со временем релиза — суетный и растерянный 2020-й просто снёс её на своём пути, что абсолютно несправедливо.
«Пищеблок»

Алексей Иванов — очень популярный среди кинематографистов автор, и его «Пищеблок» — другая значимая удача в поле экранизаций отечественной прозы. В 2018 году вышла книга писателя, рассказывающая об одной смене в летнем пионерском лагере позднесоветского периода. В рядах вожатых обнаруживаются вампиры, обращающие в себе подобных юных пионеров. Иванов талантливо сплёл воедино классический роман воспитания с мистическим хоррором и сатирой. В 2021-м вышла сериальная адаптация романа, максимально близко к первоисточнику оживившая литературный мир. И пусть экранизация потеряла некоторые детали оригинального сюжета, у создателей шоу получился отличный жанровый коктейль, который также обзавёлся самостоятельным продолжением. Интересно ещё и то, что книга Иванова и сериал «Кинопоиска» случайно попали в волну интереса к вампирской тематике в России. «Пищеблок» вышел в одно время с «Ампир V», «Караморой» и ещё парочкой проектов, переосмысляющих современный или исторический образ кровопийц.
«Текст»

Книжный «Текст» Дмитрия Глуховского* увидел свет в 2017-м, а двумя годами позже вышла киноверсия, снятая Климом Шипенко. Это история про ложно осуждённого героя Илью (Александр Петров), который после семилетнего заключения выходит на волю и не может адаптироваться к новой жизни. Из тюрьмы его не дожидается мама, скончавшаяся от горя. А сам он случайно становится виновен в смерти собственного «палача» в исполнении Ивана Янковского. Преступление долго остаётся тайной, что позволяет Илье быть невидимым и ускользать от закона. Он присваивает себе личность посадившего его в тюрьму человека, скрещивая собственную загубленную жизнь с судьбой героя, повинного в его трагедии. Литературный «Текст» — сложное, злободневное и остросоциальное высказывание о непростых временах, перемалывающих людей. Его экранизация ничем не уступает первоисточнику: Александр Петров играет одну из самых сложных и важных ролей в карьере. Более того, считает эту работу своей визитной карточкой и наибольшей удачей в профессии.
«Зулейха открывает глаза»

Экранизация громкого дебютного романа Гузель Яхиной о раскулачивании сопровождалась жаркими спорами зрителей и критиков. «Зулейха открывает глаза» — история из 1930-х, развернувшаяся в татарской деревушке. В разгар зимы у главной героини Зулейхи убивают мужа за нападение на красноармейцев, а её саму вместе с сотнями других переселенцев ссылают в Сибирь. Роман подробно рассказывает историю выживания ссыльных, брошенных в глухой тайге на берегу Ангары без нормальных условий для жизни. Людям разных национальностей, конфессий и судеб приходится сообща бороться за себя в условиях суровой природы и новых порядков. Роман стал сенсацией, выиграл «Большую книгу», «Ясную Поляну», «Премию Читателя» и был переведён на 30 иностранных языков. Экранизация Егора Анашкина вышла в 2019 году, а главную роль исполнила Чулпан Хаматова (признана иноагентом). Адаптация произведения много в чём уступала первоисточнику, но всё же подарила ему удачное воплощение на экране. Сама попытка перенести столь сложный материал в понятную для широкой аудитории аудиовизуальную плоскость настолько значима и важна, что все огрехи отходят на второй план.
«Слово пацана. Кровь на асфальте»

В 2020 году Роберт Гараев выпустил «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2020-х». Настоящий успех книга снискала в 2023 году, после выхода снятого по её мотивам сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Это не буквальная экранизация книги, потому что текст Гараева документален, он представляет собой набор реальных криминальных историй и выглядит скорее исторической справкой. В нём много ярких героев с невероятными судьбами, но нет художественной целостности. Сценарист Андрей Золотарёв написал поверх хроник Гараева свою историю с оригинальными персонажами и собственной сюжетной линией, лишь пересекающейся с криминальной сводкой писателя. Сериал Жоры Крыжовникова стал мгновенной сенсацией, доказав, насколько взаимодополняющими могут быть литература и кино. Даже если книга служит отправной точкой, этого импульса может быть достаточно для написания большого драматического полотна с оригинальными героями и их судьбами.
*Писатель Дмитрий Глуховский внесён в реестр иностранных агентов по решению Минюста РФ.