7 отличных российских ромкомов: от «Питер FM» до «Неадекватных людей»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Романтические комедии в России всегда были особенными: чуть более сатирическими и рефлексивными и чуть менее «глянцевыми», чем их голливудские аналоги. Кто-то считает, что ромком умер, кто-то — что в отечественном кино этот жанр не прижился вовсе: слишком уж суровая и порой депрессивная повседневность. Однако есть фильмы, доказывающие обратное. Олеся Новикова вспоминает удачные примеры жанра, где российская ментальность лишь добавляет фильмам очарования.

«Сводишь с ума» (2025)

Кадр: «Атмосфера кино»

После долгих поисков жилья в Петербурге Алиса (Мила Ершова) наконец-то находит идеальный вариант: просторная ретроквартира в самом сердце города. Правда, и спрос на неё немаленький, а предпочтение отдают семейной паре. Претендующий на злачную хату тусовщик Иван (Юрий Насонов) с ходу придумывает притвориться счастливой парочкой, и вот договор на подписание уже у ребят в руках. Нужно только решить, кто из них по окончании импровизированного спектакля останется здесь жить в самом деле. В перепалке они не замечают, как оба подписывают по бумажке, и с этого самого момента получают одно и то же жилище, существующее автономно для каждого из них. И вроде бы всё ничего, но зеркало в ванной транслирует альтернативную реальность, в которой новоиспечённые квартиросъёмщики могут видеть жизнь друг друга.

Сюжет с подобной завязкой легко мог бы превратиться в очередной метафоричный триллер о разлуке или созависимости, но у Дарьи Лебедевой он оборачивается лёгкой и обаятельной лирической комедией, в самом романтичном, как завещали нам отечественные мелодрамы 2000-х, городе России. В своём полнометражном дебюте режиссёрка сталкивает двух полных противоположностей под стать классическим голливудским ромкомам, где заклятые враги, оказавшись в одной лодке, постепенно проникаются друг к другу и симпатией, и нежностью, а за иронией и пикировками рождается подлинная любовь.

«Питер FM» (2006)

Кадр: СТС

Радиоведущая Маша (Екатерина Федулова) теряет раскладушку, которую подбирает архитектор Максим (Евгений Цыганов). Довольно быстро им удаётся связаться друг с другом, но вот встретиться вживую и передать мобильник всё никак не выходит. А сроки поджимают: у неё скоро свадьба с нелюбимым человеком, у него — эмиграция не по собственному желанию.

В год выхода «Питер FM», полнометражный режиссёрский дебют Оксаны Бычковой, критика приняла сдержанно, но вот широкий зритель кино полюбил, сделав его вторым кассовым хитом после «Дневного дозора». Со временем фильм, казавшийся тогда милым, но несколько «гламурным», оброс культом и здорово смотрится по сей день: трудно не очароваться весенне-летним Петербургом середины нулевых, увиденным влюблёнными глазами удачно заехавшей москвички. Самое же трогательное в «Питер FM» — его интеллигентная ненавязчивость. Это ромком для грустных и рефлексирующих: здесь нет страстных поцелуев под дождём или пылких признаний. Даже незадачливый жених главной героини выведен не карикатурным неудачником, а по-своему обаятельным персонажем — просто не сошлось, бывает. Прямо как в «Июльском дожде»: двое толком не знакомых людей становятся как-то по-особенному близки, без любовной линии, но с особой оттепельной романтикой.

Читайте также: В чём феномен «Питер FM»

«Неадекватные люди» (2010)

Кадр: «Парадиз»

Фильм Романа Каримова стал своего рода откровением в жанре ромкома. Двое непозволительно разных людей сходятся вопреки нормам общественной морали и, вероятно, здравому смыслу. Тридцатилетний Виталий (Илья Любимов) страдает от депрессии и чувства вины после гибели любимой. Он переехал в Москву, ушёл в терапию и принял аскезу. Одинокая жизнь его устраивает, ведь кругом сплошные неадекваты: психолог (Евгений Цыганов) оказывается садомазохистом, начальница на работе (Юлия Такшина) — похотливой алкоголичкой, а тут ещё и дерзкая соседка-школьница на голову свалилась. Кристина (Ингрид Олеринская) курит, ходит по клубам и плохо учится, а её мать уверена, что новый интеллигентный сосед по площадке образумит отбившуюся от рук дочь. Образумил.

На культовейшую у российского зрителя любовную историю сейчас принято смотреть сквозь пальцы: роман взрослого мужчины и школьницы хоть и был смелым даже по тем временам, сейчас вызывает ещё больше этических вопросов. Впрочем, Каримов всё понимал и не лишил коллизию моральной дилеммы. Герои признают, что, будь они обычными людьми, их бы друг к другу не потянуло, но в этом неправильном, странном тандеме химии больше, чем у большинства условно нормативных кинопар. Вышедших же в 2020-м «Неадекватных людей 2» ромкомом уже не назовёшь: зрелая семейная жизнь рассеяла романтический флёр, а юношеские мечты разбились о суровую реальность. Тем не менее фильм стал редким образцом достойного сиквела и логического финала для этого «неадекватного» дуэта.

«Статус: Свободен» (2015)

Кадр: Leopolis

Есть клоуны по профессии, есть — по жизни, а есть Никита (Данила Козловский) — незадачливый стендапер, недавно потерявший свою любовь, Афину (Елизавета Боярская), ушедшую от него к чересчур идеальному скучному стоматологу (Владимир Селезнёв). Но наш герой не сдаётся: утерев слёзы и порядочно накатив, он решает во что бы то ни стало вернуть даму сердца и ставит себе дедлайн: ровно неделя.

Практически в любой кинематографии становление жанрового кино начинается с обязательных штампов, повторов рецептур, выведения формул и постепенных попыток их разнообразить. У нас же оно начинается с тотальных деконструкций. После «Питер FM» — тоже не самого классического ромкома — последовал неожиданный хит Романа Каримова «Неадекватные люди» и совсем радикальный «Статус: Свободен». Мало того, что в фильме Павла Руминова коллизия — как в «500 днях лета», а общая интонация при всём остроумии сценария довольно депрессивна, режиссёр экспериментальных и недооценённых широкой публикой хорроров («Дедлайн», «Мёртвые дочери») поместил в жанровые оковы живых людей. Получилась романтическая комедия, в которой шутки бьют больно, слёзы идут по-настоящему, а любовь оставляет не следы от помады, а раны на сердце.

Читайте также: Рецензия на «Бар “Один звонок”» с Данилой Козловским

«Про любовь» (2015)

Кадр: Кинокомпания «Магнум»

Другой заметный ромком того же года принадлежит Анне Меликян, посвятившей свою фильмографию исследованию дел любовных. Бизнесмен (Владимир Машков) предлагает секретарше Лизе (Юлия Снигирь) стать его содержанкой; пара анимешников, состоящих в отношениях по переписке, впервые пробует живое общение; выступающий за обновление городского пространства граффитист Борис (Евгений Цыганов) оставляет на зданиях города рисунки своих обнажённых любовниц; одухотворённая русской культурой японка приезжает в Москву в поисках той самой загадочной русской души, но единственным, кто разделяет её увлечения, оказывается приехавший на фестиваль японец. Столичные скетчи объединяет размышление о том, что же всё-таки такое любовь, — этот вопрос задаёт своим слушателям Рената Литвинова в образе лектора.

Киноальманах, взявший главный приз «Кинотавра», вызвал дискуссии о состоянии жанра. В отличие от эталонных классических ромкомов по типу «Реальной любви» (2003), с которой фильм Меликян пересекается формой, «Про любовь» более откровенен и не боится изображения наготы, секса и порочных связей. Но неожиданно даже для самой постановщицы картина стала как коммерческим жанровым хитом, так и самобытным авторским высказыванием о чувствах и близости в современном мире.

«Плюс один» (2008)

Кадр: «Парадиз»

Профессиональная переводчица Маша (Мадлен Джабраилова), оторвавшись от любимых книг, соглашается на однодневную подработку: надо всего лишь сопроводить знаменитого британского актёра кукольного театра Тома Гринвуда (Джетро Скиннер) на пару мастер-классов. Но противоположности — замкнутая девушка с ментальностью старушки и вечный ребёнок в теле взрослого — притираются настолько, что дело затягивается, а любовь того и гляди свяжет их накрепко. Если всё не развалится.

Для широкого зрителя Оксана Бычкова так и осталась режиссёром одного фильма, но следующая её после «Питер FM» работа кажется недооценённой вещью. Есть ромкомы для грустных, а есть — дающие надежду. Живущая как человек в футляре главная героиня благодаря любви обретает себя. Но не в том смысле, что находит «вторую половинку» и становится «цельной», а совсем наоборот. Благодаря этому британскому чудаку, совершенно на неё не похожему, она выпрыгивает из экзистенциального болота, обманчиво казавшегося ей зоной комфорта, — и начинает жить своей жизнью. В 2008-м этот посыл мало кем был считан, фильм не добрался до широкого проката и был принят критикой без особого энтузиазма. Сегодня же это кино с отличными актёрскими работами и интонационно напоминающее тогдашние фильмы «новых тихих» (очевидны переклички с «Простыми вещами» Алексея Попогребского) кажется если не ромкомом на вечер, то чем-то действительно неординарным.

«Туда» (2025)

Кадр: «Кинопоиск»

Эксцентричная и болтливая Вера (Ирина Старшенбаум) предлагает угрюмому и не особо разговорчивому таксисту Вадиму (Пётр Фёдоров) отвезти её за 1400 километров от Москвы — в Уфу — бог знает зачем, а тот ворчит, но соглашается, ведь пассажирка заплатила кругленькую сумму в оба конца. Повод «побывать на родине Андрея Губина» звучит заведомо абсурдно, и оба это понимают, но продолжают путь, останавливаясь в разных городах и сёлах: перекусить, отдохнуть, сделать, в конце концов, селфи. Что девушка бежит от чего-то, догадаться нетрудно, но фильм этим не сильно озабочен — куда важнее то, что обретают оба героя в этом спонтанном путешествии.

Снявший в 2023 году мистический хоррор про абьюз «Сёстры» Иван Петухов продолжает разговор о психотравмах, но в уже в обёртке дорожного ромкома. Наивный, местами нелогичный и спотыкающийся о сценарные дыры фильм вроде бы идёт знакомыми тропинками, но даёт ощущение свободы и свежести, к которым стремится жанр в последние годы («Поехавшая», «Далёкие близкие», «Она такая классная»). Неспроста так навязчиво появляется в кадре открытый люк машины, картинка изобилует общими планами широкоугольной оптики, а основной ландшафт — колосистое поле, куда выходят прокричаться герои. Отечественный ромком всё больше старается уйти от голливудской схемы «любви в большом городе» и укорениться в необъятных просторах страны.

Читайте также: Туристическая кинокарта России