Это лето богато на качественное российское кино, начиная от фестивального артхауса и заканчивая остросюжетным экшеном в голливудских традициях. Истории о подростковом бунте и одиночестве цепляют не меньше серьёзных исторических и производственных драм. Выбрали лучшие отечественные фильмы лета, которые по какой-то причине могли пройти мимо вас.
«Кентавр», реж. Кирилл Кемниц, 2023
Саша (Юра Борисов) — таксист, предпочитающий работать по ночам, ведь в это время суток дороги свободны, а люди куда охотнее делятся с водителем своими секретами. Впрочем, герою даже не нужно заводить с пассажирами беседу, чтобы понять, что те из себя представляют, — он давно научился считывать человека по одному взгляду на него. Однажды таксист подвозит Лизу (Анастасия Талызина), в которой сразу же признаёт эскортницу. Девушка просит «покатать» её до утра, разумеется, за щедрую плату. Лиза не знает, что в городе орудует маньяк, убивающий секс-работниц по ночам. И Саша как раз подходит под описание серийника.
«Кентавр» вряд ли перезапустит карьеру режиссёра Кирилла Кемница, за которым числятся две провальных работы — короткометражка «Блэкаут» и комедийный хоррор «Zомби каникулы». Однако остросюжетный триллер, вышедший из-под крепкой продюсерской руки Ильи Найшуллера, чей зубодробительный экшен в «Никто» и «Хардкоре» успел стать брендом, смело можно назвать одной из главных премьер лета в кинотеатрах, ведь на безрыбье и рак рыба. Если «Схватка с дьяволом» Юваля Адлера, тоже сейчас идущая в прокате, держится на гении Николаса Кейджа, то «Кентавр» выезжает на бездонном таланте Юры Борисова — многогранного молодого российского актёра, которого каждый раз открываешь заново. В неонуарном триллере Кемница он воплотил таинственного таксиста, чья личность вызывает противоречивые эмоции на протяжении всего фильма, хотя насмотренный зритель сразу поймёт, кто представляет реальную угрозу. «Кентавр» не пытается переизобрести триллер и притвориться самобытным кино. Все эстетические и сюжетные заимствования из «Лока», «Драйва», «Таксиста» и классических криминальных картин о потенциально опасных водилах лежат на поверхности, каноны жанра соблюдены, а зашкаливающее напряжение не позволяет выдохнуть вплоть до финальной сцены. Чисто визуально «Кентавр» — качественное зрелище: замкнутое пространство машины давит на психику, перестрелки и погони вперемешку с неконтролируемой жестокостью, проявляющейся ближе к развязке, заставляют нервничать ещё сильнее. Конечно, сюжетные ходы легко можно предугадать, а героине Анастасии Талызиной не достаёт глубины и продуманности, но тем не менее фильм Кемница — отличное развлечение на вечер, если не требовать от него больше, чем он может дать.
«Голова-жестянка», реж. Иван Капитонов, 2023
Школьница Женя по прозвищу Жесть (Варвара Володина) крайне неудачно упала, получив сотрясение мозга и травму ноги. Теперь девушка хромает и срывает злость на всех, кто попадётся ей на глаза. Чаще всего прилетает её бывшему парню Приходько (Олег Чугунов), с которым у них была любовь до гроба. По крайней мере, так казалось Жене. Героиня меняет своё отношение к жизни и окружающим, когда попадает в кружок робототехники, возглавляемый Святославом (Сергей Гилёв). Благодаря поддержке наставника, Женя становится более внимательной к людям и находит в себе силы, чтобы простить Приходько.
Подростковое кино основано на одноимённой повести писательницы Серафимы Орловой, она же — соавтор сценария к фильму. «Голова-жестянка» — любопытная история взросления, ознаменовавшая бенефис молодой и амбициозной актрисы Варвары Володиной, так же убедительно сыгравшей девочку-подростка в «Вызове» и «Чёрной весне». Вот только весь свой бунтарский потенциал она раскрыла именно в картине, посвящённой горестям и радостям безбашенной и в глубине души очень одинокой школьницы Жени. С уверенностью можно сказать, что с такой магнетической харизмой Варю Володину ждёт большое будущее в российском кино. «Голова-жестянка» — дебютная мелодрама режиссёра Ивана Капитонова, автора «Ледяного демона», раньше в основном занимавшегося хоррорами и выступившего одним из продюсеров «Пищеблока». У него получилось очень достойное для пробы пера искреннее и живое кино в духе «Леди Бёрд», трепетно описывающее юность как этап жизни, когда всё принимается слишком близко к горячему сердцу, будь то расставание с первой любовью или очередная ссора с родителями. Вселенная «Головы-жестянки» вращается вокруг фантазийного мира, придуманного Женей, куда она сбегает от своих проблем и травм. В нём каждая незначительная деталь, от шестерёнки до эмодзи в виде динозаврика, обладает сакральным смыслом и магией, а все события, конечно же, не случайны. Кино Капитонова, на репите рефлексирующее об одном бесконечном лете, возвращает в те беззаботные времена, когда море было по колено, а за витание в облаках не обзывали прокрастинатором, и это, безусловно, ценный зрительский опыт.
«За нас с вами», реж. Андрей Смирнов, 2023
Москва, октябрь 1952 года. До смерти Сталина осталось полгода. Семейство Петкевичей живёт в одной из комнат в коммунальной квартире в доме на Большой Пироговке. Ариадна (Юлия Снигирь) с мужем и родителями пытаются наладить свои дела, несмотря на царящий вокруг хаос. Сплошные доносы, аресты, сфабрикованное «дело врачей» и антисемитские настроения в обществе не вселяют оптимизма, но Петкевичи стараются преодолевать все трудности вместе и надеятся на лучшее, пока однажды чекисты не забирают отца Ариадны, профессора философии Павла Казимировича (Андрей Смоляков).
Если в «Мастере и Маргарите» Булгаков винил в исчезновениях людей «нехорошую квартиру», одержимую нечистой силой, естественно, завуалированно намекая на сталинские репрессии, свидетелем которых он был, то Андрей Смирнов в своём новом фильме напрямую обращается к безжалостной эпохе, когда человека могли приговорить к расстрелу из-за доноса соседей. «За нас с вами» — не самое складное кино, а его структура скорее напоминает зарисовки о жестоком времени — ужасно параноидальные, как того и требует инстинктивное ожидание героями внезапных ночных визитов, каждый раз заканчивающихся новым горем. И всё же историческая драма, в которой жизнь ограничивается тесным миром комнаты в коммуналке, где ютится семья интеллигентов, и прозябанием героини Юлии Снигирь на морозе в попытке узнать о судьбе арестованного отца, смело размышляет о кровавом прошлом, но больше — о необходимости оставаться человеком в любой ситуации, прежде всего ради себя самого. «За нас с вами» — одновременно обнадёживающий фильм о конечности глобального зла и чудовищная история об обыкновенной зависти и неприязни к своему ближнему-соседу, а нетерпимость, как известно, — корень всех бед.
«Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова, 2023
У четырнадцатилетней Миры (Таисья Калинина), на первый взгляд, есть всё, чтобы быть счастливой: заботливые родители и друзья, с которыми она весело проводит время. Но никто не знает, почему девочка старается как можно реже появляться дома. Мира хранит один очень страшный секрет, боясь попросить о помощи, которая ей так необходима.
«Один маленький ночной секрет» режиссёра Наталии Мещаниновой — самый тяжёлый российский фильм за последние несколько лет. Драма, премьера которой состоялась в Роттердаме в начале этого года, всё лето колесит по кинофестивалям и получила приз зрительских симпатий на «Зеркале» в Иванове, но о том, когда картина выйдет на стримингах, пока ничего не известно. В автобиографическом фильме режиссёр делится своей личной историей — в детстве, она, как и главная героиня Мира, пережила сексуализированное насилие со стороны отчима. О травмирующем опыте Мещанинова также писала в своём сборнике «Рассказы». «Один маленький ночной секрет» — очерк о нескольких днях из жизни девочки, оказавшейся в настоящем аду и мечтающей лишь об одном — никогда в него не возвращаться. В фильме нашлось место не только отчаянной попытке беспомощного подростка вырваться из клетки, в которую превратилась квартира родителей, но и маленьким радостям, вроде празднования Нового года с друзьями и окрыляющей первой влюблённости. Мещанинова противопоставляет морозный глоток свободы удушающей атмосфере дома, отчего её кино звучит ещё более душераздирающе. «Один маленький ночной секрет» — важный фильм, обращающий внимание на общественную проблему, о которой в России не так часто и остро говорят, как в Европе и Америке, хотя с 2020 года объём сексуализрованного насилия в отношении детей вырос на 44 %.
«Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023
Студенты питерской мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) проходят практику на ржавом рыболовном траулере «Снегирь», экипаж которого принял их в штыки. Бывалые морские волки, на дух не переносящие молодых и неопытных парней, спихивают на них всю грязную работу. У студентов, прозванных ассисяями, никак не получается влиться в коллектив, а тем временем атмосфера на борту накаляется. Главным испытанием для героев станет не конфликт между старшими и младшими и даже не беспощадный шторм. Плавание окажется свирепой проверкой на человечность.
Новая драма Бориса Хлебникова «Снегирь» переосмысляет роман Георгия Владимова «Три минуты молчания» 1969 года, рассказывающий о Сеньке Шалом, проведшем молодость в море на заработках, трудясь «сельдяным» матросом на рыболовном траулере. Вместе с режиссёром сценарий к картине написала Наталия Мещанинова, снявшая пронзительные драматические сериалы о подростках — «Пингвины моей мамы» и «Алиса не может ждать». Соавторы перенесли в кино грубый производственный быт и суровое испытание стихией, детально описанные в книге, при этом заменив сюжет о поиске себя на историю о неразрешимом конфликте поколений. «Снегирь», противопоставляющий беспечную молодость закостенелой дедовщине, не стал таким же народным хитом, как «Аритмия» (ещё один плод творческого союза Хлебникова и Мещаниновой), — его рейс в прокате, в отличие от рокового плавания захудалого судна в фильме, выдался очень тихим. Однако камерной драме всё же удалось удивить российскую киноиндустрию не кассовыми сборами, а болезненно актуальным взглядом на современное общество, в котором отсутствие диалога и восприятие свободомыслия как угрозы вселенского масштаба неминуемо приводит к трагедиям. «Снегирь», окатывающий зрителя ледяным душем неудобной правды, — вероятно, самое здравомыслящее отечественное кино последних лет.
«Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023
Руслан (Олег Чугунов) живёт в селе и проводит время как подобает подростку: тусуется с друзьями на дискотеках и встречается с девушками. Но всё меняется, когда умирает старообрядец Тихон — одинокий колдун и знахарь, за которым присматривал парень. Перед смертью старик попросил Руслана провести по нему панихиду, и парень решил во что бы то ни стало выполнить последнюю волю покойного. Получив отказ на отпевание Тихона от местного священника, герой крадёт Библию, чтобы самостоятельно проводить колдуна в последний путь.
В основу магической драмы «Наследие» Романа Михайлова, получившей гран-при на седьмом кинофестивале «Горький fest» в Нижнем Новгороде, лёг одноимённый рассказ из не так давно опубликованного сборника режиссёра «Праздники». Для театрального постановщика, писателя и математика это во всех смыслах мистическое кино — третье по счёту. Буквально на днях на кинофестивале «Выборг» Михайлов представил и свою новую работу — «Отпуск в октябре», которая выйдет в прокат осенью. Действительно самобытный режиссёр, чьей продуктивности можно позавидовать, снимает то ли сказки, то ли притчи, наполненные узнаваемой философией и гипнотической атмосферой, в которых потусторонние и религиозные мотивы переплетаются с абсолютно неправедной жизнью бандитов и полицейских, — в «Сказке для старых» и «Снеге, сестре и росомахе». Эти авторские фильмы, снятые ради искусства, а не ради заработка, погружают зрителя в транс своим монотонным, обволакивающим повествованием, предлагая наблюдать за духовными странствиями героев в этом мире и загробном. «Наследие», спин-офф «Снега, сестры и росомахи», отличается той же тягучей атмосферой, только в нём центральные персонажи вместо привычных братков и ментов — это подростки из глубинки, один из которых, Руслан, изучает вопросы веры. «Записанные сновидения» Михайлова снова оживают удивительным образом, сверхъестественные силы, происки духов и колдунов вновь остаются за кадром, но присутствие незримой мистики в фильме ощущается на кончиках пальцев. В «Наследии» молодой актёр Олег Чугунов, сыгравший парня Вари Володиной в «Голове-жестянке» и «Чёрной весне», раскрылся с серьёзной драматической стороны.