К повторному выходу в прокат «Зелёной книги» Иван Афанасьев собрал 5 фильмов, которые воодушевляют и дарят веру в лучшее. Причём это не «Рокки» или «1+1», которые вы и так наверняка уже видели не один раз, а, возможно, подзабытые или просто не известные вам картины, вдохновляющие и историей создания.
«Близкие контакты третьей степени», реж. Стивен Спилберг, 1977
Веха в истории кинофантастики. Четвёртая картина Спилберга, которая могла не состояться, если бы не успех «Челюстей», стала вызовом и для него, и для Columbia Pictures. До этого фильмы про прибытие инопланетян на Землю были в основном уделом маленьких студий, снимавших малобюджетные B-movies, поэтому все ждали провала. Но Спилберг верил в проект и довёл задумку до конца.
Итог — культовый статус, 8 номинаций на «Оскар», $300 млн сборов против $20 млн бюджета и звание одного из лучших научно-фантастических фильмов в истории.
Но самое главное в «Близких контактах третьей степени» — пришествие алиенов в фильме выглядит совсем иначе, нежели мы привыкли. На тот момент казалось, что возможное появление летающей тарелки на орбите — это апокалипсис, смерть человечеству. Не будем спойлерить, но гуманист Спилберг предлагает совершенно другую трактовку. Просто посмотрите и поймёте, почему чужой — не всегда враг (ну, кроме тех случаев, когда он зачем-то брызгается в вас кислотой).
«Слава», реж. Алан Паркер, 1980
Идея «Славы» пришла в голову продюсеру Дэвиду Де Силве, когда он попал на выступление студентов школы исполнительских искусств в Нью-Йорке. Вместе со сценаристом Кристофером Гором он написал сценарий, вдохновлённый увиденным, — они хотели передать то воодушевление, которое испытали при виде танцоров, певцов и музыкантов с горящими глазами, мечтающих о славе. Пришедший в проект Алан Паркер, на тот момент прославленный своим фильмом «Полуночный экспресс», привнёс в сценарий трагические нотки — так вдохновение уравновесила жизнь.
История учеников средней школы искусств, мечтающих стать знаменитыми, оказалась настолько успешной, что породила мюзикл, сериал на шесть сезонов и ремейк.
Саундтрек Майкла Гора и заглавная песня в исполнении Айрин Кары, на тот момент никому не известной актрисы и танцовщицы, получили премию «Оскар» (позже Fame станет хитом из репертуара Дэвида Боуи). При том это не кино, которое будет бесконечно вас веселить и радовать, — судьбы многих студентов трагичны, и мы знаем, что не все из них станут известными. Такова цена славы — но всегда стоит хотя бы попробовать.
«Ганди», реж. Ричард Аттенборо, 1982
Что такое терпение? Спросите у сэра Ричарда Аттенборо — путь от задумки фильма про Махатму Ганди до воплощения в жизнь занял у него почти 30 лет. Всё это время он не сдавался, несмотря на бесконечные препоны — продюсер Габриэль Паскаль и премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, курировавшие проект на разных этапах подготовки к производству, скончались до начала съёмок, а позже фильм чуть не перешёл в руки Дэвида Лина, снявшего «Лоуренса Аравийского». Но результат стоил того: 8 премий «Оскар», сборы, почти в шесть раз превысившие бюджет, — при продолжительности в три с лишним часа! — и звание величайшего фильма в истории.
Сила «Ганди» не только в его монументальности (в одной из сцен задействованы более 300 тысяч человек массовки!), но и в посыле.
Это гуманистическое кино, которое учит исключительно хорошему: «философия ненасилия», ставшая краеугольным камнем политики Ганди в борьбе за независимость Индии, не навязывается зрителю (что как раз было бы насилием) а подаётся как альтернатива агрессии. То, что нам сейчас нужно.
«В супе», реж. Александр Рокуэлл, 1992
В противовес предыдущим фильмам «В супе» — кино маленькое, но способное перевернуть в душе очень многое. Это история стеснительного мечтателя-неудачника (его играет молодой Стив Бушеми), который мечтает продать кому-нибудь свой сценарий на сотни страниц, вдохновлённый кинематографом Тарковского, познакомиться с соседкой по лестничной клетке и выплатить, наконец, многочисленные долги. Решение проблем находится в лице странного господина гангстерской наружности, который возникает буквально из ниоткуда и соглашается помочь «юному гению».
История связана с опытом самого Рокуэлла: в детстве он прогуливал уроки, буквально ночуя в кинотеатрах.
После, вместо колледжа, уехал в Париж к своему дедушке, знаменитому аниматору российского происхождения Александру Алексееву, помогал ему на съёмках и коротал свободное время во Французской синематеке, отсматривая по 3-4 фильма в день. Вернувшись в США, работал таксистом, торговал минеральной водой и даже продал свой саксофон, чтобы снять первый фильм. Название картины (In the Soup), кстати, отсылает к идиоме «быть (не) в своей тарелке» — и, в общем, кино об этом: иди к мечте — всё получится, но придётся поработать над этим.
«Руди», реж. Дэвид Анспо, 1993
Фильмы про американский футбол — специфическая прослойка кинематографа: за пределами США этот вид спорта не столь популярен, а потому многие даже не знают правил игры. Тем не менее «Руди», байопик о становлении Дэниэла Руттигера, мечтавшего играть в любимой команде, но не обладавшего необходимыми физическими данными, посмотреть стоит, даже если вы терпеть не можете спорт и фильмы о нём. Просто потому, что это в первую очередь фильм про силу человеческого духа.
Сыграл Руттигера, кстати, 22-летний Шон Эстин, который через 10 лет прославится, но уже на весь мир, ролью Сэма Гэмджи во «Властелине колец».
Интересно здесь то, что для Эстина съёмки стали в некотором роде закрытием собственных гештальтов. Как сам он заявил в одном из интервью, будучи развитым физически, в школе «всегда был на скамейке запасных» из-за своего невысокого роста (1,68 м). Если вам нужен дополнительный заряд мотивации, то вот он: по части сборов «Руди» показал себя слабовато, зато потом стал настоящим хитом 1990-х, разошедшимся на видеокассетах, а в 2018 году даже был возвращён в ограниченный прокат.