Соня Бессонова рассказывает про роли Вина Дизеля. Какие-то фильмы вы точно видели, а какие-то могли и упустить, тем самым не раскусив творческий потенциал актёра.
Для ясности: под приметными будем понимать те роли Вина Дизеля, которые выделяются на фоне фактурного брутала Доминика Торетто из «Форсажа», таких же Туропа из «Вавилона нашей эры» и лысого няньки из «Лысого няньки». Может справедливо показаться, что тем самым мы сократили его фильмографию на 90% и загнали себя в тупик, но нет, актёру есть чем удивить искушённого зрителя.
«Признайте меня виновным», реж. Сидни Люмет, 2006
В середине нулевых режиссёр грандиозных «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмет, растративший последние годы творческой активности на откровенный проходняк, ничуть не изменил своим привычкам и снял точно такой же среднячковый фильм. И тем лучше, что на главную роль взяли Дизеля, привлекающего внимание к картине не своей выхолощенной игрой, но старанием вжиться в роль славного простака, бывшего мафиози, угодившего на скамью подсудимых. Джеки ДиНорцио — невыдуманный член преступного клана Луккезе, который отказался от услуг адвоката и, вооружившись одними молитвами и обаянием, поплёлся на свидетельскую трибуну выгораживать своих товарищей по несчастью, которых без преувеличения считает семьёй. Звучит знакомо, не правда ли?
«Бойлерная», реж. Бен Янгер, 2000
В криминальной драме о брокере Сете Дэвисе, мечтающем разбогатеть и не сильно расстраивать отца своим предыдущим заработком — подпольным казино, Вин Дизель играет преуспевающего брокера, через стол от которого садится главный герой. Его Крис Варик отлично вписывается в команду отмороженных биржевиков из J. T. Marlin, отпускающих оскорбления в перерывах между употреблением кокса и ставками. Хотя некоторые коллеги считают Варика недалёким, одна из сцен показывает, что в его арсенале есть эффективные методы воздействия на клиентов — и впаривания им бессмысленных акций.
«Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча», реж. Энг Ли, 2016
На заре карьеры Дизель сыграл рядового во всем известном фильме Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», а долгие годы спустя его повысили до сержанта в куда менее популярной военной драме Энга Ли. Увы, Вирджил «Шрум» Брим появляется лишь во флешбэках 19-летнего Билли Линна, вместе с которым воевал в Ираке. Во время службы он вёл себя как и подобает старшему по званию: заставлял юнца наматывать круги до третьего пота, всячески его выбешивал, но и не забывал подбадривать, зачастую выдавая до того комичные фразы, что их впору разбирать на цитаты в «пацанские паблики». О судьбе Брима становится ясно в первые семь минут, его роль в жизни Линна — запустить череду не приносящих особой радости событий, как то двухнедельный солдатский промотур по стране, и философствовать даже после смерти.
«Многоликий», реж. Вин Дизель, 1995
Внимание, режиссёрский дебют Вина Дизеля. В полуавтобиографической короткометражке за 3 тысячи долларов он играет парня с «многонациональным» бэкграундом, которому всё не попадается подходящая роль: то он слишком белый, то слишком лысый, то языковой барьер не позволяет. Амбиции у него исполинских размеров, он хочет всего и сразу, реклама и мыльная опера не для него. К слову, этот фильм однажды увидел Спилберг и позвал Дизеля сниматься в своём «Спасти рядового Райана», после чего у того уже не было проблем с ролями.
«Чёрная дыра», реж. Дэвид Туи, 2000
В первоначальной версии сценария закоренелый преступник Ричард Б. Риддик был женщиной, а потому решение пересмотреть роль и взять на неё Дизеля кажется определённо удачным. Здесь он сыграл так, как играют те, кому впервые доверили главную роль в потенциальном блокбастере: с нерастраченной харизмой, нарочитой серьёзностью, неподдельным азартом. Риддик, несомненно, прав, когда заявляет, что не его следует бояться остальным выжившим в кораблекрушении пассажирам, но не договаривает, что, хотя и теплится в его чёрной душе огонёк милосердия, он не способен думать о ком-либо, кроме себя.
Бонус
Breakin’ in the USA: Break Dancing and Electric Boogie Taught by the Pros, 1984 — возможно, самая необходимая работа в карьере Дизеля, 50-минутное обучение технике брейк-данса от подростков, в числе которых ещё не растерявший волосы будущий голливудский актёр.