В российском прокате — сразу два фильма про роботов: канадский сай-фай-триллер «Больше, чем люди» и американский фантастический ромком «(Не)идеальные роботы». Об этих и других новинках кино про андроидов, репликантов и техносапиенсов рассказывает Юлия Салихова.
«Больше, чем люди», реж. Эйприл Маллен, 2022
После автомобильной аварии молодая вдова решает заменить погибшего супруга его точной копией. Однако очень скоро женщина начинает жалеть о своём решении, ведь в синтетической железяке с банком воспоминаний умершего мужа нет ничего человечного. Отвергнутый репликант пытается принять реальность и всеми силами старается вернуть любимую. Постигать азы человековедения ему помогает бывший разработчик корпорации по производству роботов, чья автоматизированная подружка попала в лапы организации по отлову восставших против системы андроидов. Программист-преступник и его приятель-робот становятся мишенью твердолобого агента, который из личных мотивов остервенело выслеживает и устраняет незарегистрированных репликантов.
Уже на уровне завязки складывается впечатление, что перед нами самая банальная научная фантастика, которую все уже много раз видели. По сути, так и есть. Канадский сай-фай-триллер «Больше, чем люди» запрограммирован на то, чтобы быть эдакой бюджетной версией «Бегущего по лезвию». Здесь тоже есть намёки на глубокий смысл и философию в духе «Что делает человека человеком?», но в целом это заезженная и неубедительная история, которая не привносит ничего нового в жанр. Хотя в фильме есть парочка действительно душераздирающих моментов, картина сильно проседает из-за разрозненного повествования. Авторы попытались соединить три отдельные сюжетные линии, но так и не решили, какая из них центральная. В итоге весь материал выглядит безлико и механически. Для одноразового просмотра, в общем-то, сойдёт, но надеяться на шедевр не стоит.
«(Не)идеальные роботы», реж. Каспер Кристенсен, Энтони Хайнс, 2023
Прожигающий жизнь ловелас Чарльз (Джек Уайтхолл) использует робота-двойника для личных целей. Приветливый андроид C2 выполняет за ленивого хозяина всю работу, включая восьмичасовые сидения в офисе, сортировку трусов по количеству хлопковых нитей и бритьё промежности. Но главная задача двойника — это, конечно, утомительные свидания. Чарльз подключается к делу только тогда, когда обманутые девушки готовы перевести отношения в другую плоскость. Всё меняется, когда парень сталкивается на катке с горячей красоткой Элейн (Шейлин Вудли), которая раскручивает мужиков на дорогие подарки, а на интимные встречи отправляет вместо себя свою точную копию E2. В итоге между их роботами неожиданно вспыхивают романтические чувства. Идеальная парочка решает кинуть своих владельцев и сбежать в свободную для андроидов Мексику. Бабнику и охотнице за деньгами придётся объединить силы, чтобы вернуть взбунтовавшихся двойников. Причём сделать это настолько тонко, чтобы в конце пути не оказаться за решёткой.
«(Не)идеальные роботы» основаны на рассказе известного фантаста Роберта Шекли «Мой двойник — робот». Правда, от исходного текста здесь мало что осталось. Сценаристы «Бората» и «Бруно» решили скрестить сай-фай с ромкомом и нашпиговать полученный результат пошлыми шутками на грани фола. Кроме типичной для подобного жанрового кино мысли «робот учит человека быть человеком», в историю вписана бесхитростная сатира на стену Трампа — в масштабах комедии андроиды выполняют задачи, которые раньше выполняли нелегалы. Пускать такое посредственное кинцо на большие экраны, кажется, было слишком амбициозно. Есть ощущение, что в каталоге премьер Netflix этот необязательный к просмотру фильмец смотрелся бы куда более органично.
«Чон-и», реж. Ён Сан-хо, 2023
А вот южнокорейский сай-фай-боевичок «Чон-И» звёзд с неба не хватает. Фильм вышел на Netflix в начале года и почти сразу затерялся в каталоге стриминга. Интерес к проекту подогревает разве что фигура режиссёра — ленту снял создатель южнокорейского зомби-хита «Поезд в Пусан» Ён Сан-хо. При этом его эксперимент с жанром научной фантастики сложно назвать удачным. «Чон-и» многое заимствует у боевиков вроде «Терминатора» и «Грани будущего», но не находит собственный голос. Скудный визуальный ряд, заезженный концепт, нелогичный сюжет, плохая игра актёров и невнятная сентиментальная линия — здесь буквально не за что зацепиться. Интереса ради посмотреть, конечно, можно, но в случае чего и пропустить не страшно.
Действие фильма разворачивается в мрачном постапокалиптическом будущем. Из-за климатических изменений Земля оказывается непригодной для жизни, поэтому люди переселяются на специальные станции-убежища в космосе. Со временем между отдельными колониями развязываются вооружённые конфликты, которые длятся десятилетиями. Учёные из корпорации «Кроноид» решают клонировать мозг погибшей в сражении легендарной воительницы Юн Чон-и (Ким Хён-джу). С её помощью разработчики планируют создать армию боевых ИИ-роботов для победы в многолетней войне. Проблема в том, что всякий раз роботизированная версия Чон-и спотыкается на одном и том же месте в детально воссозданной симуляции битвы, поэтому исследование никак не может сдвинуться с мёртвой точки.
«М3ГАН», реж. Джерард Джонстоун, 2022
Девочка Кэди (Вайолет Макгроу) становится сироткой и оказывается на попечении у работающей в корпорации по производству технологичных игрушек тетушки Джеммы (Эллисон Уильямс). Джемма совсем не умеет общаться с детьми и слишком зациклена на карьере, поэтому передаёт обязанности по воспитанию племянницы в руки собственного изобретения — экспериментальной механической куклы с самообучающимся искусственным интеллектом «Модель 3 Генеративный АНдроид», или коротко «М3ГАН». Кэди быстро находит общий язык с новой подружкой. Вот только кукла-андроид слишком буквально воспринимает задачу оберегать девочку от физического и эмоционального вреда, что приводит к серии убийств невинных людей и животных.
Комедийный ужастик «М3ГАН» — совместный продукт успешной хоррор-студии Blumhouse и известного хоррормейкера Джеймса Вана, который на этот раз выступил в качестве соавтора и продюсера. Фильм стал хитом задолго до выхода на экраны благодаря грамотному маркетингу: показанный в трейлере танец зловещей куклы-убийцы завирусился в TikTok. В итоге создателям даже пришлось подгонять финальную версию под рейтинг PG-13, чтобы попасть в целевую аудиторию проекта. Конечно, уровень жести при монтаже значительно снизился, но даже без обилия кровавых сцен получилось довольно увлекательное жанровое кино. Хотя формально в ленте нет ничего выдающегося, оторваться от просмотра невозможно. Учитывая ажиотаж вокруг картины, кажется, у истории про куклу-убийцу есть задел на франшизу. К слову, сиквел уже находится в разработке.
«После Янга», реж. Когонада, 2021
Премьера медитативной сай-фай-драмы «После Янга» состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале, но до российского проката меланхоличная хай-тек-фантазия добралась только в начале 2023 года. В этой версии будущего роботы не представляют опасности, а одной из главных тем является переосмысление человеческих взаимоотношений в эпоху стремительно развивающегося технологического прогресса. Вопрос «Что значит быть человеком?» здесь тоже фигурирует, но на первый план выступают скорее размышления в духе «Снятся ли андроидам электрические овцы?». Фанатам блокбастеров динамика этой вдумчивой научной фантастики может показаться слишком размеренной, но именно эта медлительность добавляет ленте особую атмосферу и позволяет сполна насладиться каждым кадром.
В центре сюжета находится дружная семья, чей человекоподобный домашний робот Янг (Джастин Х. Мин) неожиданно впадает в цифровую кому. Глава семейства Джейк (Колин Фаррелл) ищет способы вернуть техносапиенса к жизни, но умный помощник оказывается неисправен. Только во время просмотра извлечённых из неработающего андроида гигабайтов цифровых воспоминаний Джейк осознаёт истинную ценность робота. Хотя боль утраты бьёт по каждому члену семейства, особенно тяжело переживает потерю «брата» приёмная дочь Джейка и Киры (Джоди Тёрнер-Смит) Мика (Малеа Эмма Тьяндравиджая).
Бонус! «За морем» (3-я серия 6-го сезона «Чёрного зеркала»)
С учётом 80-минутного хронометража третью серию недавно вышедшего шестого сезона мрачной сай-фай-антологии «Чёрное зеркало» можно смело внести в список новых «фильмов» про роботов. Действие ретрофутуристического эпизода «За морем» разворачивается в 1969 году. Астронавты Клифф (Аарон Пол) и Дэвид (Джош Хартнетт) физически находятся на космическом корабле, но благодаря технологиям могут «телепортироваться» домой при помощи переноса сознания в тела специально созданных по их образу и подобию роботов. Однако на Земле не все позитивно настроены к разгуливающим по городу репликантам. Когда секта противников технологий убивает семью Дэвида и уничтожает его механическую копию (созданную в единственном экземпляре!), тот впадает в депрессию вселенских масштабов. Чтобы хоть как-то помочь напарнику справиться с трагедией, Клифф по наставлению жены Ланы (Кейт Мара) предлагает коллеге пользоваться его каналом по одному часу в неделю. Неудивительно, что такая схема приводит к довольно плачевному финалу.