Discovery и BBC приучили зрителя к сугубо образовательным передачам про дикую природу, где животные рассматриваются с позиций популярной науки. Дарья Тарасова собрала пять документальных фильмов о братьях наших меньших, которые позволяют взглянуть на этот жанр по-новому.
«Гунда», реж. Виктор Косаковский, 2020
Когда «Гунду» Виктора Косаковского показали на Берлинале в 2020 году, она моментально покорила и поразила зрителей и критиков. В медитативной чёрно-белой картине о жизни свиньи и других обитателей фермы напрочь отсутствует след человека — нет ни привычного закадрового голоса, ни навязчивого присутствия людей. В этом принципиальном отказе от антропоцентризма кроется главная сила фильма: мы наконец можем посмотреть на мир животных не со стороны, а буквально изнутри, глазами Гунды. Финал картины, трагический и душераздирающий, и вовсе выводит восприятие этого соседнего для человека мира на новый сострадальческий уровень.
«Мой учитель-осьминог», реж. Пиппа Эрлих, Джеймс Рид, 2020
Пиппа Эрлих и Джеймс Рид в «Моём учителе-осьминоге» взялись за совсем, казалось бы, неподъёмную задачу — показать, что найти общий язык с обитателем водных стихий возможно. Дружбу с самкой осьминога заводит в этом фильме документалист Крейг Фостер: разочаровавшись в жизни, он отправляется искать ответы на извечные вопросы в море и находит там любопытную «собеседницу». Идею единения с миром во всём его разнообразии осьминожиха передаёт человеку плавными движениями щупалец и закрепляет многочисленными подводными рукопожатиями. И хотя жизнь моллюска не так длинна, как того хотелось бы зрителю и самому Фостеру, всё же человек, благодаря учительнице, выбирается из собственного панциря — и выбирается совершенно другим.
«Земляне», реж. Шон Монсон, 2005
«Земляне» Шона Монсона с голосом Хоакина Феникса и музыкой Моби вызывали и вызывают смешанную реакцию. Провокационный фильм об эксплуатации животных вряд ли бы мог обойтись без довольно очевидных манипуляций, с точки зрения статистики картина тоже не без огрехов, однако на фоне показанных на экране видеоматериалов такие средства кажутся вполне себе оправданными. Кино — искусство вуайеристское, какие бы образы ни фиксировала камера. В случае с «Землянами», составленными из кадров со скрытых камер в зоомагазинах, приютах, скотобойнях, лабораториях и цирках, правда настолько неудобна, что вызывает рвотный рефлекс.
«Человек гризли», реж. Вернер Херцог, 2005
Вернер Херцог, конечно, снимал этот фильм не совсем о дикой природе: в центре истории — человек, исследователь-любитель Тимоти Тредвелл, который так хотел стать частью мира медведей гризли, что оказался жертвой одного из этих грозных животных. Тимоти погибает в самом начале, но вскоре предстаёт живым на кадрах своего видеодневника и в записанных разговорах Херцога с близкими натуралиста. С одной стороны — это исследование гризли глазами человека, который влюблён в этих медведей, с другой — притча о том, что такая любовь иногда идёт наперекор важнейшему в природе чувству самосохранения.
«Бухта», реж. Луи Сахойос, 2009
Остросюжетное расследование Луи Сахойоса с участием экс-дрессировщика дельфинов Рика О’Бэрри в чём-то схоже с «Землянами», однако построено по другому принципу с точки зрения нарратива. Съёмочная группа отправляется в японский городок Тайдзи, чтобы разоблачить массовое уничтожение дельфинов, которое происходит на местном побережье каждый год. Съёмки не были согласованы с государственными органами, но иначе пролить свет на жестокость человека по отношению к одному из самых умных млекопитающих было попросту невозможно. Отсюда — элементы детективного триллера, даже ужасов, которые не так часто присущи документалистике.