В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективным, а культ автора, описанный когда-то Франсуа Трюффо, постепенно отходит на второй план. Тем не менее многие до сих пор ассоциируют фильмы в первую очередь с режиссёром. Тимур Алиев собрал подборку игровых лент, в центре которых реальные и вымышленные кинематографисты.
«Боль и слава», реж. Педро Альмодовар, 2019
Один из самых ярких фильмов о судьбе режиссёра подарил нам испанский постановщик Педро Альмодовар. «Боль и слава» — история потерянного режиссёра, который, кажется, подходит к границе своего творческого пути и не знает, что там дальше, за туманом. Оглянуться назад — выбор, который сделать проще всего, чтобы оценить прожитые годы и понять, где ты ошибся и в какой момент свернул не туда.
Главную роль в фильме играет один из любимых актёров Альмодовара, Антонио Бандерас. Именно его глазами мы видим разные возрастные и карьерные эпохи престарелого режиссёра Сальвадора Мальо. Здесь и его отношения с родителями (в частности, с матерью), и первые разочарования в собственных полнометражных творениях, и постепенное пристрастие к запрещённым веществам, и даже персональные компромиссы, на которые пришлось идти вследствие внешних обстоятельств.
«Горе-творец», реж. Джеймс Франко, 2017
Зажигательное драмеди, посвящённое съёмкам фильма «Комната» Томми Вайсо — произведения, широкого известного в узких кругах любителей кинотрэша. Лента, которая стала настоящим эталоном бездарности, фантастическим образом обрела целую армию поклонников. О том, как появился на свет этот кинематографический Франкенштейн, рассказал американский актёр и режиссёр Джеймс Франко.
В центре внимания — красавчик Грэг (Дэйв Франко, брат Джеймса), который на актёрских курсах знакомится с взбалмошным и загадочным генератором идей Томми Вайсо (главную роль Джеймс исполнил сам). Кажется, между ними нет ничего общего, однако объединяет товарищей по будущему «несчастью» любовь к самовыражению. Пытаясь исполнить мечту миллионов и покорить Голливуд, Грэг и Томми берутся за съёмки собственного кино (множество проб не приводит к какому-либо результату) — в будущем худшего фильма в истории человечества.
«Пазолини», реж. Абель Феррара, 2014
Один из главных итальянских режиссёров, автор «Теоремы», «Медеи» и знаменитой экранизации «Сало, или 120 дней Содома», Пьер Паоло Пазолини прожил бурную, насыщенную событиями и людьми жизнь. Однако постановщик Абель Феррара из Нью-Йорка, известный своим нетривиальным подходом к кинопроизводству, взялся рассказать лишь о конкретном отрезке жизни скандального постановщика.
«Пазолини» Феррары посвящён уходу знаменитого итальянца из жизни. Смерть Пазолини по сей день окутана тайной — после того как осуждённый за убийство отказался от своих показаний, появилось множество теорий, что же случилось с Пьером Паоло. По версии Феррары, его избивает группировка гомофобов (Пазолини не скрывал свою гомосексуальность). В день смерти режиссёр (его играет любимый актёр Феррары Уиллем Дефо) обедает в доме матери, а позже встречается с друзьями и бывшими любовниками.
«Хичкок», реж. Саша Джерваси, 2012
Игровой байопик о мастере саспенса и, в общем-то, человеке, внедрившем в наш индустриальный словарь этот леденящий душу термин. В центре повествования как раз история создания знаменитого «Психо» с той самой сценой в душе.
Уже состоявшийся и известный — прежде всего, своими дорогостоящими фильмами — Хичкок берётся за более чем скромное чёрно-белое кино. В главной роли — сэр Энтони Хопкинс, которого узнать можно, если приглядеться (не Гари Олдман в роли Черчилля в «Тёмных временах», конечно). Позади мэтра — грандиозный успех «На север через северо-запад». Страх Альфреда, что столь высокую планку ему никогда не покорить, постепенно трансформируется в пристальное внимание к безднам человеческой души. Итог — «Психо», хитроумная симфония ужаса.
«Эд Вуд», реж. Тим Бёртон, 1994
Когда вспоминают Тима Бёртона, на ум приходит либо «Кошмар перед Рождеством» (режиссёр написал сценарий), либо «Эдвард руки-ножницы». В крайнем случае — две части «Бэтмена» из 90-х. Однако готический режиссёрский байопик «Эд Вуд» вспоминают куда реже. Почти 30 лет назад Бёртон подарил нам поистине легендарную историю «худшего режиссёра всех времён» (по версии критиков Гарри и Майкла Медведов), автора легендарного творения «План 9 из открытого космоса» о вторжении инопланетян в США.
В оскароносном байопике Бёртон пускается в подробный рассказ о веренице падений (справедливости ради, были и взлёты, но крайне мало) голливудского горе-постановщика. Этот образ воплощает на экране Джонни Депп — и актёр в самом расцвете творческих возможностей! Жизнь Эда Вуда — младшего — он же Дон Миллер, он же Дэниэл Дэвис — это необыкновенная трудоспособность (по 20 сцен за смену, каждая снимается с одного дубля) вкупе с коммуникацией с одиозными персонажами вроде Белы Лугоши, который страдал зависимостью от запрещённых веществ.