Соня Бессонова составила список из 5 документальных фильмов, режиссёры которых зрителю (скорее всего) известны как звёзды сугубо игровых форматов. В них Гас Ван Сент рассказывает про детскую смертность, Гаспар Ноэ — про СПИД, Пол Томас Андерсон отправляется в неописуемое словами кинематографическое путешествие, Линн Рэмси снимает живую легенду, всю жизнь фотографировавшую людей, а Сара Полли хочет знать всё о своей матери.
«8», новелла Mansion on the hill, реж. Гас Ван Сент, 2008
В начале 2000-х члены ООН договорились достичь к 2015 году восьми международных целей, которые должны были помочь государствам добраться до уровня развития повыше и облегчить жизнь человечеству. По ходу дела было решено напомнить о договорённостях при помощи кинематографа — так на свет появился киноальманах «8», созданный восьмью режиссёрами из разных стран, где каждая из новелл посвящена той или иной цели.
Mansion on the hill — семиминутный фильм Гаса Ван Сента, в которой режиссёр рассказывает о высоких показателях детской смертности. Не заметить посыл невозможно, ведь каждые 5-10 секунд на экране приводятся данные о количестве ежегодно, ежедневно погибающих детей. Надписи идут поверх кадров с разъезжающими по американскому пригороду юными скейтбордистами, и это неспроста — у этих ребят, прилично одетых, пьющих, очевидно, чистую воду и имеющих доступ к медицине, есть будущее, чего не скажешь о тех, кто пополнил неутешительную статистику.
«8», новелла SIDA, реж. Гаспар Ноэ, 2008
Над киноальманахом «8», продвигающим идеи «Целей развития тысячелетия» ООН, работал и провокатор из Франции Гаспар Ноэ. Но в его новелле SIDA (что в переводе означает «СПИД») провокационного материала нет, есть только 18 минут чистого напряжения: с первых секунд зрителю дают понять, что главный и единственный герой, уагадугец Дьедонне Ильбудо, скончался до премьеры фильма. И всё, что остаётся после, это вслушиваться в размеренный голос и всматриваться в лишённые надежды глаза мужчины, раздираемого физической и эмоциональной болью, который рассказывает историю своей угасающей жизни.
«Джунун», реж. Пол Томас Андерсон, 2015
Решили как-то раз израильский певец Шай Бен-Цур, соло-гитарист Radiohead, композитор «Нефти» Джонни Гринвуд и музыкальный продюсер Найджел Годрич записать совместный world music альбом и отправились в многовековую крепость Мехрангарх, что в Раджастхане. С собой в поездку они позвали Пола Томаса Андерсона (старого знакомого и известного ценителя музыкального искусства), а тому только повод дай взять в руки камеру. Так и появился «Джунун» — часовая картина о создании заветной пластинки, ставшая первым документальным опытом «оскароносного» режиссёра.
По одному видеоряду трудно понять, что вообще происходит, а в кадре и вне его никто ничего не объясняет. Есть только небрежная съёмка, фиксирующая работу причастных к созданию альбому людей (а их там много — чего стоит индийский ансамбль The Rajasthan Express из 19 человек). Андерсон будто позволил себе отдохнуть от удушающего внимания к деталям, присущим всем его игровым картинам, и погрузил зрителя в легковесное плавание по ритмам «Джумуна», чьи мелодии гипнотизируют переплетением струнных и духовых инструментов с гитарой и клавишными Гринвуда и вокалом Бен-Цура, поющего на хинди, иврите, урду.
Brigitte, реж. Линн Рэмси, 2019
Об авторке «Что-то не так с Кевином» и «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси, кажется, давно ничего не слышно, но это не совсем так: более года назад она сняла чёрно-белый короткий метр о живой легенде портретной съёмки Бриджит Лакомб. Большую часть своей жизни седовласая фотографиня потратила на то, чтобы запечатлеть на камеру знаменитостей, в числе которых Джек Николсон, Мэрил Стрип, Барак Обама. Теперь же она сама стала объектом продолжительной фотосъёмки — в ходе работы не знающая отдыха Лакомб ведёт диалог с режиссёркой, делится с ней своими соображениями о творческом процессе и детскими воспоминаниями, определившими её как личность.
«Истории, которые мы рассказываем», реж. Сара Полли, 2012
Хотя канадка Сара Полли известна в первую очередь как актриса, как режиссёра её выделяют художественные фильмы вроде «Вдали от неё» и «Любит / Не любит». В её лаконичном списке режиссёрских работ есть одна документальная, зато какая — предельно личная, имеющая непосредственное отношение к ней самой. Для съёмок «Историй, которые мы рассказываем» Полли пять лет собирала всю родню, намереваясь воссоздать с их слов многослойный портрет своей матери Дайан, которая скончалась, едва будущей постановщице исполнилось 11 лет. Но это лишь предлог для того, чтобы позволить спикерам приоткрыть завесу одной семейной тайны.