С 20 по 27 апреля проходит 45-й Московский международный кинофестиваль. Отметим его особенность в этом году — при том что в программе 224 фильма из 64 стран (именно эту цифру озвучил президент ММКФ Никита Михалков), на многие российские фильмы и сериалы не пробиться. Автор этих строк, пытаясь бронировать по своей аккредитации билет, то и дело натыкалась на надпись «на данный момент свободных мест нет — попробуйте позже» (на двух языках). Приходилось иногда просить места у продюсеров. Те отечественные картины, на которые мгновенно разбирались билеты, оказались весьма неплохими. Заодно и определилась тенденция: лучшие отечественные картины ММКФ в 2023 году по жанру — драмы.
Обозревательница «Российской газеты» Сусанна Альперина специально для КИНОТВ представляет 10 фильмов фестиваля на выбор — каждый из них ещё, несомненно, заставит о себе говорить
«Снегирь», реж. Борис Хлебников
«Снегирь» — фильм открытия 45-го ММКФ. Экранизация повести Георгия Владимова, действие в которой перенесено в наши дни, в определённом смысле — мощнейшая аллегория. Вся страна порой смотрится как рыболовецкий траулер «Снегирь» (в прозе у Владимова — «Скакун»), который вышел в открытое море. Люди, каждый из которых по-разному проявляет себя во время опасной ситуации — 10-балльного шторма (кстати, режиссёр Хлебников снял ранее сериал, который так и называется — «Шторм»). Разве это не напоминает сегодняшние времена, когда каждый проявляет себя за столь короткое время, что ранее на это ушли бы годы? Два молодых «салажонка» — Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников), которые, как говорится, пороха не нюхали, сразу оказываются «на передовой» — в борьбе со стихией и со своими качествами характера. Команда траулера не в восторге от того, что с ними — юнги-стажёры, но тем не менее каждый из бывалых моряков (артисты Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый (последняя роль), Анатолий Попов, Сергей Наседкин, Василий Щипицын и другие) пытается чему-то научить ребят, уберечь. И как раз тогда, когда рядом оказывается судно другой страны, которое тонет, и иностранных моряков тоже нужно спасать, как и груз, рыбу, иначе все рыбаки останутся без зарплаты и будет нечего есть. Постоянная экстремальная ситуация, перманентный кризис выработали у этих мужчин все качества, которые так необходимы в борьбе за выживание. Но как быть молодому поколению — парням, которых учили совсем другому? Кстати, картину продюсеры собирались подавать на крупнейшие мировые кинофестивали — в частности на Каннский, но реальная стихия заставила их переменить планы — в выигрыше остался ММКФ.
«Помилование», реж. Айнур Аскаров
Также экранизация — одноимённой повести классика башкирской литературы Мустая Карима. Два героя в картине — земляки писателя и даже говорят по-башкирски. Это произведение о войне Карим вынашивал почти 40 лет. В итоге описанный случай можно сравнивать с прозой Льва Толстого, и сравнение будет точным. Главные герои — также молодые парни, но на реальной войне — Великой Отечественной, в 1942 году: Лёня Ласточкин (Евгений Михеев), Янтимер Байназаров (Николай Галлямов) и Любомир Зух (Александр Новиков). Ещё не начав толком воевать, Любомир влюбляется в девушку — Марию-Терезу (дебютантка Джамиля Мударисова). Она — дочь погибших испанских коммунистов, удочерённая русскими людьми, живёт в одном из сёл. Любовь молодых людей настолько сильна, что Любомир покидает часть на вверенном ему танке, чтобы попрощаться с любимой перед отправкой на передовую — впереди Сталинград. Однако такой поступок расценивается командирами как военное преступление. Любомиру грозит расстрел, и друзья пытаются его спасти. Но смогут ли? И эта картина невольно перекликается со «Снегирём» — и там и там молодые люди, которые не воспринимают жизнь всерьёз, но она их сурово учит. С той лишь разницей, что режиссёр «Помилования» Айнур Аскаров (это его вторая экранизация Карима, первая — «Отряд Таганок») ближе к финалу делает в фильме резкий крен в сторону зрительского кино, а Борис Хлебников остаётся на территории авторского.
«Край надломленной луны», реж. Светлана Самошина
Крепкий и самобытный дебют молодого режиссёра. При условии, что девушка будет снимать в таком ключе и дальше, можно сказать, что зрители ММКФ присутствуют при рождении большого таланта. Не каждой дебютантке удаётся достойно экранизировать сценарии Наталии Мещаниновой (кстати, Наталия — и соавтор сценария картины «Снегирь», и вообще частый соавтор Хлебникова). Но сказывается и хорошая школа, и опыт наставников. Мастер Светланы в киношколе — Бакур Бакурадзе, а художественный руководитель дебюта — Александр Прошкин. Фильм о непростых взаимоотношениях трёх поколений в одной семье, бабушки, мамы и двух сестёр, мог бы тоже оказать честь иным международным кинофестивалям, которые приветствуют сейчас фильмы, сделанные женщинами и про женщин. Но впервые фильм показывают в конкурсе «Русские премьеры» на ММКФ.
Главной героине фильма Соне 14 лет. Да-да, не удивляйтесь: фишка ММКФ в этом году — повышенное внимание уделяется молодёжи. Соня (Маша Лобанова) не в состоянии видеть мать (Виктория Толстоганова). Та ничего не рассказывала дочери об отце, а потом вдруг сообщила, что тот умер. Соня расценивает это как предательство. Дома собирается женсовет — мама, бабушка (Эра Зиганшина) и старшая сестра Саша (Анна Шепелева), специально по случаю ЧП вызванная из Москвы, где работает журналисткой. Ещё и пяти минут не проходит, как зритель наблюдает за этой троицей, но уже понятно — доверия и любви друг к другу они не испытывают. Соня тем временем обнаруживается на семейной даче, которую затопило. И мама с Сашей выдвигаются туда спасать и возвращать дочь и сестру. Только как они смогут это сделать, когда каждая не доверяет другой, да и любовь у них друг к другу и к себе довольно сложная. Фильм кажется медленным, но это лишь иллюзия — в жизни в подобных ситуациях всё тоже происходит не быстро. Но зато фильм прочувствован и не преподносит фальшь — все поступки героинь и героев (также в главных ролях снимались Артём Быстров и Ростислав Бершауэр) мотивированы, понятны и легко перекликаются с родственными взаимоотношениями многих людей. Отдельное спасибо авторам стоит сказать за финал, который не скатывается в сторону «клюквы», а даёт возможность каждому представить и додумать что-то своё. Ключевое слово — «думать».
«Тайное влечение», реж. Стася Венкова
Ученица Сергея Соловьёва Стася Венкова уже сыграла в последнем короткометражном фильме мастера «Ути-ути-ути». А теперь Венкова сняла полнометражный режиссёрский дебют про молодую актрису Вету (в этой роли — Мария Янычева). Любопытно отметить, что смотреть этот фильм особенно интересно параллельно с сериалом Фёдора Бондарчука «Актрисы», последние серии которого как раз выйдут на Wink и «Кинопоиске» в день закрытия ММКФ. Вета отчаянно ищет себя. Ей не дают роли, которые хотелось бы сыграть. Тем не менее она старательно и даже с некоторым фанатизмом осваивает актёрскую профессию. С одной стороны, ей везёт: её выделяет и поддерживает мастер курса в театральном институте — в этой роли Роза Хайруллина, и порой кажется, что фильм стоит смотреть только ради этой блистательной актёрской работы. С другой стороны, Вета находит родственную душу — режиссёра, который также не востребован так, как ему бы хотелось. Он тоже в поиске. «Тайное влечение» актрисы направлено именно в его сторону. Режиссёр — старше, он «попадает» в главную травму жизни Веты: девушка тяжело переживает уход отца из семьи. К тому же у неё совсем ещё нет жизненного опыта, столь необходимого для того, чтобы достоверно играть роли. И в непростых взаимоотношениях с режиссёром Вета начинает опыт приобретать... Стася Венкова даёт своей героине «спасательную соломинку» — отца, которого играет Найк Борзов. Он появится в её жизни в самый неожиданный момент и поможет выпутаться из сложной ситуации. Но сколько их — молодых актрис и режиссёров, которым не помогает никто. Что важно — сам Сергей Соловьёв довольно изящно и трогательно вписан в повествование фильма, в котором снимались Дарья Балабанова, Антон Рогачёв, Миндаугас Папинигис, Святослав Рогожан и другие.
«Первая любовь», реж. Светлана Проскурина
Этот фильм вошёл в основной конкурс кинофестиваля, но и ранее работы Проскуриной в него отбирались. Из последних — довольно самобытный фильм «Воскресенье» с Алексеем Вертковым в главной роли в 2019 году. Алексей Вертков играет и в фильме «Первая любовь» — режиссёр Проскурина вообще сохраняет верность большинству членов своей кинокоманды, да и та — ей. У Верткова тут одна из двух главных мужских ролей — лодочник Иваныч в забытом санатории. Когда-то здравница переживала совсем другие времена, но теперь она похожа по гнетущей атмосфере на ту, что показана в фантастическом триллере «Лобстер» режиссёра Йоргоса Лантимоса (вышел в 2015 году). Непонятно, от чего люди лечатся и что они в итоге приобретают. Отдыхают ли или испытывают повышенные нагрузки? Ещё одна главная мужская роль в картине — неожиданно — Игорь Верник. Он играет Георгия (хочется пошутить: главный приз на ММКФ — «Золотой Георгий», но не будем). Георгий так сильно любит свою жену (Александра Ребенок), что патологически несчастен от этого чувства: изменяет, пьёт, пытается убить... За страстями с повышенным интересом наблюдают врач (тоже неожиданно — Марина Брусникина) и молодая медсестра (кинодебют Лизы Кугай). Но они не из этого санатория — приехали сами отдохнуть. У обеих — неудавшаяся личная жизнь. А Георгий — довольно привлекательный мужчина, хотя пытается привлечь к себе внимание и Иваныч. Что для женщин, возрастные часики которых стремительно тикают, важнее — добиться правды и помочь другим или подумать о личном счастье? Сюжет «из жизни отдыхающих» даёт то один, то другой ответ, но, судя по всему, напрашивается и третий...
Продолжение материала читайте 28 апреля.