В этом году на больших и малых экранах вышло несколько десятков самых разных хорроров. Для списка лучших мы решили не рассматривать особенно громкие тайтлы вроде продолжения культовых франшиз («Астрал», «Крик», «Пила», «Проклятие монахини», «З/Л/О») и своеобразных перезапусков («Бугимен», «Изгоняющий дьявола», «Восстание зловещих мертвецов»). Вместо этого кинокритик Юлия Салихова отобрала неочевидные шедевры со стримингов и фестивальные хиты, которые стоит посмотреть всем ценителям жанра.
«Два, три, демон, приди!», реж. Дэнни и Майкл Филиппу
Группа тинейджеров устраивает вечеринки, где с помощью таинственной керамической руки вступает в контакт с мёртвыми и ненадолго впускает в своё тело души усопших. Старшеклассница Миа (Софи Уайлд) решает немного отвлечься от грустных мыслей в день годовщины смерти матери, поэтому тащит на одну из таких тусовок подругу Джейд (Александра Дженсен) и её младшего брата Райли (Джо Бёрд). После первого контакта с потусторонними силами Миа остаётся в полном восторге и довольно быстро впадает в зависимость от спиритических сеансов. Поначалу ритуалы с вызыванием призраков проходят весело и безобидно, пока однажды всё не заходит слишком далеко.
«Два, три, демон, приди!» — один из самых заметных хорроров года. После премьеры на фестивале «Сандэнс» права на режиссёрский дебют братьев Филиппу приобрела студия A24. Австралийский ужастик стал хитом кинопроката и покорил как критиков, так и зрителей. В своей работе авторы находят свежий подход к избитому сюжету о призраках. Дэнни и Майкл Филиппу поднимают тему наркозависимости и рассуждают о чувстве утраты, но при этом не забывают о пугательно-развлекательной части. Получился весьма изобретательный и динамичный хоррор, который определённо понравится жанровым фанатам.
«Никто тебя не спасёт», реж. Брайан Даффилд
Молодая девушка по имени Бринн (Кейтлин Дивер) живёт одна в большом доме на отшибе. В маленьком городке неподалёку ей почему-то не рады. Случись что-то страшное — Бринн никто не поможет. Однажды посреди ночи девушка просыпается от странного шума и обнаруживает, что в дом забрался инопланетянин. Бринн удаётся избавиться от незваного гостя, но бежать всё равно некуда. Небо заполонили летающие тарелки. Город захватили пришельцы.
Бойкий сай-фай-хоррор на тему вторжения инопланетян, в котором почти нет диалогов. Слова тут и не нужны: визуальное повествование говорит само за себя. Постановщик Брайан Даффилд не изобретает ничего нового в жанре, отсылая к классике научной фантастики вроде «Вторжения похитителей тел», «Знаков» и «Сумеречной зоны». Впрочем, даже некоторая вторичность не портит впечатление от просмотра. «Никто тебя не спасёт» полностью захватывает внимание и смотрится на одном дыхании. Скрытый шедевр стримингового сервиса Hulu. Такое и на большом экране показывать не стыдно.
«Одержимые злом», реж. Демиан Рунья
В аргентинской глубинке появился одержимый. Местные жители со дня на день ожидают чистильщика, который решит их проблему. Спустя некоторое время становится ясно, что помощи ждать неоткуда. Тогда братья-фермеры Педро (Эсекьель Родригес) и Джими (Демиан Саломон) вместе с соседом Руисом (Луис Цимбровски) решают взять дело в свои руки. Не имея должной квалификации для изгнания злого духа, троица энтузиастов решает просто отвезти гниющее тело подальше от своих земель. Однако по пути одержимый исчезает из багажника. Вскоре демоническая сущность навещает Руиса и его беременную жену. Братьям остаётся только бежать без оглядки. Зло неустанно следует за ними.
Неожиданный хит со стриминга Shudder, в каталоге которого можно найти хорроры на любой вкус. Аргентинский ужастик «Одержимые злом» относится к категории «зрелище не для слабонервных». Фильм шокирует неприятными и жуткими сценами. От происходящего на экране стынет кровь в жилах. Вариант для тех, кого не воротит от вида булькающего гноя на раздувшемся теле и не пугает всякий трэш вроде поедания мозгов из вскрытой, как консервная банка, черепушки ребёнка. Поистине ужасное зрелище.
«Рождение/перерождение», реж. Лаура Мосс
У медсестры родильного отделения Селии (Джуди Рейес) неожиданно умирает шестилетняя дочь. Тело девочки пропадает из морга, и никто в больнице не знает, куда оно подевалось. В попытках докопаться до правды Селия выходит на подозрительную сотрудницу морга Роуз (Марин Айрлэнд). Вскоре убитая горем мать выясняет, что женщина-патологоанатом забрала мёртвого ребёнка к себе домой для испытания лекарства от смерти. Более того, безумной учёной даже удалось оживить бездыханное тело. Так у Селии появляется надежда. Ради дочери она готова на всё.
Ещё одна занимательная новинка с сервиса Shudder, который специализируется на жанровом кино, но далеко не всегда может похвастать качественными проектами. «Рождение/перерождение» — один из таких редких бриллиантов в каталоге стриминга. Премьера полнометражного авторского дебюта Лауры Мосс состоялась на фестивале «Сандэнс». С одной стороны, получилось сильное высказывание на тему материнства. С другой — история о безумной учёной, которая кропотливо создаёт Франкенштейна. А ещё одну из главных ролей здесь играет Джуди Рейес — Карла из «Клиники».
«Все страхи Бо», реж. Ари Астер
Одна из самых неоднозначных кинопремьер этого года, вызвавшая дискуссии среди критиков. Казалось бы, все вводные для успеха были соблюдены: гарантом качества выступали студия A24 и талантливый хоррормейкер Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние»). В результате этой коллаборации вышло трёхчасовое полотно об экзистенциальных муках, которое далеко не каждый сможет осилить. Предупреждаем: наблюдать за вялотекущим и невыносимо изнурительным сюжетом про все возможные (и невозможные) фобии главного героя страшно мучительно. Но в этом и фишка! Кино вышло по-хорошему ужасным. «Все страхи Бо» одновременно хочется заставить посмотреть всех знакомых и вместе с тем забыть, как страшный сон.
В центре сюжета — лысеющий невротик Бо Вассерман (Хоакин Феникс), который боится всего на свете и старается лишний раз не выходить из квартиры. На годовщину смерти отца ему всё же приходится покинуть зону комфорта ради поездки к властной маме, травматический опыт от общения с которой он много лет пытается проработать на психотерапии. Дорога в родительский дом превращается в фантасмагорическую одиссею по детским травмам и взрослым комплексам. Герою предстоит столкнуться с реальной (или вымышленной?) опасностью и, если получится, побороть все свои страхи.
«Паранормальные явления. Скинамаринк», реж. Кайл Эдвард Болл
Двое маленьких детей просыпаются посреди ночи и понимают, что в доме происходит что-то странное: родители куда-то пропали, двери и окна исчезают сами по себе, а в темноте, кажется, скрывается монстр. Хроника детских страхов показана с помощью коротких сцен-перебивок вроде ракурсов с лампой на потолке или съёмки включённого телевизора с мультиками. Иногда из пугающей темноты доносится зловещий мужской голос, который призывает детишек заглянуть под кровать или спуститься в подвал. При этом сюжета в привычном понимании нет. Один жуткий кадр сменяет другой — и так по кругу.
Сразу оговоримся, что «Скинамаринк» не имеет ничего общего с серией фильмов «Паранормальное явление». Приставка в начале — фантазия российских локализаторов. На деле это стилизованный под плёнку низкобюджетный инди-хоррор видеоблогера Кайла Эдварда Болла, вдохновлённый его собственными детскими фобиями и снятый в доме его родителей. Картина пугает в первую очередь атмосферой, всё остальное дорисовывает воображение. Получился по-настоящему жуткий и неуютный фильм, который, скорее всего, утомит большинство зрителей, но заинтересует ценителей экспериментального кино и понравится тем, кто сможет настроиться на его волну.
«Бескрайний бассейн», реж. Брэндон Кроненберг
Писатель Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) пребывает в творческом кризисе. В поисках вдохновения он вместе с богатой женой Эм (Клеопатра Коулмэн) отправляется на закрытый курорт в экзотическую страну. Там супруги знакомятся с парочкой отдыхающих: Альбаном (Жалиль Леспер) и Габи (Миа Гот). Компания отправляется на пикник за пределы курорта, хотя покидать охраняемую территорию строго запрещено. На обратном пути сидящий за рулем Джеймс случайно сбивает человека. Теперь по местным законам ему грозит смертная казнь. Но есть лазейка: за кругленькую сумму виновный может заказать своего клона, который в итоге и понесёт наказание. Так Джеймс понимает, что в райском уголке можно творить любую дичь безнаказанно. А ещё — что его новые знакомые давно в теме и стабильно пользуются привилегиями богачей.
В начале года пресса нарекла «Бескрайний бассейн» одним из самых необычных фильмов года. К концу декабря такая характеристика всё ещё актуальна. Изобретательную и мрачную сатиру на богатых снял Брэндон Кроненберг («Антивирус», «В чужой шкуре») — сын великого и ужасного мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга («Муха», «Видеодром»). Главную мужскую роль сыграл Александр Скарсгард («Варяг», «Меланхолия»), но всё внимание крадёт новая королева хорроров Миа Гот («X», «Пэрл»). Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс».
«М3ГАН», реж. Джерард Джонстоун
Девочка Кэди (Вайолет Макгроу) потеряла родителей в автокатастрофе и оказалась на попечении у тёти Джеммы (Эллисон Уильямс). Джемма совсем не умеет общаться с детьми и слишком зациклена на работе, поэтому отдаёт бразды воспитания в руки экспериментальной механической куклы с искусственным интеллектом М3ГАН. Кэди довольно быстро находит общий язык с новой подружкой. Вот только кукла-андроид слишком буквально понимает поставленные перед ней задачи, что приводит к серии убийств невинных людей и животных.
Совместный продукт хоррор-студии Blumhouse и Джеймса Вана, который выступил в качестве продюсера и соавтора, ворвался в медиапространство задолго до кинотеатрального релиза. Всё дело в грамотной маркетинговой стратегии: танец куклы-убийцы из трейлера завирусился в TikTok. На выходе получился довольно увлекательный жанровый аттракцион. Сиквел уже находится в разработке.
«С детьми что-то не так», реж. Роксанна Бенжамин
Семейная пара с детьми отправляется на уикенд за город в компании необременённых тяготами родительства друзьями. Ничего не предвещает беды до тех пор, пока все не решают прогуляться до старого форта. После возвращения дети начинают вести себя странно. Из милых ангелочков они очень скоро превращаются в настоящих монстров.
«С детьми что-то не так» легко пропустить в череде жанровых новинок. Хотя фильм использует проверенные киношниками схемы и не изобретает ничего нового, оторваться от просмотра всё же невозможно. На шедевр картина пусть и не претендует, но в рамках жанра со своей задачей справляется. В первую очередь ужастик должен понравиться фанатам Стивена Кинга. Как минимум вайб располагает.
«Больной», реж. Джон Хайамс
Замыкает десятку ещё один неочевидный претендент в списке. Действие фильма разворачивается в самый разгар пандемии коронавируса. Две подружки решают устроить «карантин на стиле», что означает пересидеть локдаун в загородном домике на берегу озера. Изолироваться от незваных гостей, впрочем, не выходит. Вскоре к девушкам нагрянет убийца в маске.
На фоне вышедших в этом году слэшеров «Крик 6» и «Конкретный убийца» их жанровый собрат «Больной» выглядит тёмной лошадкой. Возможно, он и проигрывает вышеупомянутым тайтлам, зато отлично подходит в качестве разнообразия для непредвзятого зрителя, который успел заценить все громкие релизы сезона и находится в поисках интересного жанрового кино. Один из самых недооценённых фильмов года.