На интервью к Юрию Дудю* пришёл клипмейкер и режиссёр Ладо Кватания, который в прошлом году дебютировал в полном метре с триллером «Казнь». Два часа времени на дороге не валяются, так что рассказываем о самом интересном из разговора:
Кватанию часто обвиняют в попытке сравнить себя с Тарантино, потому что, по его словам, кино он увлёкся во время работы в «палатке» с видеокассетами, а профильного образования так и не получил. Так вот — кассеты Ладо действительно продавал, причём заведение было весьма эстетским по ассортименту, туда часто заглядывали за каким-нибудь Трюффо или Годаром.
Режиссёр сомневался, стоит ли снимать клип «Реванш» на песню Хаски, звучащую в финале «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова. Ролик задумывался как «альтернативный новогодний огонёк» в поддержку картины, но декорации реальной жизни были настолько грустными, что Кватания не был уверен, имеет ли моральное право показывать их.
В прошлом году Кватания снял короткометражный фильм, пока он лежит на полке («Я вот так интригу забросил, на этом всё!»).
Лучшим грузинским фильмом клипмейкер назвал «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани.
Дебютный фильм Кватании «Казнь» на самом деле не совсем про маньяка, это «жанровая ширма, чтобы рассказать личную историю» о внутренней борьбе с конформизмом. После первых же проб режиссёр понял, что главная роль достанется Нико Тавадзе. Образ маньяка списан с нескольких серийных убийц, советских и современных, в том числе с Андрея Чикатило. Запуск продакшна «Казни» совпал с разработкой «Чикатило» Сарика Андреасяна, что расстроило Кватанию, ведь сравнения будут неизбежны. К тому же, по словам клипмейкера, у Андреасяна есть свойство «оставлять после себя выжженное поле».
Однажды Кватании довелось сделать пробы с Виктором Сухоруковым, которые были своеобразной экзаменацией режиссёра. Несмотря на вопросы к сценарию, Сухоруков назвал его гениальным, а на реальные пробы актёр подготовил эскизы роли. К сожалению, поработать кинематографистам так и не удалось.
Своими любимыми режиссёрами Кватания называет Федерико Феллини, Алексея Германа — старшего, Андрея Тарковского и Алексея Балабанова.
Среди примечательных фильмов после 1994 года (граница — «Криминальное чтиво») Ладо назвал «Подозрительные лица» Брайана Сингера, «Нефть» и «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, «Олдбоя» Пак Чхан-ука. Популярность корейского кинематографа Кватания объясняет способностью местных режиссёров крайне нетипично сочетать жанровые и логические элементы.
После интервью Кватания советует зрителям посмотреть «Титан» Жюлии Дюкурно.
*Признан Минюстом РФ иноагентом в июне 2022 года.