И в кадре, и в фокусе, и лучи осветителей — пусть непривычно — им светят прямо в глаза. 14-я по счёту премия гильдии кинооператоров «Белый квадрат» — место, где раз в год чествуют лучших российских художников, стоящих за камерой.
Отраслевая — на первый взгляд — церемония собрала в «Гоголь-центре» разнообразную публику. Режиссёр Николай Досталь, актриса Елена Лядова...
Елена Лядова, актриса: «Режиссёр в общем-то сидит за монитором и гораздо дальше от актрисы. А всё взаимодействие происходит с оператором больше».
Волейболистка Екатерина Гамова с высоты 2 метров 2 сантиметров тоже готова была говорить о кино. Отец её супруга Анатолий Мукасей, увековечивший «Гардемаринов», в этот вечер получил премию за вклад в операторское искусство. Но актуальную киноповестку никто не снимал.
Екатерина Гамова, двукратная чемпионка мира по волейболу: «Мне понравился фильм „Матильда“, как бы истерично ни складывалась ситуация вокруг этого фильма до выхода его в прокат. Безусловно, я смотрела все фильмы про наших космонавтов».
В шорт-листе «Белого квадрата» шесть фамилий — это на одну больше, чем обычно. Конкуренция обострилась. Владимир Башта (он известен по фильму «Географ глобус пропил») на этот раз в видоискателе видел космоc: снял «Время первых».
Игорь Клебанов запечатлел «Холодное танго» с Юлией Пересильд. О «Матильде», снятой Юрием Клименко, в день церемонии никто не спорил, не бил посуду и не пытался запрещать, только восторгались. Ещё соревновались, чьё изображение эффектнее: «Заложники» Владислава Опельянца и два самых громких проекта последнего года. «Аритмия» (за ней стоит Алишер Хамидходжаев) и «Нелюбовь» Михаила Кричмана — бессменного оператора Андрея Звягинцева.
Игорь Клебанов, президент Гильдии кинооператоров: «В первом туре закрытое голосование. Голосуют операторы. А потом идёт второй тур, выбирается жюри. Куда входит оператор, режиссёр, художник, киновед. Сегодня входит композитор. И они из пяти-шести работ выбирают лучшего«.
Кинофавориты сезона — с запоминающейся сигнальной лентой на дереве и матрацем на кухне в ярославской малогабаритной квартире — на этот раз уступили космическому «Времени первых».
Игорь Петренко, актёр: «Я знаю из рассказов, что ребята 70 процентов висели на тросах. Это достаточно такая серьёзная нагрузка. Как снимать эти сцены, как их решать.Например, там западные коллеги многое из этого выжали, и в этом нет каких-то сложностей. А мы понимаем, что и нам под силу».
Получивший главную операторскую премию Владимир Башта сразу попросил номинантов — считай, соперников — о коллективном фото. Редкий случай на сцене — виновник торжества думает не о словах, а о красоте кадра.