С 6 мая в повторном прокате фильм Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс». Он вышел на экраны в 1994 году и впитал в себя культурные коды и знаки последнего десятилетия XX века. В первом интервью проекта «Диалоги о кино» Вера Гиренко поговорила с историком моды, кандидатом искусствоведения, заведующей кафедрой истории и теории искусства СПбГУПТД Светланой Ванькович о типичной одежде 1990-х и о канонических образах в «Чунгкингском экспрессе».
— Светлана, как вам «Чунгкингский экспресс»?
— Это очень спокойная романтическая история с красивой музыкой и операторскими эффектными приёмами. По-моему, «Чунгкингский экспресс» имеет свою камерную эмоциональную окраску, и не для всех зрителей она понятна. Фильм будет хорошо отражать настроение и состояние зрителей в процессе просмотра. Одним эта история наверняка покажется меланхоличной. А некоторым людям события фильма представятся полными внутреннего напряжения. Ожидание захватывающего динамичного сюжета не оправдаются; события представлены спокойно и достаточно последовательно, даже несколько повседневно. Поэтому, как мне кажется, «Чунгкингский экспресс» интересно пересматривать в разные периоды своей жизни, чтобы сравнивать восприятие себя-тогдашнего и себя-теперешнего.
— «Чунгкингский экспресс» вышел на экраны в 1994 году. Каковы модные маркеры того времени?
— Десятилетие 1990-х в моде всем запомнилось упадком и девальвацией достижений предыдущих периодов. 1980-е утвердили право женщины на то, чтобы быть деловой, фатальной, влиятельной. Это время общественно-политического влияния женщин в развитых странах. Символом женской власти в восьмидесятые стали широкие плечи, появившиеся благодаря модельеру Тьерри Мюглеру и вызывающие ассоциации, с одной стороны, с суровыми годами Второй мировой войны, а с другой — с достижениями женщин в борьбе за равноправие, достигшей в конце ХХ века своего апогея. В 1990-е годы женская эмансипация, выраженная в одежде, уступила место стилю гранж, который выражал протест против гламура предыдущего десятилетия. В тренде оказались винтаж, экологичные материалы.
— Мне мода 1990-х запомнилась повсеместным распространением чёрных футболок оверсайз с принтами. Мужчина в такой футболке — кажется, типичный образ для того десятилетия.
— Типичный мужчина 1990-х одевается так, как полицейский номер 223 из первой новеллы «Чунгкингского экспресса». Джинсы, мягкий хлопковый пиджак (жёсткие линии вышли из моды ещё в конце 1980-х благодаря Джорджо Армани), будто помятый и поношенный, как говорится, видавший виды. Такая одежда легко принимает удобную для тела форму, не сковывает движений. Именно такие костюмы демонстрируют персонажи на протяжении всего фильма, которые гармонично вписываются в предметную среду мегаполиса.
— Женщину, возглавляющую наркокартель, из первой новеллы сложно назвать типичной женщиной из 1990-х. Она носит парик, тренч, солнцезащитные очки.
— Эта стильная женщина одета в духе 1980-х годов, когда, как я уже говорила, мода олицетворяла женскую власть и силу. С одной стороны, героиня воплощает образ изящной красавицы с великолепной фигурой и грациозной походкой. А с другой стороны, она умеет за себя постоять, ведь в её маленькой сумочке лежит пистолет. Эта героиня, определённо, старше всех остальных персонажей, она как будто из другого временного периода. Её стиль роковой блондинки отсылает нас к «золотому веку Голливуда». В частности, к таким дивам американского кинематографа 1930–1940-х годов, как Мэй Уэст, Марлен Дитрих.
— Вторая новелла фильма Вонга Карвая инспирирована песней «Сalifornia Dreamin’». Она символизирует мечту о переезде в Лос-Анджелес очаровательной официантки Фэй и знак мультикультурности Гонконга. Вы почувствовали в атмосфере этой ленты что-то «американское»?
— «Сalifornia Dreamin’», отсылающая к американскому стилю жизни с его «программной уверенностью» в торжестве массовой культуры, преподносит нам удивительный контраст с глубиной восточной философии. На её фоне романтические флюиды, возникающие между главными героями Фэй и полицейским 663, становятся ещё более тонкими, нежными, неуловимыми, основанными на недосказанности и полутонах — что в целом очень интересно наблюдать с позиции европейского зрителя. Но главное в этом фильме то, что он о тотальном человеческом одиночестве, от которого не спасает мультикультурный и многолюдный Гонконг.
— Андрогинная Фэй одета будто из секонд-хенда...
— Она одета в стиле гранж. Вся Америка и вся Европа восприняли этот утилитарный стиль повсеместно, и общая картина городской толпы больших городов выглядит так до сих пор. Это не женственная одежда, в ней не подчёркиваются талия, грудь, бёдра. Образ тотального унисекса неоднократно возвращался в моду, 1990-е — именно это время. Идеалом красоты того периода была обладательница «измождённой стройности» Кейт Мосс, которая пришла на смену индивидуальным кукольным красавицам с выразительными формами 1980-х Клаудии Шиффер, Синди Кроуфорд...
— Европейская мода влияет на то, как одевается Восток. Мы видим это по «Чунгкингскому экспрессу». В чём состоит обратное влияние — азиатской моды на европейские тренды?
— Элементы восточного костюма достаточно давно проникают в европейскую моду. С конца прошлого века эти явления стали только усиливаться. Западная мода будто исчерпала себя в ХХ веке. Моде всегда нужны были новые источники вдохновения, свежие идеи. В восточной культуре их немало. В моду на протяжении последних лет входит многослойная, свободная, закрытая одежда — это влияние мусульманской культуры. Обувь, которую и мужчины, и женщины носят на босую ногу, этнические восточные мотивы орнаментации тканей, роспись тела, новый идеал красоты, который транслируют манекенщицы известных модных домов, ориентирован на восточный тип.
— Костюм в фильме Карвая, как мы поняли, — маркер времени и места. Но как должна выглядеть сейчас идеальная одежда для мегаполиса?
— Смешение культур, национальностей и расовых признаков превращает современные мегаполисы в глобальные атомы, которые всё больше и больше похожи друг на друга. Поэтому архитектура, предметная среда и, конечно, костюм обитателей этих городов имеют общие черты. На сегодняшний день это, прежде всего, утилитарная одежда: удобная, практичная, вариабельная, которая помогает существовать в урбанистическом мире. Спортивный стиль, комфортные ткани, внесезонный ассортимент. И только аксессуары могут быть индивидуальными и необычными.