Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ангажированных режиссеров Европы. Работал практически во всех жанрах: от комедии до нуара и мелодрамы. В 2002 году снял фильм«Мари-Жо и две ее любви», отобранный в основной конкурс Каннского фестиваля. В 2016-м в Венеции он возглавил жюри секции«Горизонты», а в 2017 году его фильм «Дом у моря» вошел в основную программу Биеннале. Робер Гедигян — на «Кино ТВ».
Фото: Shutterstock
— Большинство режиссеров, даже тех, что не скрывают своих политических взглядов, все равно утверждают, что в их жизни политика отделена от искусства. Вы настаиваете на обратном и заявляете не только, что все ваши фильмы политические, а что все фильмы всех режиссеров — политические. Действительно ли вы считаете именно так?
— Да, я настаиваю, что те кто говорят - «Я не снимаю политическое кино», либо лгут, либо не договаривают, либо они идиоты. Если ты концентрируешься на человеческой жизни, если ты анализируешь человеческие поступки, как ты можешь оставить в стороне взгляды этих людей? Любой фильм о человеке это фильм о политике. Человек живет в глобальном мире, глобальный мир и есть политика. Это буржуазная идея, идея среднего класса, что якобы искусство и политика может существовать отдельно. Что политика — сплошная грязь, а я, художник — весь чистый. Так не бывает. Искусство может быть глубже чем официальная политика, но не может существовать вне ее.
— Вы говорите, что нельзя игнорировать политику, при этом в России последние годы очень распространена идея политического эскапизма. Слишком много друзей перессорилось, слишком много семей развалилось из за политических дебатов на кухне. Поэтому люди просто предпочитают разговаривать на другие темы, чтобы не ссориться. Что вы скажете о таком подходе к жизни? Насколько он правильный?
— Смотрите, заявляя о своем политическом эскапизме вы на самом деле делаете политическое заявление. Выступаете в оппозицию тому, что происходит в мире. Вы вступаете в определенную игру, а имя этой игре - политика. Политика это не только Трамп и Путин, она не всегда связана с решениями правительства. Политика это история созидания того, как человека учиться жить в обществе. В этом смысле - все политика. Если живое разумное существо проявляет любую активность - это политика, партии здесь вторичны.
— Вопрос, который я не могу вам не задать, как одному из самых революционных, как одному из самых левых европейских режиссеров: 2017 год - год столетия русской революции, что вы думаете о ней сегодня? Насколько важна для вас эта дата?
— Это очень важная дата для меня, ведь я считаю себя специалистом по русской революции, читал много книг и документов об этом. На мой взгляд события 1917 года — красная линия разделившая историю человечества. Это беспрецедентная история надежды. Символ человеческой надежды. Но мы должны извлечь урок того времени, должны всегда помнить на что способен человек.
— То есть это позитивная дата? Это большой юбилей?
— Да, конечно, это позитивный юбилей. Очень важная дата.